«ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»

Жмурова Александра Васильевна,

учитель истории, обществознания и ОРКСЭ,

Почётный работник общего образования РФ

 

Есть множество русских пословиц и поговорок, в которых говорится об отношениях, зависимости, связи человека и его малой родины. Например: «Всяк кулик своё болото хвалит», «На родине и цветы по-иному пахнут», «Дома и солома едома».

Я для названия своей работы выбрала пословицу «Где родился, там и пригодился». Зайдя однажды в наш краеведческий музей станицы Замьяновской (он располагается на втором этаже нашей школы), я обратила внимание на скромную пластиковую папку с названием «Словарь некоторых устаревших слов, употреблявшихся в разговорной речи жителями  села Замьяны в XVIII, XIX, XX веках». Многие слова из этого «Словаря» были мне незнакомы, многие вызвали интерес, а многие были так своеобразны, что вызвали улыбку. Большинство этих слов  связано с исконным занятием местного населения – рыбной ловлей, добычей рыбы. Ведь  село стоит в излучине, на правом берегу красавицы Волги, и до сих пор славится рыбными местами. А потом у меня  возник вопрос: «Кто же создал этот словарь?» Заведующая музеем Аншакова Галина Алексеевна ответила, что этот словарь – труд нашего уважаемого  односельчанина Тунгулукова Михаила Ивановича.

Раньше он был частым гостем школьных вечеров и классных часов, посвящённых истории нашего села, бывшей казачьей станицы, истории Великой Отечественной войны. Михаил Иванович имеет  статус «Труженик тыла», относится к «Детям войны». Только  вот давненько его не видно.  Он  сильно сдал в последнее время. Возраст, болезни, немощь… И я подумала: что же это за человек? Война, сиротство, рано навалившаяся на плечи подростка забота  о семье, жестокая болезнь,  тяжёлая трудовая жизнь, начатая в очень раннем детстве…  А он – шутливые рассказы пишет, словари составляет…

Трудное прошлое  моей Отчизны,  малой родины – судьба этого

негромкого человека. Полной чашей он черпал всё, что преподносило ему его время. Почему он выстоял, почему не уехал из села, не искал лёгкого хлеба, теплого места? Для чего он был таким, а не другим? Почему ему до глубокой старости удалось сохранить интерес к жизни, активную жизненную позицию?

Вот на эти вопросы я и попытаюсь ответить в своем очерке.

 

I.   Мишино детство.

Отца на фронт  призвали.

И по такой причине

Я должен жить отныне,

Как следует мужчине.

В.Берестов 

Миша в срок первом был не просто молод, он был мал… Небольшого роста, худенький ребёнок, закончивший на «отлично» третий класс. Ему не было и десяти лет, когда началась Великая Отечественная война.

Самой  большой радостью в жизни мальчугана было то, что на 7 ноября (Праздник Великой Октябрьской социалистической революции) и на 1 мая (День Международной солидарности трудящихся) их, отличников, по решению правления колхоза катали вокруг села на бортовой «полуторке» (вид грузового автомобиля).

24 августа 1941 года семья – мама  Александра Матвеевна, у которой через две недели после проводов мужа на фронт родилась дочь Людмила, третий ребёнок в семье, да Миша с сестрой Зиной проводили отца Ивана Алексеевича на войну, с которой он не  вернулся. Проводы врезались в память Миши на всю жизнь: уходило на фронт сразу около 80 односельчан.  На берегу Волги, а их увозили на призывной пункт на пароме с баркасом, стоял оглушающий, леденящий кровь плач, перебиваемый звуками гармошки и традиционной на проводах в армию  песней «Последний нонешний денёчек…».

Мише казалось, что берег качается - земля уходила из – под ног. Отец при расставании поручил семью мальчику, дав наказ поставить на ноги Зину и того, кто родится: «Ты мужчина. Живи честно…  Это – заповедь нашего рода». Отец не надеялся вернуться с жестокой войны, так оно и получилось: он пропал без вести уже в 1942 году.

Кончилось беззаботное Мишино детство. Когда  ещё мама сможет начать зарабатывать после родов? Пришлось Мише взять на себя заботу о прокорме семьи.

Наш колхоз в то время назывался «Рыболовецкая артель «Путь рыбака».  Добыча рыбы – частиковой (селедка, судак, сазан, вобла, которую тогда называли на фронте «астраханской таранью»), красной (севрюга, белуга, осётр)  - была  традиционным занятием местных жителей – ловцов.  Были они потомками казаков, основавших станицу рядом с  хотоном знатного калмыка Замьянга в 1764 году по особому указу Екатерины II.

