ПО ПРАВУ ПАМЯТИ…

 

«Если на клетке слона  прочтешь надпись «буйвол», не

верь глазам своим».

/Из афоризмов  Козьмы Пруткова/

 

Одним из главных праздничных мероприятий посвященных 300-летию образования Астраханской  губернии стало строительство памятной арки на проспекте имени А.П. Гужвина и открытие  аллеи Славы героев земли Астраханской. В преддверие этих событий министерством культуры и туризма Астраханской области и областным отделением военно-исторического общества была проведена работа среди населения, чтобы привлечь интерес к историческому прошлому. В областном краеведческом музее были проведены «общественные слушания» по поводу этого проекта,  предложенного региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» в Астраханской области (РО ООГО РВИО АО). Уже на этом заседании чувствовалось, что список лиц досрочно кем-то  установлен и надо его одобрить.

Мною было высказано мнение, что подбор персоналий аллеи совершенно случаен для истории Астраханского края. Восемь из четырнадцати прототипов бюстов не были уроженцами Астрахани. Для целого ряда, представленных исторических деятелей, бюсты  которых поместили на аллее,  Астрахань была эпизодом в их славных биографиях, а один из изображенных персонажей   никогда  не был в нашем городе. Пожалуй, из увековеченных лиц, пропорциональность величины исторического персонажа и его  вклада  в жизнь Астраханской губернии соблюден лишь в отношении В.Н. Татищева и Б. М. Кустодиева. Посмотрев на аллею,  у гостя Астрахани может сложиться впечатление, что среди астраханцев нет достойных персонажей для изваяния. Выступая на мероприятии, я назвал с полсотни героев прошлого, достойных иметь собственные бюсты на этой аллее. Это государственные деятели, потрудившиеся на благо Астрахани, храбрые воины, проливавшие свою кровь на полях сражений за Отечество, святые подвижники и духовные вожди. 

Однако, даже то, что в итоге появилось на «аллее» вызывает множество вопросов о профессионализме создателей проекта. Почему-то  у А.В. Суворова отобрали титул, лаконично назвав генералиссимусом, хотя по указу императора Павла I он именовался князь «Италийский граф Суворов-Рымникский, генералиссимус». Почему-то отобрали и орден Святого великомученика Георгия Победоносца I степени, заменив на бюсте другой наградой.  Почему-то  бюст Алексея Петровича Ермолова увековечили надписью «Генерал от инфантерии», хотя он был и генералом от артиллерии, и членом Государственного совета, и членом Императорской и Российской академий, а, главное, наместником на Кавказе, чем и вошел в историю.

У меня нет желания разбирать всю эту странную композицию. Остановлюсь только на том, мимо чего,  мне, как потомственному  астраханскому  казаку, нет возможности пройти, не высказав свое мнение.  К моему  глубокому сожалению это относится к бюсту, который по задумке,  должен был изображать Ивана Алексеевича Бирюкова. Ил. 1.


 Так как И.А. Бирюков – это гордость, слава и трагедия астраханского казачества, то вынужден указать  на грубейшие ошибки устроителей аллеи.

Факт первый. И.А. Бирюков не был Астраханским губернатором в 1917-1918 гг.

Давайте обратимся к постаменту, так как он должен был бы объяснить, чей бюст установлен на его гранитной твердыне. Однако на постаменте красуется надпись, охарактеризовать которую можно в выражениях, варьирующихся от слов странная, до слов несуразная: «Астраханский губернатор в 1917-1918 гг.» Перечислим должности, ставшие вершиной карьеры  Ивана Алексеевича Бирюкова, и попытаемся отыскать среди них ту, что указана на гранитном бруске.

5 марта 1905 г. Бирюков становится командиром 2-го Астраханского казачьего полка.

В июле 1906 г. он был назначен старшим членом Войскового правления Астраханского казачьего войска. (Бирюков И.А. История Астраханского войска. Саратов, 1911. В 3-х ч. Часть I-я. Составные части войска. Учреждение его. Органы войскового управления. Различные войсковые установления и учреждения. Подчинение войска. Войсковые и Наказные атаманы. С. 380.) Ил. 2.


