НЕ В ЛАДАХ У НАС РЕЕСТРОВЫЕ КАЗАКИ
С ИСТОРИЕЙ И СОВРЕМЕННОСТЬЮ
( размышления по поводу выхода
«Астраханского казачества»).
Прошло пять лет, как астраханские реестровые казаки на своем Круге приняли решение о вхождении в состав Всевеликого войска Донского, что отражено в уставе Астраханского казачьего округа. Приняв устав, они порвали навсегда связь с Астраханским казачьим войском, оказавшись придатком донских казаков как по форме одежды, так и по войсковой структуре и традициям , утратив преемственность. По указу Президента РФ от 9 февраля 2010 года за №171 « О форме одежды и знаков различия по чинам, членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации» казаки должны носить фуражку с околышем и кантами, брюки с лампасами и кантами цвета по принадлежности к войску. Сегодня красный цвет должен украшать одежду астраханских реестровых казаков. Что касается желтого цвета, то его с гордостью носят казаки Амурского, Уссурийского, Забайкальского войск, которые не примкнули к другим войсковым казачьим обществам, а сохранили, несмотря на всю сложность периода возрождения, свою приверженность войску и являются законными приемниками своих казачьих войск.
В газете Волга за 30 марта с.г. вышла полоса с броским названием «Астраханское казачество». Но, обозначенная как орган Астраханского казачьего округа Всевеликого войска Донского, она представляет интересы только одной казачьей общественной организации, тогда как в области существуют зарегистрированные в установленном законом порядке другие казачьи общества, которым есть что рассказать читателям о своей работе. Стоимость полосы по расценкам редакции составляет в пределах ста тысяч рублей, а поручено ее финансирование из областного бюджета. Неужели так богат наш областной бюджет, что позволяет себе тратить на каждый очередной спецвыпуск одной общественной организации десятки тысяч рублей, а другие общества самостоятельно должны изыскивать средства на свою издательскую деятельность? Чем вызвана такая привилегия? Если принято решение о выпуске «Атраханское казачество», то на его страницах должны быть представлены все казачьи общества, зарегистрированные в области, не только Всевеликого войска Донского.
И вот ведь непонятно: печатный орган представляется окружным казачьим обществом Всевеликого войска Донского, а эмблема на выпуске - Астраханского казачьего войска. По логике вещей должна быть представлена эмблема Донского войска, по аналогии с вестником «Казачий круг» Волгоградского реестрового казачества, который тоже входит в состав войска Донского.
Но перейдем к содержанию выпуска. Можно только сожалеть о некомпетентности и непрофессионализме ее авторов, их ляпы видны невооруженным взглядом.
В обращении к читателем атаман казачьего округа А.М. Латышев ни словом не обмолвился о роли отдела по делам казачества, который он возглавляет уже несколько лет на бюджетном финансировании. Сколько станиц, хуторов, реестровых казаков в составе округа, их численность? Какие успехи достигнуты по несению государственной службы казаками? Что делается в плане подготовки казачьей молодежи к службе в армии, в силовых и правоохранных структурах области, в общеобразовательных школах по изучению истории казачества? Тем более, что далее идет статья под названием «Есть такая профессия - Родину защищать» Что-то мы не видим в реестровых станицах казаков - защитников Родины, да и многие станицы, согласно утвержденных для реестровых казачьих войск нормативов, по численности не тянут даже на хутор. Увидим ли мы когда-нибудь хотя бы роту реестровых казаков, промаршировавших на областных парадах и смотрах?
Что касается статьи, то автор В.Яковлев не в ладу с историей заселения казачеством Астраханского края. В 1554 году была взята правобережная Астрахань. Указом царя Ивана Грозного в состав войска был определен казачий полк атамана Федора Павлова и два отряда донских казаков, возглавляемых Ляпун-Филимоновым и Колупановым. Никуда они не расселились, а находились в городе и его окрестностях, впоследствии в 1563 и в 1577годах все они были отправлены на Кавказ, что послужило созданию города Терки и основой Терского казачьего войска.
Расселение астраханских казаков началось с вывода их из левобережной Астрахани на бугор Сунгур и созданием в 1750 году станицы Казачебугровской. Массовое расселение казаков произошло во второй половине 18 века по правой стороне реки Волга от Астрахани до Черного Яра, а не в 16 веке, как утверждает автор, то есть через два столетия. Автор пишет: «Здесь они развернули свои поселения и остаются преданные этой земле до сих пор». Если быть исторически точным, то они не сами пришли и развернули свои поселения, а их указом правительства переселили из форпостов из станицы Казачебугровской и с Дона. Причем ряд станиц из-за реальной угрозы паводковых вод и засыпания песком пришлось переселять, например, Сероглазинскую, Замьянскую, Дурновскую.
