Как возрождалось астраханское казачество

 

Решил познакомить вас со своей статьей, которая была опубликована в одном из сборников «Бирюковских чтений» (2016год). А поводом стала найденная вчера в личном архиве небольшая листовка, которую мы в октябре 1991 года распространяли в нескольких «рукописных» экземплярах в Астрахани. Пожалуй, она сохранилась в единственном экземпляре (и только у меня). Это фактически документальное свидетельство и того времени, и идеи мероприятия. Это уже потом, в материалах по возражению астраханского казачества напишут, что это был «первый сход астраханских казаков». Может так и получилось в итоге, но сначала дело обстояло несколько иначе. А как?

 

Ты помнишь, как все начиналось?

(Или субъективные воспоминания одного из участников возрождения казачества на астраханской земле)

В середине 70-х годов прошлого века началось осознанное мое увлечение фольклором. В 1976 году наша творческая группа студентов-музыковедов, только что закончившаяся первый курс Астраханской государственной консерватории, отправилась в свою первую фольклорно-этнографическую экспедицию в Енотаевский и Наримановский районы Астраханской области. И первым же селом, в котором мы записывали песенный материал, были Замьяны (в прошлом Замьяновская станица). К сожалению, эти записи не сохранились, но осталось в памяти и гостеприимство сельчан, и, главное, их песни. Особенно врезалась в память встреча с могучим стариком Маловым и его родственниками, семьями Вилявиных, Абакумовых. Они не только рассказывали нам о своей жизни, но и исполняли казачьи песни. Уже тогда это показалось не просто интересным, но очень важным. Именно тогда я впервые услышал подлинный астраханский казачий распев, в котором исполнители, казалось, абсолютно не заботились о том, чтобы поберечь голос, пели размашисто, с упоением. Иногда по ходу комментировали текст песни.  Такая «мужская» манера (в ансамбле были не только мужчины, но и женщины) с мощным, с громким запевом и ядреным многоголосием, высоким дишкантом потом мне практически уже больше не встречалась (только может быть в старых записях экспедиций А. Ярешко и И. Иневатова).

В 80-годы прошлого века – новый этап постижения казачьего фольклора. При создании в 1984 году фольклорной группы «Бударочка» астраханской консерватории и, позже, в 1987 году как базового коллектива ОНМЦНК и КПР, мы с большой охотой включали в репертуар казачьи песни Астраханской области (прежде всего песни из сборников А. Ярешко, В. Самаренко и М. Этингера). Уже тогда мы задумались о пошиве казачьих костюмов и формы. Репетиции и концерты проходили достаточно часто.

