ДЕНЬ ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


У каждого исторического казачьего войска был свой войсковой праздник. Праздник устанавливался высочайшим указом императора. Чаще всего выбор Войскового праздника зависел от того, в чью память освящен главный престол войскового собора. В отдельных случаях, войсковые праздники устанавливались в воспоминание какого-либо значимого события войска, например, день св. ап. Варфоломея, в Терском казачьем войске (оборона станицы Наурской). В равной степени существовали полковые и, даже иногда, сотенные праздники казачьих полков и сотен. Праздник устанавливался указом и часто совпадал с днем основания казачьей части. В правление Николая II стремились, чтобы полковой праздник совпадал с войсковым, если войско выставляло только один первоочередной полк. Праздники десяти казачьих войск приходились на дни памяти тех или иных святых, и, только праздник Астраханского казачьего войска был установлен в честь Богородичного праздника.  
19 августа старого стиля или 1 сентября нового календаря в русском православии – празднество чудотворной иконы Божией Матери Донской. По преданию, чудотворный образ был поднесен казаками великому князю Московскому, Владимирскому и всея Руси Димитрию Иоанновичу, в будущем прозванному Донским, перед началом Куликовской битвы 1380 года. По версии ученых икона была написана выдающимся иконописцем Феофаном Греком или его русскими учениками. Донская икона принадлежит к самому замечательному иконографическому типу – «Умиление» (по-гречески, Елеуса). Это самый прекрасный зрительно и самый глубокий, с точки зрения богословия, извод. Богомладенец прижался своей щекой к щеке к ее щеке. Их любовь безгранична: Матери к Сыну и Бога к человечеству. Но, даже среди всех икон Умиления, Донская выделяется своим внутренним светом и особой нежностью. Бог-Слово, в образе Младенца и Пресвятая Дева встретились взглядом и смотрят только друг на друга.
Первоначально чудотворная икона хранилась в Коломне, но в XVI веке была перенесена в Успенский собор Московского Кремля. С Донской иконы были сделаны многочисленные списки. Перед этим образом Богородицы молился царь Иоанн Васильевич Грозный накануне Казанского похода. Осеняемые Донской Божией Матерью русские войска взяли столицу ханства. После победного возвращения из Казани царь поместил икону в Благовещенский собор Кремля. В 1591 г. войска крымского хана скрытно пошли походом на Россию и неожиданно оказались под Москвой. Большинство русских войск в это время сражались со шведами. Царь Феодор Иоаннович повелел совершить молебен перед чудотворным образом и обнести его крестным ходом вокруг городских стен. На следующий день орда хана потерпела сокрушительное поражение от русских полков и бежала восвояси. В честь этого чуда царь повелел заложить Донской монастырь, а Русская Церковь установила день празднества иконы Богородицы.
Установление дня Донской иконы Божией Матери в качестве праздника Астраханского казачьего войска было естественным событием, так как первый храм астраханских казаков, построенный на Казачьем Бугре, и, впоследствии ставший войсковой церковью, был освящен в честь Донской иконы.
1 сентября 2017 г., в 11:00, в Кремле, делегация Казачебугровской, Городофорпостинской-Атаманской казачьих станиц и казачьего хутора Разин Астраханского казачьего войска Союза казаков собралась в Кирилловой часовне. Астраханские казаки пришли помолиться своей усердной Заступнице, Матушке-Богородице. Благодарственный молебен совершил клирик Успенского кафедрального собора иеромонах Амвросий (Анастасьев).  

ФОТО