НЕ В ЛАДАХ У НАС РЕЕСТРОВЫЕ КАЗАКИ

  

С ИСТОРИЕЙ И СОВРЕМЕННОСТЬЮ

 

( размышления по поводу выхода

«Астраханского казачества»).

 

Прошло пять лет, как астраханские реестровые казаки на своем Круге приняли решение о вхождении в состав  Всевеликого войска  Донского, что отражено в  уставе Астраханского казачьего округа. Приняв устав, они порвали навсегда связь с Астраханским казачьим войском,  оказавшись придатком донских казаков как по форме одежды, так и по  войсковой структуре и традициям , утратив преемственность. По указу Президента РФ  от  9  февраля 2010 года за №171 « О форме одежды и знаков различия по чинам, членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации»  казаки должны носить фуражку с околышем и кантами,  брюки с лампасами и кантами цвета по принадлежности к войску. Сегодня красный  цвет должен украшать одежду астраханских реестровых казаков. Что касается желтого цвета, то его с гордостью носят казаки  Амурского, Уссурийского, Забайкальского войск, которые не примкнули к другим войсковым казачьим обществам, а сохранили, несмотря на всю сложность периода возрождения, свою приверженность войску и  являются законными приемниками своих казачьих войск.

 

В газете Волга за 30 марта с.г.  вышла полоса с броским названием «Астраханское казачество». Но, обозначенная как орган Астраханского казачьего округа Всевеликого войска Донского, она представляет интересы только одной казачьей общественной организации,  тогда как в области существуют зарегистрированные в установленном законом порядке другие   казачьи общества, которым есть что рассказать читателям о своей работе.  Стоимость полосы по расценкам редакции составляет в пределах ста тысяч рублей, а поручено ее финансирование из областного бюджета. Неужели так богат наш областной бюджет, что позволяет себе  тратить  на каждый очередной спецвыпуск одной общественной организации десятки тысяч рублей, а другие общества самостоятельно должны изыскивать средства на свою издательскую деятельность?  Чем вызвана такая привилегия? Если принято решение о выпуске «Атраханское казачество», то на его страницах должны быть представлены все казачьи общества, зарегистрированные в области, не только Всевеликого войска Донского. 

 

И вот ведь непонятно:  печатный орган представляется окружным казачьим обществом  Всевеликого войска Донского, а эмблема на выпуске - Астраханского казачьего войска. По логике вещей должна быть представлена эмблема Донского войска, по аналогии с вестником «Казачий круг»  Волгоградского реестрового казачества, который тоже входит в состав войска Донского.

Но перейдем к содержанию выпуска. Можно только сожалеть о некомпетентности и непрофессионализме ее авторов, их ляпы видны невооруженным взглядом.

В обращении к читателем атаман казачьего округа А.М. Латышев ни словом не обмолвился о роли отдела по делам казачества, который он возглавляет уже несколько лет на бюджетном финансировании. Сколько станиц, хуторов,  реестровых казаков в составе округа, их численность? Какие успехи достигнуты по несению государственной службы казаками?  Что делается в плане подготовки казачьей молодежи к службе в армии, в силовых и правоохранных структурах области, в общеобразовательных школах по изучению истории казачества?  Тем более, что далее идет статья  под названием «Есть такая  профессия - Родину защищать»  Что-то мы не видим в реестровых станицах  казаков - защитников Родины, да и  многие станицы, согласно утвержденных для реестровых казачьих войск нормативов,  по численности  не тянут даже  на хутор. Увидим ли мы когда-нибудь  хотя бы роту реестровых казаков, промаршировавших на областных парадах и смотрах?

Что касается статьи, то автор В.Яковлев не в ладу с историей заселения  казачеством  Астраханского края. В 1554 году была взята правобережная Астрахань. Указом царя Ивана Грозного в состав войска был определен казачий полк атамана Федора Павлова и два отряда донских казаков, возглавляемых Ляпун-Филимоновым и Колупановым. Никуда они не расселились, а находились в городе и его окрестностях, впоследствии в 1563 и в 1577годах все они были отправлены на Кавказ, что послужило созданию города Терки и основой Терского казачьего войска.