 В 1908 г. полковник И.А. Бирюков получил назначение командира 1-го Астраханского казачьего полка. (Бирюков И.А. История Астраханского войска. Саратов, 1911. В 3-х ч. Часть III-я. Воинская повинность. Строевые части и военные учреждения. Офицерский состав. Военное образование. Служба. Довольствие. Обмундирование, снаряжение и вооружение. С. 222.)

Двадцать дней в январе 1909 г. «исправлял должность», по выражению того времени, Наказного атамана Астраханского войска. В конце того же года опять временно исправлял должность Наказного атамана и начальника астраханского гарнизона.

 В 1910  году И.А. Бирюков, с небольшими перерывами с 7 января по 22 декабря опять замещал первое лицо войска.

23 сентября 1912 г. полковник И.А. Бирюков, командир 1-го Астраханского казачьего полка, произведен в чин генерал-майора с увольнением от службы по возрастному цензу. (Пугачев Б.Г. Офицеры и чиновники Астраханского казачьего войска 1914-1918 гг. Биографический справочник / Под ред. И.Н. Плешакова. – Астрахань: 2017. С. 26.)

В 1912 г. И.А.  Бирюков избирается в гласные Астраханской Городской Думы, а 1913 г. – становится  членом Астраханской Городской Управы и заступающим место городского головы. (Казакова Е.В. «Все обязанности, сопряженные со званием казака, выполнять исправно, честно и беспрекословно…» Бирюков И.А. (1856-1919 гг.) // Астраханские губернаторы. Историко-краеведческие очерки. – Астрахань: 1997. С. 118.)

В ходе Февральской революции, в марте 1917 г., по инициативе Городской думы, был образован Временный губернский исполнительный комитет, который взял на себя функции по управлению Астраханской губернией   в ночь с 3 на 4 марта Временным гражданским губернатором был избран И.А. Бирюков. (Казакова Е.В. Атаман Бирюков // Бирюковские чтения: Избранные труды I-V-х Бирюковских чтений (2009-2013 гг.). – Астрахань: 2014. С.216-217.)

Так как в революционной России должности губернатора больше не существовала, 12 марта 1917 г. Временное правительство утвердило И.А. Бирюкова губернским комиссаром. Не ранее 30 апреля и не позднее первых чисел  мая того же года И.А. Бирюков сложил с себя и эту должность. Таким образом, т.н. временным гражданским губернатором И.А. Бирюков был восемь дней марта 1917 г.  Если внимательно ознакомиться с послужным списком И.А. Бирюкова, станет ясно – данный эпизод самый краткий в его биографии.

Самым логичным было бы подписать бюст И.А. Бирюкова «Атаман Астраханского казачьего войска 1917-1918 гг.». Именно в этой должности И.А. Бирюков вошел в историю.

 

Факт второй. На постаменте не бюст И.А. Бирюкова.

Что же общего между собой имеет внешность этого бюста и подлинного атамана Ивана Алексеевича Бирюкова. С полной уверенностью можно сказать ничего! Внешность И.А. Бирюкова была довольно колоритной и запоминающейся. Умное, волевое лицо. Высокий, даже огромный лоб. Густая копна волос, неизменно зачесанная назад. Густые, отнюдь не нависающие над глазами брови. Мясистый нос. Широкая, но не длинная борода, разделенная по центру в две стороны. Большие усы, концы которых подняты вверх. Ил. 3.


Каким же предстает бюст мнимого Бирюкова. Довольно невысокий, средний лоб. Редкая шевелюра, зачесанная на правую сторону. Такая прическа делается для скрытия у мужчины возникающей лысины, известной в народе под названием «внутренний заем». Сильно выступающие надбровные дуги и узкие брови. Тонкий, довольно  аккуратный, небольшой  нос. Усы бюста опущены вниз, а длинная борода имеет круглую форму без разделения на две части.