Начало 90-х годов  ХХ века совпало с официальным возрождением астраханского казачества. Первая акция, проведенная 20 октября 1991 года, стала неожиданно для организаторов резонансной. Потом уже этот «сход» назвали «объединительным казачим Кругом» (см. статью О.О. Антропов «Движение возрождения казачества в Астраханской области в 1990-е гг., помещенной на сайте http://www.mcwc.ru/kazak/vozrojdenie.htm).  Все же уточним: изначально такой идеи не было. Сначала это задумывалась именно как акция с броским названием «Возродим казачество – сохраним Россию!». Придуманная мною фраза была растиражирована на небольших листочках и в виде приглашения они распространялись среди активистов движения. То есть, фактически никакой публичной рекламы не было. Сам  листочек был обычным «самоиздатом», распечатанным на ксероксе, на котором располагалось название акции, первоначальные строчки текста и ноты гимна астраханских казаков и обозначение время и место. А местом проведения, по устной договоренности с директором филиала астраханского музея-заповедника (Краеведческого музея) Людмила Михайловна Федорович (Караваева), стал… кремлевский Собор Успения Пресвятой Богородицы. Да, в то время это был не действующий храм, а музей, в котором демонстрировались соответствующие экспонаты. По-моему разумению, эта акция не могла быть многочисленной, и в этом я уверил руководство филиала музея-заповедника. Учитывая то, что с местом для переодевания участников ансамбля «Бударочка» в казачьи форму и платья в музее не было, то мы приняли решение о том, чтобы это сделать в консерватории, находящейся примерно в 500 метрах от кремля. И вот, по главной улице, проходя мимо официальных зданий, магазинчиков и скверов, мы с казачьими песнями пешком направились в сторону проведения акции. Фактически, это была первой «живой» демонстрацией утверждения казачьих традиций на современном этапе. Многое сейчас выглядит немного наивным и романтическим. Мы еще твердо не знали, как выглядел подлинный казачий костюм и форма, поэтому были допущены некоторые этнографические неточности. Но это было тогда не главным. Трудно передать то возбужденное воодушевление, которое нас охватило! Причем, еще раз подчеркнем, все рождалось спонтанно, по ходу, без какого-то сценария и согласований в чиновничьих кабинетах… А рядом с нами, с самого начала, пристроился оператор с «ЭКС-видео», тогда первой и единственной независимой коммерческой компанией Астрахани. И его съемка (к сожалению, имя журналиста в памяти стерлось), фактически стала первой видеозаписью  тогда еще только набиравшего силу общественного движения и его первых участниках. К слову, я настойчиво просил (даже требовал) от своих друзей-коллег с телевидения «Лотос» не снимать происходящее, так как считал, что делаем это мы не для саморекламы, а для действительной пропаганды возрождения астраханского казачества. И все же, оператор другой компании особенно нас не послушал и я ему, спустя годы, благодарен, так как остались дорогие и  ценные для меня кадры близких по духу мне людей. Особенно видеокадры с участием актера ТЮЗа Николая Потапушкина, с которым мы не просто дружили, а вместе обсуждали пути возможного развития движения и готовили первую серию казачьих песен, спектаклей Домашнего театра кукол «Вертепъ» (ныне «Балаган-чик») из тогда совсем неизвестного сборника А.А. Догадина. С этой программой мы потом часто выступали в селах Астраханской области, музеях города, различных фестивалях казачьей песни и даже на семинаре в Москве.

Сама акция, к моему удивлению, получилась многолюдной, астраханский храм едва вместил всех желающих (по моим подсчетам в нижнем храме едва поместилось не менее ста человек!). К неудовольствию и раздражению руководства музея, с громкими и конфликтными разбирательствами с руководством «от культуры» мы эту акцию все же провели. Важно, что тогда все началось с молебна и благословления «богоугодного дела» батюшки (а это, напоминаем, был 1991 год!), потом зачтения приветствия-призыва астраханским казакам от атамана А.Г. Мартынову и, главное, концерта из молитв, исторических казачьих песен. К сожалению, в любительский фильм это не попало, как мне объяснили, по техническим причинам. Как и было обещано руководителям музея, в храме не прозвучало ни одной плясовой песни. А закончился концерт исполнением гимна дореволюционной России «Боже, царя храни!», с которого, собственно говоря, и открывается сборник «Былины и песни астраханских казаков» А. Догадина. Находящиеся в храме люди встали, и я видел, как плакали старики, многие слушатели. А в это время вверх  храма с прекрасной акустикой устремлялось многоголосие торжественного гимна... И потом, после акции, были поцелуи и объятья, многочисленные благодарности и слезы журналиста Ольги Сосновской, которая, всхлипывая, все время повторяла: «Ну почему же ты мне запретил это снимать?». Потом мы, просветленные и счастливые, вышли на улицу, где продолжался обмен мнениями, обсуждение увиденного и услышанного. Историк Петр Казаков, тогда один из активистов и идеологов движения, показывал сделанный им альбом рисунков астраханских казаков разных эпох. И все же, повторюсь, несколько кадров фактически любительской записи, сохранились и с ними можно познакомиться. Было сделано (М. Хрущевой) несколько любительских снимков участников акции. Нам тогда в 1991 году  казалось, что впереди нас ожидает только радостное воплощение идей, поддержанных народом и отчасти властью (напомню, перед нами выступал представитель Президента России В.М. Адров), что все осознали свой долг перед родителями, перед нашими предками. Но как мы, оказывается, заблуждались тогда! Еще сильны были многие идеологические стереотипы. Более того, после одного и выступлений в Краеведческом музее, одна из пожилых слушательниц не просто сильно возмущалась, но и пыталась своей клюшкой отлупить «супостатов, с которыми ее отцы и деды боролись, с этой белогвардейской нечистью». И еще потом долго приходилось слышать незаслуженные упреки в свой адрес.

