Тропин В.Д.

 

Так могли только казаки

 

Однажды моя теща Анна Павловна Воронова, жительница Капустиного Яра, спросила меня: «Вася, а ты, случайно, не из казаков будешь?» Я ответил: «А в чем это проявляется?» Она мне стала разъяснять: «У тебя манера, все выходки, ловко пляшешь, поешь – так могли только казаки, наши мужики этого не могут».

Второй пример. Тетка моя Клавдия Ивановна Тропина повторила эту версию о казаках. Она рассказала о том, что, когда они были молодые, устраивали молодежные балы, вечера, и когда узнавали, что на эти балы приедут казаки из поселка Щучий Енотаевского района в Петропавловку, у них был просто переполох: «Едут казаки, будем танцевать бальный танец «Ленце». Я спросил: «А почему вы со своими парнями не танцуете этот танец?» Она ответила, что этот танец могли танцевать только казаки. Они были ловкими, поворотливыми и знали весь танец, который состоял из двенадцати фигур. Я, как профессиональный балетмейстер-педагог, проработавший более 40 лет, диву даюсь: как люди, занимающиеся другим основным делом, а именно службой государству, могли запомнить такую хореографическую композицию, которая по длительности была не менее 15 минут. Но казаки могли все. Они творили чудеса, и если у рабочего на заводе орудием труда является станок, который развивает у него быстроту реакции, то у казака орудием труда является конь: грозный, неудержимый, неустрашимый. Он не допустит, чтобы им управлял слабак – сбросит, выкинет из седла мгновенно. Сам на себе испытал, будучи профессиональным колхозным табунщиком. А конем должен управлять ловкий, сильный, волевой и бесстрашный человек, какими являлись и являются казаки.

Казаки по долгу своей службы часто бывали за границей и оттуда везли и внедряли в России опыт, знания и культуру. Бальный танец «Ленце», а точнее «Лансье» был привезен из Европы – из Франции, где он родился и бытовал. И я горд и счастлив тем, что наши деды, отцы, казаки с поселка изучили и овладели культурой исторического наследия в хореографическом искусстве.

Хочу рассказать, как я узнал, что мы все, Тропины, принадлежим к казачьему роду. В 1952 году я поступил в ремесленное училище №7, находящееся на Казачьем бугре (судоверфь им. С.М. Кирова). На трамвайной остановке, ожидая трамвая, я и несколько моих сверстников бросали булыжники в трамвайные рельсы, искрило, и мы удивлялись, веселились. Здесь, невдалеке, сидел на корточках, прислонившись к забору, старичок. Невысокого роста, худощавый, в простенькой одежонке, он сделал нам замечание – мы можем поранить друг друга. Мы послушались, прекратили, это ему, видимо, понравилось, он стал нас расспрашивать: чьи мы, откуда, как наши фамилии. Мы отнеслись к этому с недоверием, мол, откуда вам знать, город большой, народу много и вас мы видим в первый раз. Он нам в ответ: «Если вы здешние, астраханские, то я всех знаю здесь». Мы начали один за другим говорить свои фамилии, дошла очередь до меня. Услышав мою фамилию – Тропин, старик оживился, стал рассказывать о том, что у них был казак, запевала казачьего полка Василий Григорьевич Тропин: «Эх, и песенник был знаменитый, которого знало все казачество – от Астрахани до Саратова».

Я приехал домой и рассказал своему отцу Даниилу Васильевичу Тропину об этом, он подтвердил – да, это был его отец, наш дедушка Василий Григорьевич Тропин, урядник, запевала казачьего полка. Однажды за великолепное, потрясающее пение со своим старшим сыном Александром Васильевичем Тропиным был премирован лошадью с седлом и жеребенком.