Особенно заметен контраст подлинного Ивана Алексеевича с истуканом с аллеи во взгляде. У И.А. Бирюкова был открытый, временами насмешливый, взгляд умных глаз уверенного в себе человека. С постамента же смотрит неуверенный взгляд довольно ограниченного человека.  Видимо бюст ведет внутреннюю борьбу со своим стыдом: не дай Бог узнают, что не Бирюков. Облик изваяния, выражение лица ничем не напоминают генерала или офицера. Первое, что приходит в голову, когда видишь бюст – перед тобой ямщик или швейцар. Ил. 4.


Возможно, кто-то из читателей в оправдании скульптора скажет, что он не знал истинной внешности И.А. Бирюкова. На это хочется заметить, что имеется большое количество фотографий Бирюкова в его трехтомнике «История Астраханского казачьего войска» (фотографии приведены в статье). Ил. 5. Хочется дать совет мастерам и заказчикам: не нужно хватать первую попавшуюся, кочующую по страницам интернета фотографию «бородатого офицера в казачьей форме», сфотографированного в Астрахани,  и брать ее за прототип изображаемого человека.



Факт третий. За что разжаловали бюст?

Теперь обратимся к самой форме, в которую одет бюст лже-Бирюкова.      Начнем со знаков различия. Вне зависимости от суждений заказчиков и исполнителей данного странного бюста эполеты, как и любые другие элементы формы одежды, не были декоративным приложением, а имели строгие функциональные задачи: показать, в первую очередь, в каком чине состоит их обладатель. Здесь мы возвращаемся к самому главному – создатели скульптуры не знали,  кем  был И.А. Бирюков. От этого  возникло незнание, как его изобразить. Напоминаю, что со службы он был уволен 23 сентября 1912 г. в чине генерал-майора. До этого времени, восемь лет И.А. Бирюков пребывал в чине полковника. Однако, эполеты, волею скульптора (или заказчика) легшие на плечи «некого военного с бородой»,  не дают нам внятного объяснения, какой чин носит их обладатель.

Обратимся к непререкаемому авторитету в области униформологии полковнику В.К. Шенку: «Эполеты кавалерийского образца – имеющие корешок чешуйчатый, металлический из 11-ти звеньев, металлическое выпуклое поле и шейку, состоящую из 4-х канительных жгутов разной толщины, с генеральской (толстой) или штаб-офицерской (тонкой), или без оной (обер-офицеры) – все по цвету металлического прибора. Подбой из приборного сукна. Полагается – генералам, штаб- и обер-офицерам частей гвардейской и армейской кавалерии (за исключением гусар и гвардейских кирасир), всем числящимся по кавалерии и конной артиллерии (за исключением ношения свитской формы), всех казачьих войск (за исключением пластунских батальонов и местных команд Кубанского войска)…» (Шенк В.К. Правила ношения форм одежды офицерами всех родов оружия и гражданскими чинами Военного ведомства. -  СПб.: 1910. С. 134-135.)

Так какой же чин имеет запечатленный на памятнике? Судя по тонкой бахроме эполета, он штаб-офицер. Правда и сам эполет мало похож на кавалерийский. Если же авторы бюста преследовали цель «омолодить» И.А. Бирюкова (как-то подчас встретишь на Новом кладбище г. Астрахани: погребение девяностолетнего старца, а с памятника смотрит девятнадцатилетний юноша), то можно было бы сразу изобразить на плечах фигуры знаки различия, скажем, подъесаула или сотника. Но, такое может быть только у гражданских лиц. Вряд ли можно было бы представить себе памятник, скажем, маршалу Р.Я. Малиновскому, в солдатской форме или форме младшего командира РККА. Заканчивая вопрос с эполетами, следует напомнить о необходимости размещения двух параллельных звездочек на полях каждого эполета, указывающих на генерал-майорский статус изображенного, если, конечно, была цели увековечить И.А. Бирюкова.

Факт четвертый. Где ордена?