 Расселение  астраханских казаков началось с  вывода  их из левобережной Астрахани  на бугор Сунгур  и  созданием в 1750 году станицы Казачебугровской.  Массовое расселение казаков произошло во второй половине 18 века по правой стороне реки Волга от Астрахани до Черного Яра,  а не в 16 веке, как утверждает автор,  то есть через два столетия. Автор пишет:  «Здесь они развернули  свои поселения и остаются преданные этой земле до сих пор».  Если быть исторически точным, то они не сами пришли и развернули свои поселения, а их   указом правительства переселили из форпостов из станицы Казачебугровской и с Дона. Причем ряд станиц из-за реальной угрозы паводковых вод и засыпания песком  пришлось переселять, например, Сероглазинскую,  Замьянскую,  Дурновскую.

Автор сообщает, что «с начала 19 века  Нижнее Поволжье  начинает терять статус пограничного региона», однако астраханские казаки были сняты с несения службы на кордоне по левой стороне реки Волги только в 1861 году.

Автор утверждает, что  потомки казаков  создают Астраханский союз казаков, нацеленный на создание Астраханского казачьего войска. В области не зарегистрирована организация Астраханский союз казаков, в уставе которой  было бы записано создание Астраханского казачьего войска. Если речь  идет о реестровом казачестве, то оно в 2005 году сделало свой выбор, войдя в состав Всевеликого войска Донского.

Не в ладах с исторической точностью  и автор статьи  « Казаки от казаков ведутся», который утверждает,  что «учрежденная  в 1741 году Енотаевская крепость выполняла по существу роль разъездной станицы».. В этом году  только было принято решение  о строительстве  крепости,  которая была построена в 1742 году.  А  Енотаевск никогда не был станицей, городовые казаки из Енотаевска  были перемещены в урочище Харатохой и,  переселившись на новое место,  назвали свою станицу Михайловской в честь Архангела Михаила.

 

 В первый отдел, размещенный в Енотаевске,  входило в начале 13 станиц и только в 1914 году  из хутора Нижнелебяжьего  образована станица Астраханская .  Автор ошибся в подсчетах, назвав 12 станиц в составе первого отдела, хотя перечислил в статье 14 станиц. 

 

С 1991 года станица Енотаевская не возродилась,  так как она ею никогда не была и сегодня не является. В  селе создана общественная казачья организация.  Для переименования села Енотаевка в станицу Енотаевскую необходимо решение схода жителей села и соответствующее решение законодательных органов власти.

 

К сожалению, не все 11 казачьих войск, существовавших  в дореволюционной  России и возрождающихся сегодня, приезжают на встречу. По решению астраханских реестровых казаков  о вхождении в Донское войско они уменьшились на одну единицу - на Астраханское казачье войско. И как это не печально атаман Михаил Федорович Смирнов сегодня не имеет право носить форму с  желтым окрасом лампас и околышей, как и все астраханские реестровые казаки, теперь  придется менять ее  на красный.  Сегодня  астраханских реестровых казаков награждают орденами и медалями  за верность Дону, донскому казачеству, а не астраханскому

 

Не соответствует действительности, мягко говоря, и утверждение, что казак всегда был православным. В составе Астраханского и в других казачьих войсках находились казаки буддийского, магометанского и других вероисповеданий,  и царское правительство терпимо относилось  к этому. Да и наказные атаманы, которые были почетными  казаками астраханских станиц,  веры католической и лютеранской.

В статье  «Возрождая славные традиции»  автор А. Тычкин,  чувствуется,   имеет большую тягу к вертикали власти,  ибо общественную организацию наделил властными полномочиями и объединение казаков города в одну общественную организацию отождествляет с выстраиванием вертикали власти, да еще ссылаясь на законодательные акты. Посоветуем А.Тычкину более внимательно  изучить закон об общественных объединениях, а не выстраивать вертикали власти, тем более это не демократическая форма управления общественными организациями.

Еще раз хотим напомнить автору, что станица  Казачебугровская  была образована решением правительства  Российской империи в 1750 году. Автору,  по-видимому,  из каких-то  новых источников известно о ее существовании с 1742 года.

В завершение  хотим обратиться к авторам номера и его редколлегии: перед тем как публиковать материалы по истории Астраханского казачества и Астраханского казачьего войска,  необходимо заглянуть хотя бы не в архивные, что было бы полезным, но к известным к литературным источникам:

И.А Бирюков.  История Астраханского войска. Саратов 1911. В 3-х частях.

В.В. Скворцов. Историко-статистический очерк Астраханского казачьего общества. Саратов 1890 .

 Н.П. Горбунов, А.И Полежаев. История станиц  Астраханского казачьего войска. Астрахань 2003.