Бабушка Елена Дмитриевна Тропина (Багаева) была типичной, просто до мозга костей, казачкой. Управляла всем хозяйством, волевая, с твердым, просто с «железным» характером женщина. Вот такой была наша бабушка. В этой казачьей семье пятеро детей: Александр, Гавриил, Даниил, Василий и Николай. Во временя раскулачивания они не были раскулачены потому, что не имели наемной рабочей силы со стороны, а все свое хозяйство поднимали сами. Бабушка с раннего детства приучала своих детей к труду, это казачья традиция. Есть исторические факты, которые говорят о том, что казаки буквально пяти-, семилетних своих сыновей брали в дальние походы, и эти малыши-казаки не были для них обузой. Были надежными помощниками в походах. Бабушка прекрасно играла на саратовской гармошке и дети, кроме пения, унаследованного от деда, почти все играли на гармонях. Дети выросли, обзавелись семьями, все взяли себе в жены достойных партнеров - наших матерей. Все они были прекрасными хозяйками: простыми, гостеприимными, хлебосольными, интеллигентными. Благодаря большому труду наших отцов-казаков жили все справно и в достатке. Жили дружной, единой семьей, ходили друг к другу в гости. Не было никакой зависти и корысти. У них самых первых в селе появились патефоны, радио, велосипеды, ружья для охоты – это был большой прорыв в культуре села времен 1939-41 годов.

Все было хорошо и вдруг… 22 июня, война! Четверых братьев призвали на фронт (пятый погиб – утонул в реке). Каждого война встретила по-разному. Старший Александр Васильевич испытал все ужасы фашистского плена. Волосы дыбом поднимались от его рассказов. Один из рассказов. После тяжелых, изнурительных работ их загоняли в барак дубинками. Люди, опасаясь удара дубинок, буквально ломились в дверь, и тех, кто не выдерживал и падал, давили, затаптывали, образовывалась громадная куча полуживых и мертвых людей. Пришел он домой, когда-то крепкий здоровяк, гроза всех противников по борьбе на соревнованиях, поникший, больной, опустошенный, часто плакал и повторял слова: «Я казак! Я казак!» Слово «казак» тогда приравнивалось к врагу советского народа, а он был горд, что принадлежит к этому высокому, святому и героическому сословию «казак».

Второй сын Гавриил Васильевич провоевал от начала и до конца войны, не получив ни одного ранения. Его любили и уважали и подчиненные, и вышестоящие командиры. Он говорил кратко: «Я воевал хорошо». Но он воевал не просто хорошо, а поистине героически. Из всех боев, операций и самых сложных задач, поставленных перед ним командиром отделения, старшим сержантом, он с завидным постоянством выходил победителем. Однажды их рота, 140 человек, была окружена, и после трехсуточных ожесточенных и изнурительных боев их осталось только 27 человек, которые буквально валились с ног, засыпая на ходу, пренебрегая опасностью. Гавриил решился на дерзкий поступок – вывести всех из окружения, таким образом спас 27 солдатских жизней. Так могли воевать только казаки. Гавриил Васильевич награжден орденами Славы II степени, Красного знамени, Отечественной войны.

Третий сын Даниил Васильевич Тропин известен на весь Енотаевский район. Участник двух важнейших исторических битв – за г. Кременчуг и за реку Днепр, где он был в числе первых переброшен на берег, занятый фашистами, где из всех укрытий, щелей, окопов изрыгался свинцовый ураган,  был сплошной, непрерывный адский гул. После того, как было отвоевано несколько сот метров берега, его тяжело ранило в ногу. Рана была от колена до самой верхней части ноги. Его положили в лодку, и он видел, как впереди идущие лодки уносит течением, где их ожидают пороги и скалы – неминуемая смерть. Оглядевшись, он понял, что в его лодке никто не управляет, превозмогая страшную боль в ноге, заполз на сидение и взял весла. Перевез всех раненых на противоположный берег. Выполз из лодки и потерял сознание. Очнувшись, он не увидел никого, только грохот орудий, взрывных бомб и снарядов и в воде и на суше, жестокая схватка самолетов в воздухе. Увидел заброшенный дом, дополз до него и схоронился. Только на третий день приехали санитары забирать раненых. На телеге от тряски он терял сознание. Затем тяжелейшая операция, госпиталь в Сибири, в Кемерово, и после этого лечения снова на фронт. Второпях незалеченная рана открылась снова. Госпиталь в Москве, после чего Даниил Тропин был признан негодным к строевой службе, охранял склады с боеприпасами. После победы вернулся домой к разоренному дому, к осиротевшим детям, мать которых умерла летом 1943 года. Рана постоянно давала о себе знать, и однажды, после нарыва, оттуда вышла косточка. Он завернул ее в тряпочку и долго хранил. Ровно 50 лет он проносил вместе с этой раной и фашистский осколок от снаряда, не обращаясь сам и запрещая нам обратиться к врачам за помощью и всевозможными льготами. В таком состоянии он внес в копилку нашего общества более 50 своих трудовых лет. Так могут только казаки!