Особенно хочется отметить своего рода неряшливость изображенного псевдо-Бирюкова. Мундир явно ему узковат, что подчеркивают многочисленные морщины на униформе. Это разительно контрастирует с характером генерал-майора И.А. Бирюкова. Практически на всех фотографиях мундир на И.А. Бирюкове, как на настоящем образцовом офицере, сидел безукоризненно.

Перейдем собственно к мундиру. Из четырех форм мирного времени (парадной, обыкновенной, служебной и повседневной) эполеты носились только при зимней парадной форме, как в строю, так и вне строя. По скупым чертам бюста угадывается парадный мундир казачьего покроя, образца последней реформы царской России. Однако, и здесь целый ряд абсурдных несоответствий. Во-первых, при парадной форме  в строю и вне строя, генералы и офицеры обязаны были носить патронташ (в лейб-гвардии он именовался лядункой) на галунной перевязи. Ил. 6.



Вот револьвер в кобуре с белым снуром вне строя не надевался, но патронташ носился обязательно. Ил. 7. Это хорошо видно на парадной фотографии И.А. Бирюкова. На бюсте данный обязательный атрибут формы  отсутствует.



Во-вторых, на воротнике мундира казачьего офицера полагались серебряные петлицы, по одной с каждой стороны, а генерала – генеральский галун. Ничего из этого нет у скульптуры. Поверх мундира бюста псевдо-Бирюкова расположилась плечевая портупея для шашки. Но и здесь ее текстура не напоминает положенную по этому случаю серебряную галунную портупею. Прототипом для «ваятеля» стала ременная портупея. Офицеры ее носили только со служебной формой одежды, т.е. с кителем. «При параде» ременную плечевую портупею носили только унтер-офицеры или нижние чины. Видимо памятник, выдающий себя за Бирюкова, впал в маразм и вообразил себя  вахмистром. Возможные попытки авторов «шедевра» оправдаться ссылками, что он изображен  не в парадной форме, а в обыкновенной или в чекмене a priori обречены на фиаско, так как ношение эполет было предусмотрено только с парадной униформой. А на парадной форме требовалось носить все ленты, звезды, ордена, знаки и медали.

Неизвестный офицер, выданный создателями этой странной анфилады бюстов, со стороны видится просто разгильдяем. Кажется, что прототип изваяния вовсе незнаком с уставами, положениями, приказами, циркулярами и т.д. Это ни в коей мере не может относиться к настоящему Ивану Алексеевичу Бирюкову. Много лет И.А. Бирюков занимал должности, требовавшие глубокого знания военного законодательства империи. Он и правитель войсковой канцелярии, и председательствующий распорядительного комитета офицерского собрания Астраханского казачьего войска.  В 1890 г.  Иван Алексеевич работает  в  комиссии  по  пересмотру проекта Положения «Об общественном управлении казачьих войск» в связи с изданием закона от 12 июля 1889 г. «Об  уездных  и  земских начальниках и  новой  компетенции судов».

Неужели авторы изваяния всерьез думают, что такой человек мог не знать двух основных приказов по военному ведомству от 1889 г. за №303 и 1909 г. за №521, регламентирующих правила ношения орденов и иных знаков отличия. С этими приказами был знаком не только каждый офицер, но и любой нижний чин Русской Императорской Армии.  Но отложим на время рассмотрение наград И.А. Бирюкова. Остановимся на правилах их ношения на груди. Напомним, у бюста они беспорядочно и небрежно рассыпаны по мундиру, в то время как ленты колодок должны несколько заходить одна под другую. Это можно увидеть  и у современных военнослужащих.

«Носимые на груди, ордена и медали прикрепляются на колодке, шириною в 11/4 вершка, при чем верхний край лент, надетых на колодку, должен отстоять на 11/8 – 11/4 вершка от крючка воротника мундира <…> Плечевая портупея и лядуночная перевязь надеваются под колодку с орденами и другими знаками отличия, носимыми на груди. Колодка с орденами и медалями прикрепляется: <…> на мундирах однобортных <…> на левой стороне груди, причем середина колодки с орденами и медалями должна быть расположена по середине левой стороны. (Шенк В.К. Правила ношения форм одежды офицерами всех родов оружия и гражданскими чинами Военного ведомства. -  СПб.: 1910. С. 199).  Именно так  изображены ордена и медали на известной фотографии И.А. Бирюкова, которая стала своего рода его парадным портретом.

