24 июля 2018 – вторая годовщина ухода из
земной жизни РАШ Карем (Кавад) Багирович (в Святом Крещении Константин) (2
января 1936, с. Акко Талинского р-на Армянской ССР - 24 июля 2016, Москва)
великий русский курд (корд), достойный сын этого племени воинов; выдающийся,
самый блистательный русский писатель из курдов; известный ученый - педагог,
филолог и русист; член Высшего творческого совета при Союзе писателей России;
капитан I ранга ВМФ; казачий полковник Союза Казаков по Сибирскому казачьему
войску; академик Петровской Академии наук и искусств; член Императорского
Палестинского Православного общества, Научно - редакционного Совета
Энциклопедии КАЗАЧЕСТВО, Редакционного совета Альманаха «Тобольск и вся
Сибирь», Центрального совета Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ).
Школу Карем окончил в пос. Лагодехи
Кахетинской области Грузинской ССР. В поселке, заложенном как военное
поселение, полтора столетия стоял гренадерский полк Русской императорской
армии, когда-то спасшей грузин от физического истребления. В Армии многие из
рода Рашей, как доблестные воины, верно служили Отечеству, отец воевал хорунжим
в Великой (1-й мировой) Войне на Кавказском фронте.
После школы К. Раш четыре года учился на
Восточном факультете Ленинградского государственного университета по кафедре
иранской филологии, затем перевелся на факультет журналистики. В 1963 году
окончил университет и уехал в Сибирь. В Новосибирске Раш - публицист по
проблемам науки, печатается в региональных и центральных газетах. Много ездит.
С вулканологами он на извержении Ключевской сопки Камчатки, с геологами - у
алмазных кимберлитовых трубок Вилюя, на приисках Алдана и Колымы, в солнечных
обсерваториях Хамар-Дабана и Тикси. Сплавляется по Великим рекам Сибири.
Особенно его влекли студеные моря, омывающие Сибирь, подвиги русских моряков и
казаков в Дальней России: один из маршрутов Раша: Владивосток - Камчатка -
Магадан - Якутск - Красноярск - Новосибирск.
Раша в известном смысле можно назвать
отцом новых кадетских корпусов. В Академгородке он создал, в честь полтавской
победы (виктории), которую Петр I называл «Русским Воскресеньем», фехтовальный
клуб "Виктория". В Клубе был возрожден моральный дух и воссозданы
методы воспитания, свойственные дореволюционным кадетским корпусам. Возглавлял
Клуб в 1968-78, пожизненно был его почетным президентом. Клуб стал известен не
только в стране, но и за рубежом. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт:
его посетил и беседовал с Каремом Багировичем президент Франции Жорж Помпиду
(вероятнее всего под впечатлением созданного по сценарию Раша документального
фильма о юных мушкетерах, получившего, кроме нескольких всесоюзных премий,
также Гран-при в Кортинод - Ампеццо). Воспитавший не одно поколение настоящих
мужчин, Клуб до сих пор остается самой большой спортивной школой России, дающей
порой половину сборной страны по фехтованию.
Бытует мнение, что Раш впервые после
Ушинского вновь перевел педагогику на отечественную почву.
Отдав десять лет педагогике и
журналистике, Раш в конце 70-х переехал в Москву и занялся профессиональной
литературной деятельностью. В 1983 году полученный в Клубе педагогический опыт
он изложил в книге «Приглашение к бою». Позднее, в указанной ниже книге
«Сибиряки против СС» дополнил тему очерком «Ревнители отечественной славы». В
1985 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла повесть К. Раша «Лето на
перешейке», удостоенная премии Н. Островского. В 1987 году издательство
«Советский писатель» выпустило сборник повестей К. Раша «Парад».
В 1988 году журнал «Наш современник»
поместил очерк Раша «Кто сеет хлеб, тот сеет правду», журнал «Москва»
опубликовал историческое эссе «Предестенация» (похвальное слово российскому
флоту), в котором Раш первым поднял вопрос о 300-летии Российского Флота.
В 1989 г. в серии «Роман - Газета для
Юношества» издана книга Раш К. Б. «Сибиряки против СС. Воинская повесть» с
предисловием Ивана Стаднюка «Повесть о любви к Отечеству» (М. Худож. лит. 268
с. Тираж 250 000 экз.).
