Сказка

«О чем грустит старый дом?»

Выполнил: ученик 2 класса МКОУ «СОШ №2»  Курмангазиев Тимур

Руководитель: педагог дополнительного образования   «МКОУ «СОШ №2» Курмангазиева Галия Кабашовна

2017 год

 

Цель проекта.

 Сохранение и популяризация казачьей культуры, формирование патриотических чувств и создание мотивации для формирования у молодежи патриотических ценностей.

Задачи проекта.

  1. Ознакомление детей и подростков с историей казачества.
  2. Формирование и воспитание у подрастающего поколения нравственных ценностей и идеалов на основе народных традиций.
  3. Популяризация и развитие казачьего движения в Астраханской области.
  4. Привлечение внимания юношей и девушек к изучению своей родословной, к почитанию и уважению предков, народной культуры, истории Отечества, традиций и обычаев.

Актуальность.

 

         Стремительно мчится поезд 21 века. Мы все хотим успеть на него. Бежим, не обращая внимания на «вещи», которые выпадают из нашего багажа. А «вещи» эти: народные традиции, обычаи, промыслы.

         Зачем нам резчики по дереву, печники, вышивальщицы, когда есть нанотехнологии.

         Они обеспечат нас прочным крепким материалом за короткий срок. Но тоскует душа по расписным жостовским подносам, павловским платкам, ажурной деревянной резьбе, огромной печке, на которой бабушка рассказывает сказки внукам.

         Современные дети знают, что такое ресепшн, но не знают, что такое полати, взвар.

Нашей сказкой мы хотим обратить внимание общества на ценности, которые мы теряем.

 

 

         Я живу в с.Рассвет, бывшей станице Дурновской. Каждый день прохожу мимо дома, в котором родился. Этот дом принадлежал моему прадеду Николаю Егоровичу Соловьеву.

         Дом и кухня покрашены в синий цвет, белая нарядная резьба украшает фронтон дома.

В солнечную погоду мне кажется, что дом улыбается мне  веселыми глазами – окнами. Но в последнее время у меня появилось ощущение, что дом грустит.

         Я останавливаюсь, пристально смотрю  на дом и жду, что он заговорит.

«Что молчишь» О чем грустишь?» - спрашиваю я его. И вот однажды он заговорил:

«Тебе весело без твоих друзей, в одиночестве?» «Нет, конечно!» - удивленно ответил я. «А мой возраст?» - вздохнул дом. «Ведь я не молодею. У меня скоро юбилей, 170 лет».

         Я не поверил, побежал в администрацию и там мне дали справку.

Дом говорил правду. Его построили в 1850 году.

-  Ты хорошо выглядишь», -сказал я.  А грустишь ты о чем?

- Ах, малыш, ничего ты не понимаешь. Ведь я тебе говорил, что страдаю от одиночества. Когда меня перенесли в станицу, я стоял в окружении таких же нарядных домов.

- А откуда тебя перевезли?

- Старая станица находилась на 2 версты выше (там, где сейчас находится русское кладбище). Но расположение было неудачным. Некоторые дома засыпало песком, некоторые затапливало весной полою водой. 15 казаков написали в 1867 году прошение в Войское Правление о дозволении на переселение.

9 июля 1870 года был подписан документ «О дозволении некоторым жителям Дурновской станицы переселиться на новое место.»

На новом месте дома строились большие, из добротного леса.

Крыши, амбары, заборы строились из привозного леса. Дома имели одну, а иногда 2 поперечные пластинные переборки, вдоль всего дома тянулись коридоры, некоторые дома имели парадный выход.  Снаружи окна закрывались навесными ставнями. Обычно окна украшались резными наличниками. Из дерева выпиливали разнообразные фигурки, которые не только украшали, но и служили оберегами. Узоры не повторялись. Каждый хозяин хотел выделиться. У одного на подловке (чердаке) круглое оконце, у другого – квадратное, у третьего – солнышко, а главное – обилие ажурной резьбы.

Ширина улиц и переулков была строго определена, дома фасадами находились на одной линии, поэтому станица выглядела опрятно и красиво.  

- А что же было во дворе? - спросил я.

- Спроси, чего не было! - ответил дом.

Ближе к улице был амбар. Недалеко от дома устраивали в каком-либо сарае погреб. Как же без него?

Ближе к дому рыли колодец и сооружали печь для приготовления пищи в летнее время.

Представляешь какой аромат плыл по станице, когда казачки варили варенье, домашнюю лапшу с осетриной или просто взвар (компот).

 

В глубине двора стояли хлев, конюшни, кошары, свинарники, курятники.

- А кто же ухаживал за всем этим хозяйством?

- А дети на что? С 5-7 лет дети выполняли всю домашнюю работу.

В каждом доме было 8-10 детей.

Мне так не хватает детского смеха, детских игр. Какие они были дружные, веселые.

Девочку-казачку приучали к труду с детства. Она должна была уметь делать всю домашнюю работу по дому, в том числе нянчить младших детей. Также девочки учились шить, вышивать, вязать на спицах и крючком. Девочка-подросток имела большой авторитет в семье, младшие дети, которых она нянчила, обращались  к ней на «Вы». Трудовая жизнь мальчика-казака начиналась с 5-6 лет. Именно с этого возраста казачонок уезжал с отцом на охоту, рыбалку, покос. Старшие сыновья выполняли тяжелую физическую работу в поле и дома.