Среди первых казаков, поселившихся на берегу Волги в шестидесяти верста выше Астрахани,  у Крымского затона был казак с фамилией Туголуков, от которого ведут свой род все замьяновские  Тунгулуковы.

Отец Миши тоже был ловцом, колхозником. Главным занятием мужчин – колхозников круглый год была  добыча рыбы. У части колхозников были в собственности или аренде рыболовецкое судёнышко - кулас, бударка, сети для ловли рыбы на открытой воде – весной и осенью в путину, вентеря – особо устроенные приспособления для подлёдного лова. Другая часть ловцов состояла в бригадах неводного лова. Были в колхозе и посевные площади – под овсом и рожью на землях, увлажнённых половодьем, были бахчи, сады, но основным занятием и сферой хозяйственных интересов рыболовецкой артели  всё же был вылов рыбы.  Поначалу для маленького, худенького Миши нашлось место сторожа  в полеводстве. Действительно, ну какой из него рыбак в десять – то лет?

А вот в двенадцать – пожалуйста! Пошёл Миша в 1943 году вёсельником на бударку, потому что надо было кормить семью. У рыбаков – заработок больше. А ещё семье надо было сдавать государству продукты со своего подворья – яйца, мясо, молоко или сливочное масло. Что поделаешь? Война!

Часто повторяет в своих воспоминаниях Михаил Иванович, что мысль об учёбе никогда его не оставляла. Хотелось подростку выучиться, приобрести профессию. В конце ноября 1943 года Миша попросился в четвёртый класс. После школы домашние заботы: топливо, вода, подворье, потом уроки (иногда и до двенадцать ночи), а после полуночи с рыбаками сети метать надо. Что-то от колхоза перепадёт, рыбаки от своего улова дадут рыбки, а из натуроплаты и муки хоть немного. Так Миша и выжил, и семью прокормил.

В 1944 году, т.е. в 13 лет Миша перевёлся в неводное рыболовецкое звено. Хоть и закончил он четвёртый класс на «отлично», а в пятый идти – пока погодил: сёстры растут, кормить надо, а кормилец – то главный – он.

Трудно было  сдержать слезы, читая рассказ Михаила Ивановича о том, что ему пришлось вынести в его 13-14 лет.* Неимоверно тяжёлый труд рыбака,  недоедание, недосыпание, пребывание в воде – вечно в воде, холодной, ледяной, от которой защититься нечем – ни одёжки по сезону, ни обуви, чтоб не протекала… «Всё для фронта, всё для победы»- а весь труд -  ручной, круглосуточный, непосильный  даже для взрослых.

День Победы встретил Михаил Иванович тоже на работе -  на тоне «Мужичьей». В их звене было две вдовы, двое сирот, а ещё у двоих с фронта не вернулись сыновья. Радость со слезами на глазах…

Миша  мечтал об учёбе, а учиться поехала в Астраханское педагогическое училище сестра Зина. Так было решено на семейном совете. Не встанет же Зина вместо Миши в невод, чтоб семью содержать, да и Миша этого не допустит, хотя в иных семьях девчонки тоже тянули невод. Да и отцовские слова Миша не мог забыть, наказ «поднять  младших» звучал в ушах.

Хоть и трудно было, а Михаил закончил пятый и шестой классы вечерней школы отлично. Жизнь налаживалась, но…

Периодически – в 1945, 1951 и некоторые другие годы проходная рыба (так называют рыбу, которая поднимается из Каспия для нереста в верховья Волги) почему – то не шла в Волгу. Колхоз не выполнял план по рыбосдаче. Рыбаков речного лова послали ловить рыбу на  Каспийское взморье, где она стояла пластом. Непривычно, но что поделаешь. А при советской власти, да при тогдашнем руководителе государства – И.В. Сталине, не очень – то и спрашивали – хочешь ли, не хочешь, умеешь, или нет! Приказали – делай! С нарушителями трудовой дисциплины поступали жёстко – суд и лагеря. На реюшках – малых рыболовецких судах замьяновские рыбаки отправились на новые неизведанные места лова. Но море  - не река. А тут на беду случился знаменитый шторм, который потопил немало рыбачьих судов, в том числе погибли и замьяновские рыбаки. Михаил чудом выжил. Произошло это 6 ноября 1952 года, когда на Северном Каспии развернулся мощный ураган. Более 60 лет утекло с того времени, но многие старожилы среди местных потомственных рыбаков до сих пор помнят об этом стихийном бедствии. К слову, после 1952 года подобных ураганов или штормов на Каспии не было…

Недоедание, вечный холод воды, протекающий в утлую обувку, привели к страшному заболеванию. Остеомиелит требовал хирургического вмешательства.