Четвертый сын Николай Васильевич Тропин – красивый, ловкий, быстрый, бесстрашный, прекрасно играл на гармони, пел, плясал, охотник, рыбак, силач, которому не было равных ни в чем. По словам очевидцев, в часы отдыха он собирал вокруг себя толпы казаков, где была гармонь, песня, лихая пляска. Его любили и казаки, и командиры. В боях он никогда не отсиживался в хвосте конницы, его видели только впереди. Но вдруг – извещение, пропал без вести. Его жена Прасковья Мадестовна Тропина, медленно выдергивая клочки сена из копны на лабазе, не рыдала навзрыд, не кричала истерично – спокойно и протяжно пела песню об улетающих журавлях в небе. Так плакали только о казаках!

Гены наших дедов и отцов – казаков, как под копирку, передаются и последующим поколениям. Из третьего поколения у нас самый старший Михаил Александрович Тропин. Он так же, как его отец Александр Васильевич, был великолепным борцом, чемпионом по вольной борьбе Астраханской области. Это человек не огонь, а просто пламя. Страшно не любит лентяев, разгильдяев, нечестность, бюрократию и беспощадно борется с этим злом. И также, как и бабушка  наша - казачка, к любому из Тропиных готов придти на помощь в любую минуту. Хлебосол, душа всех компаний, как и его отец Александр Васильевич. А чечетку выбивал – просто загляденье!

Брат его Геннадий Александрович Тропин прекрасный баянист-профессионал, лауреат 1-го Всесоюзного фестиваля народного творчества трудящихся, отличник народного просвещения и множества других достижений. Проработав почти год в г. Кемерово, в этом богатом шахтерском регионе, где очень развито русское народное хоровое пение (оттуда и знаменитый хор Пятницкого), он один из немногих воплотил эту культуру в Астраханской области. При этом у него всегда присутствовала казачья жилка – казачья тематика.

Ольга Александровна Савчук (Тропина) закончила Челябинский технологический институт. Работала вначале инженером-технологом на одном из сахарных заводов Львовской области (Украина), затем ведущим специалистом в КБ сахарной и конфетной промышленности. Она курировала 17 заводов и кабинетов, к ней относились, как к самому опытному, ценному и знающему специалисту.

Сестра Антонина Александровна Болдырева (Тропина) закончила Астраханский рыбный техникум, работала инженером-технологом в г. Каспийске Калмыцкой АССР, затем – на Курилах по этой же специальности. Он нее постоянно исходила глобальная энергия и оптимизм. Все они внесли в копилку нашего общества добросовестный и творческий труд. Это гены их отца, который был до мозга костей пронизан духом казачества, патриотизма.

Самая титулованная и гордость нашего третьего поколения - Нина Гавриловна Гильдеева. Блестящий оратор и организатор, высокого ума и таланта, она более 14 лет проработала в должности начальника управления государственной службы и кадров администрации губернатора Астраханской области, а до этого – первым секретарем Ленинского райкома ВЛКСМ, КПСС, начальником управления госслужбы исполкома Астраханской области. Ее сестра Татьяна Гавриловна Ромашева (Тропина) не менее титулованная и значимая в Астраханской области. Работала начальником планово-экономического отдела УКСА исполкома Астраханской обл., затем – главным специалистом министерства экономического развития Астраханской обл. Брат Владимир Гаврилович Тропин – полковник, начальник отдела КГБ Саратовской области. Награжден именными часами министром КГБ Андроповым, грамотой и т.д. Сестра Раиса Гавриловна Тропина закончила Московский технологический институт, работала главным технологом центрально хлебозавода г. Пскова.