Но и развитие казачьего движения тоже получалось далеко не безоблачным, с шараханьями, выяснениями отношений, с антагонизмом в СМИ и провластных структур. И на то, действительно, были свои основания. Так в первом атаманском правлении возрожденного Астраханского казачьего войска, в котором я был выбран на должность «казака по культуре» (так было в приказе), попали, как выяснилось, и несколько человек с уголовным прошлым, криминальных элементов. Все это не могло не сказаться на развитии движения, оформления в структуру достаточно долго. «Это пена, - говорил мне тогда Н. Потапушкин, это рано или поздно спадет!». Но нам хотелось быстрее и проще двигаться к цели. Иногда казалось, что некоторые люди, пришедшие в казачество, думали не столько о бескорыстном служении идее, а сколько с целью получения материальной выгоды и повышению своего социального статуса. Не получив ни того, ни другого, они часто отсеивались, но имиджу возрождения казачьего движения урон ими уже был нанесен. Смысл казачества каждый понимал по-своему: одни считали, что это некая никому не подчиняющаяся вольница, другие – дисциплина и верное служение «вере, царю и Отчеству». К тому же были другие тенденции, например, кто все-таки должен быть ориентиром «белое» или «красное» казачество? В спорах проходили встречи, пытались петь молитвы, казачьи песни. Для встреч казаков администрация области выделила комнату в здании выехавшего оттуда Дворца пионеров. Здесь еженедельно по средам проводились встречи участников движения, обсуждались уставные документы. Скажем прямо, опыта функционирования общественной организации ни у кого не было, отсюда и многие проблемы становления казачьего движения. Тем не менее, к присяге были приведены первые казаки (это был очень красивый обряд), были простым голосованием и возгласами «любо» учреждены первые структуры общественной организации, в частности, Отдел кадров, в котором фиксировались сведения о казаках, культурный отдел, по связям с православной церковью, определены права и обязанности казаков (к сожалению, судьба этого архива сейчас неизвестна).

Другим важным принципом работы по консолидации казачества, пропаганды идей и создания позитивного имиджа стали программы на телевидении и радио ТРК «Лотос» (г. Астрахань). Кроме новостных сюжетов, кстати, в том числе и на ВГТРК, были подготовлены и большие программы, фильмы, передачи. В подготовке большинства таких  программ принимала участие журналистка Ольга Сосновская, которая однажды пригласила в свою авторскую программу «Угол» не только меня и мой коллектив «Бударочка», но и первых лидеров того общественного движения по возрождению казачества: Ю.П. Русанова, С.Г. Львова, А.Ф. Милейковскую. В «прямом эфире» гости студии рассуждали о необходимости возрождения казачества на астраханской земеле, о форме существования казаков в современной действительности, о необходимости создания оформленной организации, о приоритетах, о казачьей форме и песнях, многом другом. Сохранился, записанный с эфира, этот сюжет. Были тогда и небольшие «ляпы», так во время окончания программы в прямом эфире произошел небольшой конфуз. Дело в том, что когда началось наше выступление и исполнение «Гимна астраханских казаков», в саму студию звук почему-то не подключили и видно, что мы стали «открывать рот» почти с середины исполнения песни, когда стала вдруг слышна фонограмма. Это заметили зрители, и потом с улыбкой нам это вспоминали. 

