Смирнова А. А.

 

Формирование навыков освоения традиционной песенной культуры астраханских казаков у будущих руководителей творческих коллективов

(студентов Астраханского колледжа культуры)

 

Традиционная песенная культура казаков-астраханцев в наши дни представляет значимый интерес, но все еще остается недостаточно исследованной.

Проблема возрождения и преемственности традиционной культуры Волжского понизовья стоит необычайно остро, поскольку народное музыкальное творчество – большая национальная ценность, на протяжении многих веков отражающая и передающая из поколения в поколение мудрость народа, его философию, этику, воспитывающая лучшие человеческие качества.

«Из народных песен особого внимания заслуживают песни казачьи. Казачьи войска, оберегая государственные границы, исстари вели постоянную борьбу с врагами России. Благодаря беспрерывным походам и войнам и вырабатывался особый вид казака - война.

Отправляясь в поход, торжествуя победу, прославляя своих героев, казак изливал свои чувства в песне.

Все наиболее важные моменты, пережитые казаками, нашли себе отражение в песне, а передаваясь от одного поколения к другому, песня служила прекрасным средством развития в сердцах казачьей молодежи, тех, присущих казаку – войну доблестных качеств души, которые воспевались и восхвалялись в песнях.

Вот почему следует признать, что собирание и записывание песен, этого наивернейшего памятника старины, является делом весьма существенной важности»[1].

Исследовательская работа по записи, сбору и расшифровке традиционных казачьих песен Астраханской области ведётся довольно давно. В начале 20 века энтузиаст и любитель народной песни Александр Андрианович Догадин выпускает два выпуска сборника «Былины и песни Астраханских казаков». Сборник представляет в наши дни особую ценность, помимо песен и текстов в сборнике содержатся примечания к ним. Все песни имеют «паспортные данные» (где была записана, кто исполняет), имеют стилистическую и жанровую приуроченность, а также приуроченность к определенной исторической эпохе. Минусом же данной публикации является редактирование песен Н.С. Кленовским, который обработал и гармонизовал песенный материал сборника, тем самым исказив музыкально-стилевые особенности песенной традиции астраханских казаков.

В дальнейшем публикуются сборники песен Астраханской области, в которых можно найти и песни казаков-астраханцев. В 1978 году выходит сборник «Русские народные песни Астраханской области» под редакцией Василия Петровича Самаренко и Марка Ароновича Этингера. Несколько сборников традиционных песен, записанных в Астраханской области выпускают Александр Сергеевич Ярешко и Елена Михайловна Шишкина.

На современном этапе изучение традиционной культуры астраханских казаков не имеет целостности, так как внимание ученых и исследователей сводится в основном к историко-этнографическому аспекту, в то время как музыкально-стилевой аспект песенного фольклора данной локальной традиции представляет разрозненную фрагментарную картину. Исследования в области традиционной культуры астраханских казаков представляют собой немногочисленные записи песен и их расшифровки. «Специалисты в области народного песнетворчества утверждают, что работа по собиранию, изучению и развитию музыкальной культуры ведется разрозненно, беспланово и поддерживается чаще всего не силами государственных учреждений, а старанием отдельных энтузиастов. Поэтому сегодня остро встает вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров в области традиционной казачьей культуры»[2].

Поправить данную ситуацию могут учебные заведения, которые целенаправленно занимаются традиционной культурой края (в том числе и Астраханский колледж культуры). Подобные учреждения должны воспитывать профессиональных грамотных специалистов, «патриотов» своего дела.