Михаилу шёл двадцать второй год, когда после сложной операции он стал практически инвалидом. Нечего было и думать парню о труде рыбака. Колхозник с 11- летним стажем остался без средств к существованию. Полгода длилось лечение. От отчаяния спасли слова матери «… крепись – выживем», да тот самый наказ отца. Младшую сестру, одиннадцатилетнюю Людмилу, тоже надо было «ставить на ноги».

В неполные 22 года Михаил, опираясь на клюшку, пошел учиться в 7 класс дневной школы и окончил его  на «отлично». Зная обстоятельства семьи и здоровье Михаила, председатель колхоза дал ему справку, без которой в то время колхозники не имели права уехать из колхоза. Эта справка колхозникам заменяла паспорт. Только такая справка давала возможность жить, учиться, работать в городе бывшему колхознику.

«Лучше поздно, чем никогда» - учит пословица. Профессию «бухгалтерский учёт советской кооперативной торговли» Михаил Иванович получил в 26 лет.  Он – единственный из числа всех односельчан – сверстников получил образование! Единственный! Из всего села! Добился своего! Я преклоняюсь перед его настойчивостью и силой воли!

Мало чем могла  помочь ему мама – колхозница, у которой на руках оставалась ещё дочь. Хорошо ещё, что выучившаяся Зина начала педагогическую деятельность в школе посёлка Прибрежный, нашего же сельсовета и могла содержать себя да иногда помочь матери. Плохо, бедно одетый, впроголодь, Михаил Иванович хорошо учился, получал стипендию. Его ясный ум, верность слову, искренность и трудолюбие были отмечены и в Кооперативном техникуме, где он был избран заместителем секретаря комсомольской ячейки.

Ну вот – диплом в кармане, мечта сбылась. Михаил Иванович с победой возвращается домой.

 

II. Не место красит  человека, а человек место.

(Трудовые будни и свершения Тунгулукова Михаила Ивановича.)

У меня ль плечо —

Шире дедова,

Грудь высокая —

Моей матушки.

На лице моём

Кровь отцовская

В молоке зажгла

Зорю красную.

Кудри чёрные

Лежат скобкою;

Что работаю —

Всё мне спорится!

А. Кольцов 

Счастлив был Михаил Иванович, приступив к работе в «Замьяновском рыбкоопе». Такие кооперативные торгово – заготовительные  организации – селькоопы, сельпо в то время существовали во многих, если не во всех сельских районах нашей страны. Они занимались торговой деятельностью.  Наш «рыбкооп» имел магазины в Замьянах и соседних сёлах – Прибрежном, Новострое, Волжском, Сероглазке и других. Занимался заготовкой рыбы (вылов, засолка, сушка, реализация), сельхозпродукции (скупал у населения на хранение картофель, подвергал квашению, засолке и продавал зимой, капусту, томаты). Была в селе и своя  «рыбкооповская» пекарня. Часто   односельчане в возрасте вспоминают тот хлеб. Буханки высокие, душистые, с хрустящей корочкой. На перемене дети скидывались по копейке и бегали на пекарню за горячим хлебом.

В «Замьяновском рыбкоопе» и начал свою трудовую деятельность Михаил Иванович. Работал экспедитором, инструктором, бухгалтером торговой части, бухгалтером – инвентаризатором,  завторгом (заведующий торговлей). Работал честно, добросовестно. За трудовые и нравственные качества – настойчивость и целеустремлённость, трудолюбие и добросовестность, честность  его избрали секретарём территориальной комсомольской организации, начальником Добровольной Народной Дружины (общественная организация, помогавшая милиции обеспечивать правопорядок на праздниках, в вечернее время, в борьбе с пьянством и самогоноварением).