Большим другом и понимающим (сочувствующим движению) на телевидении стала журналист и прекрасный режиссер Светлана Алексеевна Кузнецова. Мы с ней сделали ряд фильмов о народной культуре, и, конечно, астраханском казачестве. Так, одна серия сравнительно небольших сюжетов называлась «Пели песни казаки». По замыслу, я, в казачьей форме, рассказывал об исторической песне и том моменте, с которым она связана, а потом, без фонограммы, я ее исполнял в студии (иногда в дуэте с участником коллектива Андреем Кондюковым). Простая по форме, она нашла отклик у астраханцев и, кстати, после одного из эфиров я познакомился и подружился с интереснейшим человеком, потомственном астраханском казаке станицы Дурновской (с. Рассвет) и хранителе славных традиций Николаем Павловичем Горбуновым. После программы «Наш батюшка, храбрый Михаил», он написал письмо в редакцию, в котором благодарил «за память об отце, Павле Ивановиче Горбунове», чьи песни я и пел в эфире. А потом он уточнял и целый рад исторических моментов в комментариях к исполняемым песням. Наше близкое знакомство многое дало потом в оценке происходящих современных тенденций, противоречий, исторических оценок атаманов и их окружения, в целом казачьего движения. Его советы по-прежнему актуальны: сохранились его работы, в том числе и рукописные, книги, учебники, записанные интервью на радио и телевидении….

Но, пожалуй, самым важным и этапным для меня стал видеофильм «Любо, братцы, любо» ТРК «Лотос» (1993 год). Его созданию предшествовала долгая и кропотливая работа режиссера Светланы Алексеевны Кузнецовой. К нашей затее тогда, мягко говоря, многие относились скептически и не во всем помогали. Только упорство талантливого режиссера и настойчивость небольшой авторской группы помогали преодолевать возникающие препятствия. Если учесть, что это было время стационарного телевидения и переносных видеокамер не существовало, то можно было представить, с каким трудом ей удалось уговорить тогдашнее руководство телерадиокомпании предоставить нам передвижную станцию и нескольких операторов. Мы выехали в село Рассвет Наримановского района. Для натурных съемок из соседнего дома был протянут длиннющий шнур из нескольких «переносок». К этому можно было добавить и то, с количество видеопленки было ограничено, поэтому снимали без дублей, практически в режиме «прямого эфира». Место, на котором мы удобно устроились с Николаем Павловичем Горбуновым, оказалось… муравейником. И поэтому такое соседство энтузиазма не добавляло: мы мужественно вели диалог, периодически смахивая кусающихся насекомых. Но зрители, надеюсь, этого не заметили. Были и натурные съемки в калмыцких степях, когда под вечер, в поисках кочующих табунов лошадей, мы на стареньком РАФике забрались по бездорожью в отдаленный уголок Лиманского района. И водитель, выжимая из мотора последние силы, говорил, что категорически останавливаться нигде не будет, иначе «все здесь увязнем и ночь проведем в пустыне». Если учесть, что это было пока безтелефонное время, перспектива получалась у нас нерадостная. В уголочке притихший режиссер крестилась и читала молитву, а мы, молча и мысленно, помогали старенькой машине выбираться из песков. Но все закончилось благополучно, потом была радость и те несколько кадров, которые мы сняли. Они попали в начало: степной ковыль и бегущее, как в старом фильме, табун вольных кобылиц. А потом, перед премьерой на экране телевизоров, был еще художественный совет (такой «чести» до этого никто не удостаивался), на который пригласили и меня, как одного из авторов. И были после просмотра реплики, типа кому это сейчас надо? И зачем старики так долго поют? Это, мол, не интересно зрителю… Терпеливо приходилось объяснять им, что пройдет время и цены этим кадрам, особенно с поющими стариками, просто не будет. И, слава Богу, жизнь подтвердила правоту этого мнения. Спустя время, большие фрагменты видеофильма вошли в сюжет об астраханских казаках, в выходящем на «Канале 7+» цикле Ирины Тарасовой «Иван да Марья». Сейчас, к сожалению, сохранилась лишь копия фильма, записанная с эфира. Учитывая несовершенство техники того времени, в ней есть некоторые искажения по звуку и картинке, но от этого фильм не стал плохим, не потерялся. Он по-прежнему актуален и является документальной, важной частью периода возрождения астраханского казачества на современном этапе. Завершая, отметим, что сам же фильм был, к сожалению, продемонстрирован в эфире всего один раз и буквально на следующий день размагничен с формулировкой «нужна была видеопленка для записи» большого коммунистического партийного функционера. Но на этом история фильма не закончилась. Потом из него режиссером были вымонтированы все песни, которые исполнял наш ансамбль, и сделана небольшая программа о песнях астраханских казаков. Натурные съемки тогда проходили в астраханском кремле и сквере у Педагогического университета.