Теперь попытаемся разобраться,  знают ли создатели изваяния, какими наградами был отмечен И.А. Бирюков.  В небрежном  изображении на фигуре  ордена и медали с трудом  угадываются два ордена Св. равноапостольного князя Владимира 4-й степени и Станислава 3-й степени (орденские ленты совершенно сглажены, нет и намека на полоски) и  медаль «В память коронации Николая II» (официальное название «В память священного коронования их императорских величеств»). Последнюю медаль зачем-то наложили на предыдущую, возможно, в попытке скрыть неуказную самозваную форму своей визави. Затруднение вызывает и  изображение на   ней  императора Николая II, тем более что ни на одной медали последний царь не изображался повернутым влево, только вправо. Ил. 8.


Итак, давайте рассмотрим, какими же наградами был пожалован Иван Бирюков.

В 1888  г.  Иван  Алексеевич  получает  первый  орден – Станислава   а 3-й степени. Это был низший из всех орденов Российской империи. После отмены в 1839 г. 4-й степени, 3-я оставалась младшей, для ношения на груди. Орден носился на груди, на колодке обтянутой красной лентой с двойной белой каймой. Крест ордена был золотым, покрытым красной эмалью только с одной стороны. Остроконечные раздвоенные концы креста заканчивались золотыми шариками и были соединены золотыми полукружиями. Между сторонами креста располагались двуглавые орлы, под короной. В центре венок из зеленых листьев, а внутри его на белой эмали красные буквы SS. (Шепелев Л.Е. Геральдика России XVIII – начало XX века. СПб.: 2003. С. 227-228.) Ил. 9.


В 1893 г. Бирюков удостоился новой награды – ордена св. Анны 3-й степени. Анна считалась также младшим из имперских орденов. Колодка ордена обтягивалась красной лентой с желтой каймой. Крест, с обеих сторон покрытый красной финифтью, имел расширение на краях. По краям креста находилась золотая канва. Между концами креста располагался ажурный золотой орнамент. Посередине креста находилась покрытая белой глазурью круглая розетка с изображением святой Анны. На оборотной стороне креста, на белой розетке голубой эмалью выполнен вензель «AIPF». (Ордена Российской империи / Автор В.А. Дуров – М.: 2002. С. 149). Ил. 10.


В 1900 г. он был награжден 2-й степенью этого ордена. Крест этой степени носился на шее и выпускался в разрез воротника, так что аннинская ленточка должна была немного виднеться. Если же у награжденного были иные ордена, носившиеся на шее, то крест выпускался по борту мундира. Ил. 11. Это видно на портрете И.А. Бирюкова 1908 г., где у него из воротника виден Владимир, а Анна выглядывает из-за борта мундира.



В 1896 г. И.А. Бирюков получил орден Станислава 2-й степени («на шею»). Ил. 12. На фотографии видно, как кавалер уже многочисленных орденов выпускает сию малозначительную награду, еще ниже Анны из борта мундира.



Этот год стал богат для Ивана Алексеевича на пожалования. Он удостаивается медали «В память царствования императора Александра ІІІ», учрежденной в том же 1896 году. Эта медаль носилась на груди на красной муаровой александровской ленте. На аверсе изображалось обращенное вправо профильное изображение императора Александра III. В центре реверса в две строки крупными цифрами были приведены годы царствования Александра III: «1881-1894». В верхней части находится изображение большой императорской короны, внизу – латинский крест. Ил. 13.


Тогда же И.А. Бирюкову вручили медаль «В память священного коронования их императорских величеств». Медаль была для ношения на груди на андреевской ленте. На лицевой стороне медали имелось профильное изображение Николая II и надпись по кругу: «Б.М. Николай II император и самодержец всерос.», на реверсе – корона и под ней надпись: «КОРОНОВАН В МОСКВЕ». (Кузнецов А.А. Энциклопедия русских наград. – М.: 2001. С. 123, 125.) Ил. 14.