Автор сообщает, что «с начала 19 века Нижнее Поволжье начинает терять статус пограничного региона», однако астраханские казаки были сняты с несения службы на кордоне по левой стороне реки Волги только в 1861 году.
Автор утверждает, что потомки казаков создают Астраханский союз казаков, нацеленный на создание Астраханского казачьего войска. В области не зарегистрирована организация Астраханский союз казаков, в уставе которой было бы записано создание Астраханского казачьего войска. Если речь идет о реестровом казачестве, то оно в 2005 году сделало свой выбор, войдя в состав Всевеликого войска Донского.
Не в ладах с исторической точностью и автор статьи « Казаки от казаков ведутся», который утверждает, что «учрежденная в 1741 году Енотаевская крепость выполняла по существу роль разъездной станицы».. В этом году только было принято решение о строительстве крепости, которая была построена в 1742 году. А Енотаевск никогда не был станицей, городовые казаки из Енотаевска были перемещены в урочище Харатохой и, переселившись на новое место, назвали свою станицу Михайловской в честь Архангела Михаила.
В первый отдел, размещенный в Енотаевске, входило в начале 13 станиц и только в 1914 году из хутора Нижнелебяжьего образована станица Астраханская . Автор ошибся в подсчетах, назвав 12 станиц в составе первого отдела, хотя перечислил в статье 14 станиц.
С 1991 года станица Енотаевская не возродилась, так как она ею никогда не была и сегодня не является. В селе создана общественная казачья организация. Для переименования села Енотаевка в станицу Енотаевскую необходимо решение схода жителей села и соответствующее решение законодательных органов власти.
К сожалению, не все 11 казачьих войск, существовавших в дореволюционной России и возрождающихся сегодня, приезжают на встречу. По решению астраханских реестровых казаков о вхождении в Донское войско они уменьшились на одну единицу - на Астраханское казачье войско. И как это не печально атаман Михаил Федорович Смирнов сегодня не имеет право носить форму с желтым окрасом лампас и околышей, как и все астраханские реестровые казаки, теперь придется менять ее на красный. Сегодня астраханских реестровых казаков награждают орденами и медалями за верность Дону, донскому казачеству, а не астраханскому.
Не соответствует действительности, мягко говоря, и утверждение, что казак всегда был православным. В составе Астраханского и в других казачьих войсках находились казаки буддийского, магометанского и других вероисповеданий, и царское правительство терпимо относилось к этому. Да и наказные атаманы, которые были почетными казаками астраханских станиц, веры католической и лютеранской.
В статье «Возрождая славные традиции» автор А. Тычкин, чувствуется, имеет большую тягу к вертикали власти, ибо общественную организацию наделил властными полномочиями и объединение казаков города в одну общественную организацию отождествляет с выстраиванием вертикали власти, да еще ссылаясь на законодательные акты. Посоветуем А.Тычкину более внимательно изучить закон об общественных объединениях, а не выстраивать вертикали власти, тем более это не демократическая форма управления общественными организациями.
Еще раз хотим напомнить автору, что станица Казачебугровская была образована решением правительства Российской империи в 1750 году. Автору, по-видимому, из каких-то новых источников известно о ее существовании с 1742 года.
В завершение хотим обратиться к авторам номера и его редколлегии: перед тем как публиковать материалы по истории Астраханского казачества и Астраханского казачьего войска, необходимо заглянуть хотя бы не в архивные, что было бы полезным, но к известным к литературным источникам:
И.А Бирюков. История Астраханского войска. Саратов 1911. В 3-х частях.
В.В. Скворцов. Историко-статистический очерк Астраханского казачьего общества. Саратов 1890 .
Н.П. Горбунов, А.И Полежаев. История станиц Астраханского казачьего войска. Астрахань 2003.
Для улучшения предлагаемых услуг на сайте используются cookies. Это информация только о Вашем посещении сайта. Личной и персональной информации не собирается и не храниться.
Если Вы используете этот сайт, то Вы даете согласие на использование cookies. Вы можете от этого отказаться. Для этого настройте соответствующим образом Ваш браузер.