К этому списку можно добавить еще несколько сюжетов, посвященной межнациональному общению на территории Астраханской области, в программе «Встреча друзей» все той же ГТРК «Лотос». Я был не только участником, но и одним, вместе с Софьей Нуруллаевой, из ведущих цикла (сохранился в личном архиве запись одного из выпусков). В них, как правило, принимал участие Николай Павлович Горбунов, который стал в Астрахани чуть ли не основным консультантом по проблемам казачества.

Сейчас, пройдя 25 лет возрождения астраханского казачества, начинаешь понимать, что в 90-е годы была выполнена главная задача: после известных репрессий – максимальная политическая реабилитация, возрождение культуры и правдивой истории казачества, воссоздание основы казачьего войска, желание возвратить принадлежавших войскам имущество, зданий, прав и привилегий, наконец, восстановления казачьей службы и возможность работать на своей земле. Все это неоднократно декларировалось в СМИ, в газете казаков «Лава», во время концертов и т.д.

Важно и то, что постепенно и достаточно быстро идея возрождения астраханского казачества из областного центра постепенно перешла и в сельские районы: прежде всего Красноярский, Енотаевский и некоторые другие. Участниками движения становились, прежде всего, потомки родовых казаков  разных исторических войск (не только астраханского). Правда, долго дискутировалась тема о возможной записи в войско «не казаков», а тех, кто принял идеи казачества как свои. Были сторонники и ярые противники этой идея (кстати, до сих пор эта тема обсуждается достаточно активно).

Помню, на рейсовом автобусе  8-10 ноября 1991 года наша делегация «Астраханского областного культурного общества “Казачий круг”» во главе с членом оргкомитета Ю.П. Русановым приняла участие во II Большом круге «Союза казаков», прошедшем в Ставрополе. Наш коллектив «Бударочка» в казачьих костюмах, которые к этому времени сшил нам ОНМЦНК, в большом праздничном концерте на открытом воздухе исполнил несколько казачьих песен и передал «привет» от астраханских казаков. Тогда прошли первые встречи с представителями российских казачьих войск, на которых обсуждались формы сотрудничества.

Потом было много других важных событий, приходили и уходили выбранные  атаманы и их Правления, в целом позитивно изменялось отношение к казачеству (об этом и многом другом, надеюсь, в своих субъективных заметках расскажу в другой раз). Но тогда, в первые годы становления, мы поняли, что казачье движение становится мощной политической общественной силой, что оно надолго и мы не одиноки.

И вот уже прошло 25 лет с первых организационных мероприятий. Казачье движение, созданное прежде всего «Союзом казаков», развивается и мы не только свидетели этого, но и активные его участники. Продолжение следует….

 

К.Гузенко, войсковой старшина Астраханского казачьего войска «Союза казаков России».