Тот же 1989. Разгар «перестройки»,
фактически разгул «катастройки», в том числе пик очернительства Вооруженных
Сил. Западному супостату и внутреннему врагу казалось, еще немного и развалится
Русская Армия, затем рухнет Держава. И вдруг Военно-исторический журнал
печатает блистательное историко-философское эссе Раша «Армия и культура» о
спасительной роли офицерства в судьбе Отечества. Автор, беспартийный мыслитель,
доказал, что армия есть духовно-силовой стержень более чем 1000-летней Руси -
России, носитель её ратного бескорыстия и убедительно разъяснил читателю: коли
по слову Спасителя, нет выше любви, как если отдать жизнь свою «за други своя»,
то значит, что нет выше и культуры, что Армия, стоящая на братском
самопожертвовании и есть олицетворение высшей Культуры. АРМИЮ и КУЛЬТУРУ
перепечатали армейские, флотские, пограничных и внутренних войск газеты и журналы.
Работа стала событием в духовной жизни Вооруженных Сил. По ней проводились
семинары и конференции, в Забайкалье офицеры переписывали многостраничный труд
от руки. Особенно воодушевила «Армия и культура» обстрелянных офицеров Великого
Афганского похода.
Переполошился Запад. О произведении писали
аналитики Европы и Америки: из Милана, из Гарварда, из Кембриджа, из Нью-Йорка,
из Канады. Их общее заключение: в России появился невиданного доселе масштаба
мыслитель государственник, его они назвали «К. Раш: AnIdeologue of Military»,
т. е. «К. РАШ: ИДЕОЛОГ ВОЕННОЙ МОЩИ».Пентагон перевел «Армию и культуру» на
английский язык и поместил в одном из своих журналов для изучения в военных
училищах.
Когда в том же 89 - м маршал Язов собрал в
Театре Советской Армии Общесоюзное Офицерское собрание. Раш был на нем
делегатом от Таманской гвардейской дивизии, избран в президиум
«золотопогонного» форума и выступил с яркой и убедительной речью.
Министр обороны России за особые заслуги
перед Вооруженными Силами наградил Раша офицерским кортиком, с присвоением
звания капитана 1 ранга и правом ношения военной формы одежды.
В журнале «Роман-газета XXI век»
Опубликованы работы Раша «Ракетный меч державы» (№2, 1999), «Рождение танковой
нации» (№7, 1999, удостоена литературной премии «Сталинград») и «Святая Русь -
это морская Русь» (№7,
2000), посвященные сильным и мужественным
людям, сделавшим Россию великой державой, тем, кто сумел отстоять ее
независимость.
В 2005 году Российский журнал
художественной литературы и общественной мысли «СЛОВО» в № 4 опубликовал
историческое эссе КАВАД РАШ «Несменяемые стражи», которое Совет атаманов Союза
Казаков признал «лучшей работой о казачестве». Раш был удостоен патента
казачьего полковника Союза Казаков, по его просьбе и по просьбе сибирских казаков
приписан к Сибирскому казачьему войску.
Именно с этой публикации стал известен
русским казакам КАВАД РАШ (взявший "царскую нисбу" - псевдоним -
"Кавад Раш" - ко многому обязывающее древнее имя "Светловолосый
царь-кузнец", если переводить дословно), как автор, по определению
Валентина Распутина, «учительной прозы» по истории этих воинов и
землепроходцев, точнее, по Рашу, водопроходцев и рыцарей Пояса Богородицы,
сделавших всю историю России. Автор талантливых произведений и удивительно
простой в общении человек стал любимым писателем для большинства из милллиона
казаков, составляющих Союз Казаков, называвших его почтительно и доверительно
Кавад Багирович (в Русской Императорской Армии даже нижние чины могли
обращаться к командиру полка по имени - отчеству).
В 2007 г. Российский Фонд Культуры издал
книгу Кавад Раш «Время офицеров. Письма к русскому офицеру». Предисловие к ней
написал Президент Фонда Михалков Н. С.В 2008 году книга удостоена престижной
премии им. Святого князя Александра Невского и названа Биографическим
институтом Книгой Года.
В последние годы своей жизни Раш написал
более 50 работ по теме армии и флота, около 30 - о казачестве, опубликованных
преимущественно в журналах и помещенных на сайтах Союза писателей России, Союза
казаков, газет «День литературы», «Завтра» и др. Среди работ о казаках: «Витязи
господни», «Жду пришествия казаков и святого духа», «Императорский прорыв.
Иранский поход», «Казаки нам не изменят», «Казачество в судьбах России»,
«Православное рыцарство». Постоянно обращался Раш к кадетской теме
(работы:«Бессмертные кадеты», «Время озаренных кадет», «Слово о кадетском
братстве»).
Работал, в буквальном смысле, до своих
последних дней.
ОЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА РАШ К. Б. (и з в л е ч е
н и я из материалов)
Выбрал помещенные ниже оценки творчества
Раша, следуя не очень почитаемому ныне принципу: о результатах деятельности
кого либо в любой области могут судить прежде всего признанные в ней
специалисты, в данном случае собратья Кавада Багировича по писательству,
бывшему когда-то оружием идеологического фронта великой страны, деятели
культуры равного ему масштаба, а также воинские начальники. Получилось - Армии
и Культуры.
Валентин
РАСПУТИН, классик русской
литературы об очерках и военных повестях Раша:«Они глубже и многозначительнее
традиционной нашей публицистики, даже в лучших её проявлениях. По ясности,
возвышенности духа и предметности они тяготеют к историческим сагам или
историко-философским эссе, а по наступательному духу и масштабности перекликаются
напрямую с русскими воинскими повестями. Так или иначе, но перед нами бесспорно
новая учительная проза, новое слово, пришедшее в развитие старинных воинских
повестей».
О.
Н. ТРУБАЧЕВ, выдающийся
филолог, академик РАН: «Курды - прирожденные воины - сильные, мужественные,
отважные. Не одно столетие они защищали родную землю от врагов... Как память о
прошлом в жилах каждого курда течет кровь предков-борцов, зовущая во имя
свободы на ратное дело. Кавад (Карем Багирович) Раш, секретарь Союза писателей
России, капитан I ранга - один из тех, кому нестерпимо больно за вырастившую
его страну, которая не бережет своих лучших сыновей - воинов-защитников. Каждое
его произведений пронизано гордостью за подвиги отцов и святой уверенностью в
правоте такого выбора».
Никита
МИХАЛКОВ, Президент
Российского Фонда Культуры, Председатель Союза Кинематографистов России о книге
Раш Кавад «Время Офицеров. Письма к русскому офицеру»: «О чем бы не писал Раш -
о моряках, десантниках, пехотинцах, танкистах, летчиках, артиллеристах, военных
медиках и музыкантах, кадетах, юнкерах, казаках, о государственной границе или
о проблемах отечественного авиастроения и автопрома, - везде его взгляд на
проблему оригинален и свеж.
... Но тайна влияния Раша на читателя не
только в его эрудиции историка и писательском мастерстве, а, прежде всего, в
понимании и признании высокой миссии русского солдата, который не раз спасал
Родину и мир от гибели.
... Убежден, что собранные в нашей книге
очерки и воинские повести Раша, посвященные неумирающим традициям нашего
доблестного воинства, не только будут с интересом встречены армейским и
флотским читателем, но явятся желанными гостями в школах, училищах, институтах
и университетах, в каждой российской семье и по праву станут в настоящем смысле
слова Настольной Книгой Русского Офицера».
(Хорошее убеждение, но тираж книги - 2000
экз. Для сравнения: «Сибиряки против СС» только в 1-м издании напечатаны в
количестве 250 000 Роман - Газет для Юношества. В. А.)
Сергей
ПЕРЕВЕРЗЕВ, писатель,
доктор исторических наук: «Кавад Раш проявил себя как талантливый, оригинальный
мыслитель поистине всероссийского масштаба. В современной отечественной
литературе он возродил древний русский литературный жанр, начало которому
положено еще во времена Владимира Мономаха и «Слова о полку Игореве», имя этого
жанра - воинская повесть. Его произведения, созданные в этом ключе, стали
настоящими учебниками жизни и ратного труда для целого поколения русского
офицерства».
Иван
СТАДНЮК, советский
писатель: «Сибиряки против СС» - это скорее попытка создания эпического романа
о любви к отечеству, По выражению патриотизма и широте кругозора она в чем-то
смыкается с «Повестью временных лет».
Леонид
ГОРЫНИН, профессор:
«Кавад Раш - явление уникальное. Сегодня нет ему равных по интеллектуальной
мощи, по знанию прошлого и настоящего Армии и Флота России (он капитан 1-го
ранга), по силе его писательского воздействия, но главное - по убежденности в
великом предназначении России. Имя и фамилия его
как таинственный код для обозначения
скрытых подспудных сил народа, готовящегося воспрянуть от столетнего
летаргического сна».
Генерал
Е.И. ХОМЕНКО: «Раш
воспитал целое поколение офицеров, для которых честь и Родина превыше всего».
Генерал-лейтенант Н.М. МОРОЗ назвал Раша
«Духовным наставником российского офицерского корпуса». (Ни один писатель,
насколько известно, не удостаивался в России подобной чести. В. А.)
М.
П. НЕНАШЕВ, капитан 1
ранга, в бытность руководителя Общероссийского движения поддержки флота,
перефразируя известные слова Аполлона Григорьева о Пушкине, сказал: «Раш это
наше морское литературное - все».
Тимур
ЗУЛЬФИКАРОВ, русский
поэт, прозаик и драматург, русский таджик.