В октябре 1962 года Михаил Иванович по приглашению правления  «Сельскохозяйственной артели «Рассвет»» перешёл из  «рыбкоопа» на должность заместителя старшего бухгалтера. В 1968 году был переведён на должность главного бухгалтера. Всё это время  - с 1962 года  по 1970 год – Михаил Иванович работал в артели, в колхозе «Рассвет» по найму. А с 1970 года стал членом колхоза «Рассвет» Енотаевского района.

Я сначала,  изучая документы Михаила Ивановича, не могла понять, что это за предприятия такие – артель «Рассвет», колхоз «Рассвет», причём они – сельскохозяйственные. А ведь в воспоминаниях Михаила Ивановича говорилось, что он свои первые одиннадцать лет трудового стажа проработал в рыболовецком колхозе «Путь рыбака».

Тогда я обратилась в наш музей и нашла объяснение всему этому. Оказывается, в связи с тем, что рыбы в Волге с каждым годом становилось всё меньше, и план рыбосдачи всё время был под угрозой невыполнения, на общем колхозном собрании в 1961 году было решено перепрофилировать, т.е. перенаправить деятельность артели на производство сельхозпродукции. А поэтому пришлось менять и название артели. Рыболовецкая  «Путь рыбака» превратилась в сельскохозяйственную «Рассвет». В артели, а затем, когда  был изменён и её хозяйственный статус на колхоз (коллективное хозяйство), оставались 2-3 рыболовецких звена. Остальным колхозникам пришлось стать полеводами, пахарями, садоводами, бахчеводами, чабанами и животноводами. Государство дало колхозу посевные площади и помогло их оросить (плантации  томатов и других овощей находились в основном, на левой стороне Волги). Там же построили МТФ  - молочно – товарную ферму. А на правом берегу, вокруг Замьян, в степи появились чабанские точки, стали разводить овец на шерсть и мясо.

Вот  на такое большое, разноплановое сельскохозяйственное производство и пришел Михаил Иванович заместителем главного бухгалтера, а затем и сам стал успешно исполнять обязанности главного бухгалтера колхоза «Рассвет».

О том, как трудился Михаил Иванович, говорят многочисленные «Почётные грамоты», «Благодарности», приказы о поощрении, удостоверения различных медалей и почётных знаков, свидетельства о присуждении почетных званий, вплоть до присвоения статуса «Труженик тыла», «Ветеран труда», «Почётный колхозник».

Сам он пишет в своих воспоминаниях: «В последние годы я был признан лучшим бухгалтером области по сельскому хозяйству. Был делегатом съезда Крестьянского союза СССР в 1990 и 1991 годах».

В 1989, 1990, 1991 годах Михаила Ивановича  приглашали  в Астраханское областное управление сельского хозяйства для сведения и проверки годовых отчётов области по сельскому хозяйству. До него дошёл слух: в Москве, в Россельхозуправлении и министерстве сельского хозяйства принимали Астраханский отчёт без проверки, потому что на титульном листе огромного отчёта стояла отметка «Отчёт проверил главный бухгалтер  колхоза «Рассвет» Енотаевского района М.И. Тунгулуков».

Михаил Иванович может гордиться не только производственными достижениями. Он всегда, всю свою жизнь был активным гражданином. Жизненные убеждения, внутренние взгляды Михаила Ивановича не позволили ему вступить в КПСС (Коммунистическую Партию Советского Союза).  Он критически относился к коммунистической идеологии и нравственному облику известных ему коммунистов – односельчан, но никогда не претендовал на роль борца против строя или диссидента – на его плечах была семья, престарелая мать, дом, дети.   Но активный характер, гражданское самосознание Михаила Ивановича не позволяли ему быть равнодушным обывателем.

Михаил Иванович  много лет был членом Правления колхоза «Рассвет», «Рыбкоопа». Односельчане помнят, как на заседаниях правлений, общих собраниях колхозников или пайщиков (так назывались  члены «рыбкоопа») этот кристально честный  и справедливый человек «выводил на чистую воду»  зарвавшихся руководителей, проворовавшихся деятелей, безнравственных работников. В 90-е годы Михаил Иванович на общественных началах работал председателем Замьяновского сельсовета.

Михаил Иванович пишет: «Любовь и уважение людей не покупаются – они заслуживаются… Я считал и считаю – любить людей и делать им добро – это главное в жизни. И это доброе обязательно возвратится к тебе».