Занимать такие высокие посты в областях России – это надо иметь недюжинную силу, профессионализм и высокий вдохновенный труд. Проявить все эти качества им дала Советская власть, но без казачьих традиций, где с самого раннего детства приучают к труду, и генетических казацких корней, казачьего духа, этого не было бы.

Гавриил Васильевич брал своих 8-10-летних Виктора и Сергея на строительство домов в селах области, где они строили так, как белка щелкает орешки, дети не были обузой, а были помощниками. Этой семье позавидовали бы не только семьи Астраханской области, но и всей России. Так могли только казаки!

Семья Даниила Васильевича Тропина. Старший сын Александр Данилович Тропин – профессиональный баянист, проработавший много лет во дворцах и школах области. О нем можно сказать: «После длительных походов издалека  уставшие казаки заезжали в селения, где обыватели были обязаны принять их у себя, напоить, накормить коней, угостить всем, чем можно. И чтобы обыватели, хозяева открыли нараспашку не только свои сердца и души, но и чуланы, амбары, погреба со снедью и угощением, казаки веселили их разными шутками-прибаутками, пели песни, которые каждый казак знал около трех тысяч. И культура, которой владели казаки, настолько велика, что до сих пор научно не исследована». Ярким представителем этих казаков и есть Александр Даниилович. Он, как и его отец Даниил Васильевич, был постоянно востребован со своим баяном на всякие торжества и гуляния, он знал слова всех песен, вел блестяще свадьбы, дни рождения. И постоянно из этих компаний приносил нам новые частушки, шутки, прибаутки, анекдоты.

Второй брат Михаил Даниилович Тропин – баянист, который не закончил даже курса учебного заведения, но имеет потрясающий, гармонический, музыкальный слух, он может подобрать любую мелодию и подыграть любому певцу. Мы с ним были основной силой по хозяйству в семье. С 9-11 лет мы кормили, поили коров, коз, свиней, которые были основой жизни на селе. Убирали за ними, обеспечивали водой, дровами, копали, сажали – все это было на нас двоих, все остальные были маленькими, а отец работал в колхозе. Однажды зимой отец разбудил нас обоих ночью, завернул в тулуп и повез далеко в поле за сеном. Подъехав к стогам сена, изрядно замерзнув, так не хотелось вылезать из тулупа, но слово отца –для нас закон. Поставил он нас с вилами на телегу и стал громадными навильниками забрасывать сено, а мы принимали. А когда привезли сено домой, уставшие и голодные, мы не пошли к столу, а начали сгружать сено, наводить порядок - и только после этого приступили к сытному, вкусному обеду. Вот так казаки воспитывали своих детей трудом, у детей не было времени на шалости и вольности.

Сестра  Клавдия Данииловна Кабанова (Тропина). Экономист завода строительных  материалов в Наримановском районе Астраханской области. Певунья, плясунья, душа компании, с красивым природным голосом. О ней лестно отзывался лучший тенор Большого театра России Николай Раскавский, услышав в ее исполнении песню «Какая песня без баяна».

У казаков с рождения заложено: «Сам погибай, а друга выручай». Клавдия Данииловна, сама нездоровая, больная, поехала из Астрахани в Москву выручать меня и два месяца боролась за мою жизнь. Однажды, не выдержав нагрузок, она упала навзничь на пол, с ней случился обморок.

Брат Николай Даниилович – главный методист-хореограф при министерстве культуры СССР, лауреат 1-го Всесоюзного и пяти международных фестивалей, награжден знаком «Отличник министерства внутренних дел». О нем можно сказать, что это потрясающий казак, копия Григория Мелихова из «Тихого Дона». Однажды на Всемирном фестивале «Радуга», проходившем в трех странах - Польше, Чехословакии и Германии в честь 35-летия Победы на фашистской Германией - на одном из банкетов заиграла европейская музыка, и немка-гид, сопровождающая нас, смело выскочила танцевать. Точеная фигура, красавица, она просто завораживала всех, дух захватывало. И тут, как из-под земли, перескакивая через стулья, словно вихрь, ворвался к ней Коля. Он буквально смел, затмил ее своей пылающей энергией. У всей нашей делегации засияли лица, была радость и гордость, что и на культурном фронте мы оказались впереди планеты всей. Я не мог сдержать своих слез от восторга, так Николай  поддержал  честь нашей многонациональной делегации, а значит, и всей нашей великой державы. Так могли только казаки.