АПОСТОЛ РУССКОГО ВОИНСТВА
Кавад Раш - курд по крови и русский - по
духу... Малая река, впадая в Волгу - становится Волгой...
Кавад Раш - великий Певец Армии, Апостол
Русского Воинства...
Чингисхан говорил: Без войн - Человечество
захиреет... А если есть Великие Войны, есть и Великие певцы Войн... Разве Гомер
не был Великим Певцом войны?..
Кавад Раш слагал Вечные Гимны о Русской
Армии!.. О Воинстве - Земном и Небесном...
Армии уходят... Гимны остаются...
Но кому в эпоху грязного капитализма,
сатанинского шоу-бизнеса,
Мелкотравчатых правителей нужны Великие
Военные Гимны?..
... Никита Михалков оценил Его поэмы и
издал его замечательную книгу...
Но мы, русские люди, перестали любить,
помогать, подпирать,
Восхищаться друг другом В глобальном
хищном бесчеловечном мире... Мы стали судить, а не любить друг друга... А
сказано: Не судите и не судимы будете...
В Нью Йорке, средь кишащих языков, я
услышал русскую речь...
Я со слезами радости бросился к своим! К
родным! К Русским!
Мне было всё равно, кто они: пьяницы,
подлецы, убийцы, хитрецы... Они были родные... Русские!.. На торжище
вавилонских народов...
В Москве, в декабрьский ледяной автобус,
вошёл бомж... От него шло зловоние... все разбежались... я заставил себя
броситься к нему... Обнять его... ведь он русский... родной...
В древних тайных Скрижалях, о которых знал
Кавад Раш, написано:
Люби Бога и свой Народ!.. И будешь
Хозяином Мира... Иудеи не потому стали Хозяевами Мира, что у них деньги, А
потому что они не судят друг друга, А любят всех своих, как родных... И добрых,
и злых, и подлых, и благородных...
Мы, русские, забыли об этом простом
Завете!..
... Великий Русский Народ, с его
Божественной, Тысячелетней Историей Вымирает под катком глобализма и нашествия
иноверцев... На глазах всего равнодушного мира - и кто воскричит, восплачет об
этом?.. Какие огненные пророки?... Какие пенные юродивые?.. Кавад Раш воскричал
об этой Трагедии, Но не как плачея, а как Витязь, раненый в спину!..
Россию бьют в доверчивую спину!.. И
внутренние враги её... и внешние... Об этом кричал Кавад Раш!.. ... Он был -
Немой Крик о Спасении...
Поэтому он навсегда останется в Русской
Истории,
Как Творец Вечных Военных Гимнов -
Во Славу Русского Святого Меча, о Котором
говорил Спаситель!.. И о Котором мы забыли в овечьем смирении...
Но смиренье пред Богом - Благо, а под
бесом - грех!..
Крест Христа - это Меч, вонзённый в
землю!..
Воин Христа вырывает этот Меч из земли и
сечёт им бесов,
Врагов Святой Руси!..
Об этом кричал Кавад Раш!.. И потому над
его могилой - протрубят римские легионы!..
Пропляшут Конницы Чингизхана!..
Прошествует Парад Победы на Красной площади 1945 года!..
Там, на Трибуне Мавзолея - стояли великие
воины -
Генералиссимус Сталин и маршал Жуков...
Там стоял и Певец Советской Русской Армии
- Кавад Раш... Он там вечно будет стоять, пока стоит Русь, пока стоит Русская
Армия!...
У нас было два Великих Военных Певца -
Александр Проханов и Кавад Раш!..
Остался один!.. Но и Один - в поле Воин!..
На этой пронзительной ноте реквиема Тимура
Касимовича, брата Карема Багировича и по земле и по крови и по судьбе,
закончим. Не потому, что нет других авторов оценок таланта Раша, но потому, что
нет более точных слов в адрес ушедшего. Прах Раша Карема Багировича покоится на
Троекуровском кладбище, на аллее адмиралов, вблизи флакштока ВМФ; работы
писателя, ученого и мыслителя Раша К. Б. остаются с нами и будут вызывать
«ярость благородную» в наших потомках, которые, уверен, будут помнить его
мысль: « казаки вырастали перед врагом всюду, где русским угрожали полон,
грабеж, рабство, истязания».
Войсковой
старшина Союза Казаков Абросимов В. А.
Для улучшения предлагаемых услуг на сайте используются cookies. Это информация только о Вашем посещении сайта. Личной и персональной информации не собирается и не храниться.
Если Вы используете этот сайт, то Вы даете согласие на использование cookies. Вы можете от этого отказаться. Для этого настройте соответствующим образом Ваш браузер.