В педагогической практике Астраханского колледжа культуры на отделении народно-хорового творчества освоение традиционной культуры Астраханской области в полном объеме реализуется при подготовке к итоговым государственным экзаменам. Государственный экзамен по дисциплине «Класс ансамбля» у выпускников в 2011 году прошел в форме музыкального спектакля, включающего в себя различные элементы традиционного народного творчества и коллективного взаимодействия. Выбор пал на рекрутский обряд, точнее обряд проводов на войну казаков Астраханской области. Однако сразу же встала проблема подбора репертуара (не говоря уж о подборе подходящего сценария), поскольку во всей имеющейся современной музыкально-нотной литературе нет необходимого материала, или же репертуар является «хрестоматийным» и много раз перепетым различными ансамблями и солистами. Альтернативой поиска репертуара стала научно-исследовательская экспедиционная работа, другими словами, - поездки в фольклорные экспедиции с целью записи, а затем расшифровки и дальнейшей обработки традиционного материала (песен, обрядов и т.п.).

За годы исследования традиционного творчества Астраханской области в Астраханском колледже культуры был накоплен интересный самобытный песенный «багаж», в том числе и казачий. В сценарий проводов на войну из 22 песен вошло 13 песен, записанных в Енотаевском районе Астраханской области (в основном в селах Копановка и Никольское). Несколько песен, вошедших в сценарий, были записаны Винокуровой Людмилой Павловной (худ. руководитель детского ансамбля «Родничок») в 70-х годах прошлого века (от ее мамы и бабушки, долгое время проживающих в с. Копановка), которые тоже были изучены и расшифрованы.

К сожалению, собственно казачьи местные песни в настоящее время записать очень трудно. Некогда мощная локальная песенная традиция изживает себя. Реальность наших дней такова, что информаторов, истинных народных умельцев, способных передать свой песенный багаж, опыт и мастерство, остаётся с каждым днем все меньше и меньше, да и на смену традиционным приходят более поздние и современные жанры.

Но если песни, хоть и в небольшом количестве, еще можно записать или найти, то с традиционными обрядами астраханских казаков дело обстоит намного хуже. Информаторы практически ничего не помнят, а литературы, содержащей данный аспект культуры астраханских казаков, почти не существует. Материал для написания сценария был предоставлен Блохиной Татьяной Александровной (худ. руководитель Дома культуры с. Караванное Лиманского района), долгое время собирающей и изучающей рекрутские обряды Лиманского района Астраханской области.

При всей сложности сбора информации о традиционной культуре астраханских казаков, необходимо совершенствовать исследовательскую и собирательскую работу. От руководителей творческих (особенно фольклорных) коллективов требуется знание региональной культуры, ее изучение и работа с печатными и архивными материалами. Так, при написании сценария музыкального спектакля пришлось изучать не только традиционную духовную, но и материальную культуру астраханских казаков, их быт, говор, диалектные особенности, уклад жизни. Две песни (колыбельную и походную «Поехал казак на чужбину», в честь которой назван спектакль) были найдены в архивном сборнике А.А. Дагадина.

Изучение песенного материала целесообразно начинать с предварительного разбора стилевых особенностей данного жанра и последующим прослушиванием и закреплением песен. Благодаря слуховым ощущениям (от информаторов и при использовании фонозаписей) усвоение навыков традиционной песенной культуры окажется наиболее результативным. При исполнении необходимо наиболее точно воспроизводить музыкально-стилевые особенности песни.

Из всего вышесказанного следует, что формирование навыков освоения традиционной песенной культуры – процесс глубокий и трудоемкий. От правильного и бережного подхода к традиции зависит ее дальнейшая судьба, а исследовательская деятельность способствует более грамотному всестороннему, глубинному ее восприятию. Изучение традиционной песенной культуры астраханских казаков помогает не только пополнить репертуар ансамбля самобытными музыкальными произведениями, но и духовно обогатиться и обогатить свой коллектив (ансамбль), приобщаясь к истинному традиционному творчеству родного края. При всем этом решается глобальная проблема фольклористики – возрождение локальной песенной традиции и сохранение ее для последующих поколений.

 



[1] Догадин А.А. Былины и песни Астраханских казаков.  – Астрахань, 1911. – Вып. 1.

[2] Дорочинская О.С. Формирование навыков освоения традиционной казачьей песенной культуры Верхнего Дона у студентов ВУЗов искусств (Сборник научных материалов преподавателей в помощь студентам и специалистам культуры и искусств). – Волгоград, 2003.