Как воспитывал его отец-казак, он рассказал мне один из многочисленных случаев. Двенадцатилетним подростком он работал на сенокосе, сгребал сено и, запрягая лошадь в грабли, никак не мог одеть хомут ей через голову. Лошадь мотала головой, не давалась, он плакал, мучился, а отец был невдалеке и не реагировал на это. Когда с обидой Николай обратился к отцу за помощью, тот грубо его отчитал: «Чего сопли распустил, Васян в твои годы не то мог творить, а ты нюни распустил, прекрати и запрягай!» Видя, что помощи ждать неоткуда, он успокоился, потом разозлился на непослушного коня, взял в руки кнут. После этой встряски конь, как вкопанный, послушно встал и одеть на него хомут и запрячь не составило большого труда. Сын, довольный своей победой над конем и тем, что эпопея с лошадью закончилась благополучно, не затаил обиды на отца за то, что тот преподал ему такую науку, спокойно и уверенно продолжил сгребать сено граблями в валки. Этот пример наглядно подтверждает сказанное выше о том, что настоящим орудием труда для казака, помимо силы, ловкости, быстроты, была колоссальная сила воли и бесстрашие.

Брат Петр Даниилович Тропин. Он также, как и Михаил Даниилович и Виктор Гаврилович, не получил даже среднего образования, но все они так водили «КАМАЗы» и «МАЗы», трактора, что им могли позавидовать не только инженеры и механики, но и сами изобретатели этих машин. Был такой случай. Мы с Николаем Даниловичем, переночевав у меня на даче, собрались ехать домой, машина не заводилась. Пригласили механика из ближнего автопарка – не заводится. Замучились. Пришлось бросить и уехать своим ходом домой. На другой день попросили Петю, чтобы он посмотрел и помог. Он приехал и буквально за две минуты посмотрел, что-то отвинтил, снова завинтил - и машина пошла. Нам всем, братьям и сестрам с высшим образованием, стоит не только удивляться и восхищаться такими, как Петр Даниилович, Сергей Гаврилович, Виктор Гаврилович, но и гордиться их природным умом и талантом.

Такими вот нас воспитали наши отцы-казаки. И по наследству передались нам не только традиции, но и сам дух казачества.

Алексей Николаевич Тропин. Профессиональный  баянист, гармонист, певец с очень высоким теноровым голосом, ловкий, стройный, красивый. Он был просто повторением во всем своего отца, Николая Васильевича. Как он играл на гармони, на баяне, как пел, выбивал чечетку – это надо было видеть. Его сестра Татьяна Николаевна – красавица. Они были талантливы во всем, особенно преуспевали в бальных танцах, очень часто устраивались вечера, балы («Краковяк», «Каханочка», полька «Ой-ра, ой-ра» и др.). Все эти танцы они знали и очень красиво, ловко исполняли. Танцы передавались нам по наследству нашими отцами и дедами-казаками. Они были основой всей нашей культурной программы во всех увеселительных компаниях.

В заключение хочу сказать, что все Тропины третьего поколения, которых насчитывается 19 человек, вложили в копилку нашего российского общества по 45-50 и более лет, почти все за свой добросовестный и стабильный труд награждены медалями и другими наградами. Как казаки, у которых при основной задаче – защищать государство и его границы, неотъемлемой частью бытия были песня, музыка, пляска, так и у нашего третьего поколения, когда мы собираемся все вместе, пыль столбом от плясок и стены дрожат от песен и веселья.

Сейчас возобновилось возрождение казачества, и начинать надо  с самого раннего детства воспитывать казаков. Не допускать в это движение карьеристов, лентяев, разгильдяев и других, засоряющих и унижающих героическое и светлое имя «Я – казак!»