Михаил Иванович был хорошим сыном. Он – примерный семьянин. Он докормил  мать, согрел  её старость. Его жена, Раиса Сергеевна, стала ей дочерью. Каким он был сыном,  говорит то, что мать  предпочла доживать жизнь с сыном и снохой, а не с дочерьми. А дожила она до 94 лет!

Он сам, ни от кого ничего не требуя, и не на  что не надеясь, построил для своей семьи дом, посадил сад.

Выросли две дочери – отличницы, умницы, красавицы. Обе – с высшим образование, у  обоих – семьи, дети, теперь уже внуки. Все они любят отчий дом, часто навещают стариков, живут  у них во время отпуска, наполняя жизнь престарелых «предков»  молодым весельем, задорным шумом и колготнёй.

Михаил Иванович в воспоминаниях пишет, что жизнь его могла бы сложиться иначе, если бы он хотя бы раз ответил положительно на заманчивые предложения. Звали его, ещё неженатого в Енотаевку, на должность заместителя директора Районной заготовительной конторы. Позже приглашали ревизором в большое село Икряное, в кооперацию. Даже квартиру предлагали.

«Взять бы маму и сестру, и поехать. А домик свой продать бы кому – нибудь… но здесь моя родина, родина моих предков…»- пишет Михаил Иванович.

Двух сестёр выучил – обе были педагогами. Двух дочерей выучил. Старшая, Виолета, пошла по стопам отца. Она окончила Московский  кооперативный институт – «бухгалтер - экономист». Младшая вслед за тётками стала педагогом – учителем математики. Их дочери тоже получили высшее образование. Все  - воспитанные, интеллигентные люди. Пришло для Михаила Ивановича  время радоваться правнукам… и подводить итоги жизни.

Но его деятельная натура не даёт ему почить на лаврах. Справедливо считая опыт своей жизни заслуживающим внимания, Михаил Иванович взялся за перо. Его воспоминания – кладезь сюжетов мудрости, доброты. Рассказы Михаила Ивановича разножанровые, иногда бесхитростные, иногда витиеватые, но всегда с изюминкой, нравственным уроком. Через эти рассказы красной нитью проходят взгляды Михаила Ивановича на жизнь, роль человека в жизни: «Много сил и энергии отдано в детстве и молодости работе и заботе. К работе я относился добросовестно. …и считал, что не буду забыт… молодые, пришедшие к власти, с короткой памятью. И в основном, живут для себя. А мы жили в другом измерении… не бери чужое, уважай людей, не обижай старых, вдов и сирот. Будь примером на работе и в быту… я не один так честно прожил жизнь».

 

Заключение.

«Я не один так честно прожил жизнь». Таких как Михаил Иванович, в нашей стране, слава Богу, было много. Благодаря  таким как он мы выиграли самую страшную в истории человечества войну. Такие как он восстановили разрушенное хозяйство страны после войны. На них, таких держалась Россия многие годы. Они служили опорой своей малой родине, они служили Отчизне. Они не били себя в грудь, не требовали наград, довольствовались грошовыми заработными платами, как могли, своими руками строили для своей семьи дома, украшали жизнь своей чистотой и бескорыстием, своих детей воспитывали на вековых традициях предков.

Традиция – главное в судьбе Михаила Ивановича. Традиция нравственная и трудовая. Русская, казачья традиция – любить Родину, свой дом, свою станицу, чтить стариков, заботиться о младших. Выполнить завет отца …

1 ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio — передача) —система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Традиция. может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Традиции. имеют отчетливо выраженный двойственный характер: они совмещают описание и оценку (норму) и выражаются описательно-оценочными высказываниями. В Традициях. аккумулируется предшествующий опыт успешной коллективной деятельности, и они являются своеобразным его выражением. С др. стороны, они представляют собой проект и предписание будущего поведения. Традиция. — это то, что делает человека звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в «настоящем» как звене, соединяющем прошлое и будущее.

Литература и источники.

1.   «Воспоминания Тунгулукова М.И.» Архив краеведческого музея станицы Замьяновской.

2.  Тунгулуков М.И. «История колхоза «Рассвет». Архив краеведческого музея станицы Замьяновской.

3.     Бирюков И. А. «Астраханские казаки», Астрахань, 1904 г., с 22

4. Теплова Л.Е. «Экономическая теория» учебник. Потребительская кооперация в период советской власти (1917-1990 гг.) 

5. Безгин В.Б.  «ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА»  глава 13. сельское хозяйство  в послевоенный период 1945 – 1953 годов.

ФОТО