На следующий, 1897 год И.А. Бирюков получил медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения 1897 г.». Носили ее на бело-сине-красной ленте с полосами данных цветов одинаковой ширины. Медаль чеканилась из темной бронзы. На ее лицевой стороне между двух лавровых ветвей располагался вензель Николая II под короной и круговая надпись: «Первая всеобщая перепись населения». На оборотной стороне – только надпись в пять строк: «За труды по первой всеобщей переписи населения 1897 г». (Астраханское казачество – путь сквозь века. – Астрахань: 2015. С.259) Ил. 15.


В бурные годы первой русской революции И.А. Бирюков получает через год две степени одного из высших орденов Российской империи – св. равноапостольного князя Владимира. Ил. 16.


В 1905 г. – 4-й степени, для ношения на груди, а в 1907 г. – 3-й – на шею. Орден представлял собой темно-красный эмалевый крест с расширявшимися концами, обведенный по краям черной эмалевой каймой. В центре креста, на черном медальоне, изображена горностаевая мантия под великокняжеской короной, на мантии - вензель святого Владимира: СВ. На обратной стороне медальона - дата учреждения. Лента ордена была красной, с широкими черными полосами по краям. (Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, и ордена Российской империи. – М.: 2004. С. 357) Ил. 17.


На парадном портрете  И.А. Бирюкова 1908 г. без труда можно увидеть семь наград: три ордена степеней на шею, один на грудь и три медали. У читателя, незнакомого с системой ношения наград Российской империи, может возникнуть вопрос: где еще два ордена св. Анны и Станислава младших степеней. В отличие от св. Владимира 4-й степени носившегося всегда  его обладателем (при отсутствии ордена св. Георгия Победоносца), младшие степени перечисленных орденов не носились при наличии более высоких степеней. Медали  носились всегда с парадным мундиром.

Некоторые исследователи утверждают, что, будучи в отставке, занимая выборную должность в земстве, И.А. Бирюков был награжден  медалью - «В память 300-летия царствования дома Романовых» 1913 г. (Казакова Е.В. Атаман Бирюков // II-е Бирюковские чтения: Материалы Бирюковских чтений (9 апреля 2010 года). – Астрахань: 2010. С. 39.) Последняя  была сделана из светлой бронзы. На лицевой стороне медали расположились два портрета: император Николай II в форме полковника 4-го стрелкового Императорской фамилии лейб-гвардии полка и царь, основатель династии, Михаил Феодорович в шапке Мономаха и бармах. Ил. 18.


По краю медали — орнамент из повторяющихся чёрточек и точек. На второй стороне текст в горизонтальном положении, занимающий пять строчек: «В ПАМЯТЬ 300 - ЛЕТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ 1613 – 1913» - выпуклыми буквами и цифрами. Цветовая гамма ленточки колодки: черный, оранжевый (желтый) и белый – цвета рода Романовых. Ил. 19.


 На памятном общественном слушании автор данной работы  дал обещание, что астраханские казаки будут возлагать цветы к памятнику И.А. Бирюкову. В противном случае, для чего же нужен памятник, если не для почитания памяти. Конечно,   придется взять слова обратно.  Ни один потомственный астраханский казак не решится возложить цветы к бюсту неизвестного, выдаваемого устроителями комплекса за погибшего Ивана Алексеевича.

Сделав такой подробный исторический анализ,  хочу сказать, что к историческим событиям и историческим персоналиям, особенно связанным с историей родного края, следует относиться с большей осторожностью и уважением. Помните крылатое выражение: «Если выстрелить в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».  Поэтому надо сделать все возможное, чтобы  исправить историческую  ошибку авторов скульптуры, и добиться установки  настоящего бюста генерал-майора И.А. Бирюкова.

 

казачий полковник Союза казаков России

М.С. Сычев