Абдурахманов Ш.У.

МОУ СОШ №58 г. Астрахани

 

 

Казачьему роду   нет переводу

 

Первая мировая война. Под темно-синим флагом с желтой каймой с серебристым шитьем, казачьим флагом, воевал Астахов Степан Федорович, уроженец села Ветлянка Астраханской губернии. Но не о боевом пути его пойдет речь, а о мирной жизни, быте сельских казаков, а главное - о том, что завещал своим потомкам удалой казак.

В том же селе жила девушка по имени Луша, позже ее будут величать Лукерьей Васильевной. Девочки - казачки пользовались относительной свободой и росли вместе со своими будущими мужьями. Крестная мать, как и положено, помогала родителям Луши (таков был обычай) готовить ее к будущей семейной жизни: приучала ее к домашнему хозяйству, учила рукоделию, бережливости, вела беседы о целомудрии. Этому придавалось в то время большое значение, ведь верность будущей казачки была в числе основных достоинств.

Серьезно подходил Степан к вопросу о женитьбе, он хорошо знал, что по чести и поведению женщины мерилось и достоинство казака. В ходу была такая поговорка: «Не муж для жены, а жена для мужа». Где встретились Степан с Лукерьей - о том семейная история умалчивает. Ясно одно: полюбили они друг друга. Держал Степан семейный совет с родными. Он знал, что без благословения родителей нельзя начинать даже малую работу, а что уж говорить о таком важном деле как женитьба. Без совета мудрых не обойтись. Женщина должна быть хранительницей семьи и семейного очага, поэтому женитьба - дело серьезное.

Октябрь месяц слыл «свадебником». С Покрова до Кузьминок играли свадьбы, вершили сговоры. Гремели бубенчики свадебных «поездов», по хатам раздавались свадебные песни, то хватающие за душу грустью, то веселящие русское сердце удалью. Свадьбы астраханских казаков выгодно отличались от других свадеб на селе меньшим числом условностей, ритуалов. Звучали песни не только плясовые, но и передающие молодежи мудрые советы старших.

Пришли сваты и к Лукерье. При входе в хату крестились на образа, сняли шапки. Договорились о свадьбе. Просватанная девица, как и положено, потужила немного, но подружки, родственники поддержали ее, говорили о женихе завидном, о геройском прошлом, просто о хорошем человеке, сулили радостное житье - бытье. И не ошиблись. Свадьбу сыграли. Женщины сидели, как принято у казаков, по одну сторону стола, мужчины - напротив, чтобы вольности не допускались по отношению к чужим женам: казаки - то были вспыльчивы, чуть что - хватались за оружие.

В доме Степана Астахова был достаток. Работал с зари до заката. Вскоре и комод модный и горка появились. По праздникам, выходным любили общение, застолье, песни пели, плясали. Особенно чтили праздники православные: Крещение, Рождество Христово, Пасху, Благовещение и другие. Православие чтили и при советской власти. Религиозное воспитание было на бабушках. Они учили детей молитвам, а заодно и жить по-людски, соблюдая правила да законы человеческие.

Продолжение рода считалось предметом особой заботы в казачьих семьях. Обычно в домах было много детей. Здесь привечали бедных родственников, брали подкидышей. И у Астаховых появились две дочери. Потужил Степан Федорович, что казака бог не дал, но быстро успокоился. Антонина и Ольга росли умницами, сердце радовали. Учились, следили за порядком в доме, готовили пищу. Порой муж и жена ссорились, но никогда они этого не делали при детях. Иногда Лукерья обижалась на мужа за то, что под руку не пройдет с ней на людях. Степан отмалчивался. Он знал, что так у казаков не принято: не надо выставлять свое семейное счастье напоказ, потому что на это больно смотреть вдовым казачкам.

Наступил сорок первый. Страшная весть пришла и в Ветлянку. В строй Степан Федорович уже не встал: возраст не тот. Но в стороне не остался: окопы копал под Волгоградом. Как мог, защищал свое Отечество молодой казак.

Много лет прожить на земле даровано ему и его супруге судьбой. Достойно пожили.

Следующее поколение Астаховых в город подалось. Влилось в число интеллигенции: стали врачами, музыкальными работниками, учителями. «Казачки» в роду пошли: Дмитрий, Виктор, Вячеслав. Гордятся они своим родом. Помнят неписаные казачьи законы, чтят их: уважают старших, хорошо помнят поговорку деда: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего». Радушно встречают в доме гостей, уважительно относятся к женщине в доме: и к матери, и к сестре, и к жене. Родителей берегут - это, по мнению потомственных казаков, должно быть внутренней потребность  каждого человека. Трудолюбие ценится, честность, порядочность.

В семьях потомков рода Астахова Степана Федоровича есть старые дорогие сердцу фотографии - свидетели давно минувшего. Истлевшая от времени надпись на одной: «Или грудь в крестах, или голова в кустах». На ней сам Степан в форменной одежде с наградами, при параде. Он всегда был верен слову, присяге, выручал своих товарищей, был храбрым в бою, одним словом, был настоящим сыном своего Отечества.