 

- Бедные дети! Что же они все время трудились и совсем не играли?

- Что ты! Что ты! А откуда взялась игра «казаки-разбойники», а кубарь, а дзига, камешки, лапта, чижики, чехарда, бабки, альчики, ножики! Вот сколько игр!

- А какая игра была самая любимая?

- Мальчишки больше всего любили ездить верхом на лошадях. Но это не совсем игра. В 3 года самостоятельно ездили верхом по двору, в 7 лет казачат учили стрелять, в 10 – рубить шашкой. Так их готовили к воинской службе.   

Тут дом вздохнул и сказал: «Иди, я устал. Что-то разговорился я сегодня».

Ночью я долго не мог уснуть. Все представлялась красивая станица с правлением и церквью на главной площади, загорелые белозубые казачата, переплывающие Волгу на спор, босоногие мальчишки верхом на палочках.

А что же я не спросил куда исчезли эти нарядные дома? Скорее бы утро…

Я закрыл глаза, но уснуть мне было не суждено.Раздался тихий шорох, треск и стенка против моей кровати засветилась как экран компьютера. Послышался плач младенца, на экране появился хитрый старичок. Я почему-то сразу догадался, что это домовой. Он улыбнулся и сказал : «Да, да, я старичок-домовичок. Сегодня я слышал ваш разговор. Я рад, что дом заговорил с тобой. Теперь ему будет не так грустно».

- Кто это плачет?

- Это плачет твоя прапрабабушка Прасковья Дмитриевна Чернышова (Лактионова). Она была первым ребенком, родившимся в новой станице в 1876 году.

- Я не пойму, где она? Я не вижу коляску или кроватку.

- Посмотри на потолок. Видишь крюк, к нему подвешена зыбка (колыбель). Вот в таких колыбельках качали детей. А тебя качали в зыбке?

- Не-ет. А мы то гадали, зачем  к потолку  прибили крюк.

Тогда, может ты мне объяснишь, что это за странный квадрат в потолке на кухне.

- Конечно.  В каждом казачьем доме, обычно в холодной комнате была лестница, которая вела на подловку (чердак). Там зимой сушили белье.

- Как интересно! А почему комната называлась «холодной»?

- Потому что в ней не было окон, лишь небольшие отверстия в стене.

В прежние времена в ней можно было наблюдать такую картину: «Слдадко пахнут пучки трав, горы яблок, арбузов, развешанный на нитках виноград, вся семья собирается, расстелив кошму на глиняном полу, пьет взвар или ест ледяные соленые арбузы в полдень, в самую жару.

- Покажи мне, домовичок, что было внутри дома».

И поплыли на экране слайды.

- Ты так хорошо рассказываешь, что мне захотелось в станицу.

- Что ты, милый! От той станицы осталось всего несколько домов. Я вот молюсь каждый вечер, чтобы твоя бабушка не надумала наш дом нарядить в сайдинг или кирпич. Разве в таких домах есть душа?

Я вот не смог бы жить в таком доме. Домовичок расстроился и замолчал.

Я тоже помолчал, а потом спросил тихо: «А где же остальные дома?

И снова включился экран.

И я увидел, как хозяева отделяют заднюю часть дома, перевозят на новое место и строят дом для взрослого сына. А вот семья Горбунова Н.П. продает часть дома, чтобы дать образование двум старшим сестрам. Во многие населенные пункты «ушли» дома нашей станицы.

Вот ломают здание станичного училища и везут в Джакуевку под местную больницу, вот здание станичного правления везут в Приволжье на улицу Кржижановского, где оборудовали цех по изготовлению валенок. «Уехали» дома на Казачий бугор, на Трусово и в др.места.

Особенно вольно обращались с домами раскулаченных: три дома перевезли на тоню «Балчуг», три – на тоню «Кольцовая», несколько домов на молочно-товарную ферму.

Тут домовичок заплакал громко, не стесняясь своих слез. Я взглянул на экран и увидел, как ломают церковь.

Дом тяжело вздохнул.

Экран погас. Я обнял домовичка. Не было слов, чтобы утешить его.

Я попрошу бабушку, чтобы она больше ничего не меняла в доме. Я приведу своих друзей, мы будем играть в казаки-разбойники, лапту. А когда вырасту, построю большой деревянный дом, разведу фруктовый сад, поставлю во дворе печку и возьму тебя к себе.

Спасибо, малыш, за добрые слова. Пусть у тебя все получится.

А пока я буду со своим другом, вашим домом. Я его не оставлю. Ты знаешь, у него и без меня много причин для грусти.

Домовичок мог и не говорить мне об этом. Все стало на свои места. Я понял, о чем тосковал старый дом:

1.   Ему было жалко дома, которые увезли из родной станицы.

2.   Оставшиеся дома имеют жалкий вид. Нет мастеров, которые могли бы вернуть им молодость.

3.   Обновленные дома, одетые в сайдинг и камень, стали для него чужими.

Литература.

  1. И.П. Горбунов, А.И. Полежаев «История станиц «Астраханского казачьего войска»
  2.  О.Е. Романова «Казачий мир. Культура и повседневная жизнь».
  3. И.В. Кучерук «Казачий мир».
  4. Рассказы жительниц села Л.Н. Масловой, З.И. Морозовой.