ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОНОГРАФИИ Е. АРСЛАНОВОЙ «ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СТАРООБРЯДЦЕВ-ЛИПОВАН АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

 
 

28 апреля 2011 года в зале отдела искусств Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К.Крупской в рамках корпоративного движения «Возрождая традиции» и международного этносоциального проекта «Астрахань многонациональная» состоялась презентация монографии Елены Арслановой «Обряды жизненного цикла старообрядцев-липован Астраханской области».

Уникальность монографии состоит в том, что она представляет собой первый опыт системного описания родильно-крестильной и похоронно-поминальной обрядности старообрядцев-липован, выходцев из двух сел Добруджи  - Сарикёй и Каменка.

История липован восходит к трагическим событиям середины XVII века, когда абсолютно неоправданные нововведения патриарха Никона раскололи не только Русскую Церковь, но и единый дотоле русский народ. После поражения восстания К.А. Булавина и его гибели, часть восставших во главе с атаманом Игнатием Федоровичем Некрасовым нашла приют на Кавказе. Первоначально некрасовцы поселились на Кубани, в пределах Крымского ханства. В 1740-1741гг. с разрешения турецкого султана большая их часть переселилась в Добруджу, в устье Дуная. Здесь они сообща основали селения: Большие Дунавцы, Сарыкей, Славу Черкасскую, Журиловку, Некрасовку, Каменку и другие. Некрасовцы несли службу султану в период военных действий турецкой армии. В 1775 году, после разгрома Екатериной Запорожской Сечи, на Дунае появились днепровские казаки. Те и другие стремились занять лучшие места рыбной ловли, и из-за этого между ними неоднократно доходило до вооруженных схваток. Поэтому некрасовцы через 10–15 лет начали новое переселение к берегам Эгейского моря.

С этого времени образовались две ветви: Майносская и Дунайская. Некрасовцы Дунайской ветви принимали к себе всех, кто бежал от царско-помещичьей неволи. Впоследствии они ассимилировались с позднейшими выходцами из России. Однако до конца XIX в. во многих липованских селах избирали атаманов и жили по казачьим законам. В турецкую армию некрасовцы по отдельности не набирались и платили за это право не служить в турецких частях особый военный налог «харадж», который взимался только золотом. В военное время турки доверяли некрасовцам стеречь обозы, казну, гаремы и военную добычу.

Некрасовцы-«дунаки» стали именоваться липованами. Происхождение названия «липоване» не выяснено до сих пор, несмотря на то, что имеется несколько правдоподобных версий. Ареал расселения данной  этно-религиозной общности  был и остается достаточно широким: Добруджа (Румыния), Бессарабия (современная Молдавия и Украина), Буковина (Украина) и Болгария. В религиозном отношении липоване всегда держались старой веры. Большинство «румынских староверов» исповедовало поповский толк белокриницкого  согласия, хотя были и беспоповцы. Название согласия «Белокриницкая иерархия» пошло от Белокриницкого монастыря на Буковине, в котором в старообрядчество перешел митрополит Амвросий Босно-Сараевский, в 1846г. Это послужило восстановлению всей полноты трехчинной иерархии в Старообрядческой Церкви.

Жители исследованных в монографии сел всегда жестко держались старообрядчества этого согласия. В 1945г. начался процесс переселения липован Сарикёя и Каменки, по призыву Советского правительства, в Астраханскую область. Для расселения переселенцев были отведены села Успех и Речное.

Презентация книги  нашла отклик среди астраханских ученных. Активное участие в обсуждении научного труда приняли преподаватели Астраханского государственного университета: доктор философских наук, профессор Анна Романова, директор Областного методического центра народной культуры, кандидат искусствоведения С.И. Кулибаба и директор Дома-музея Б.М. Кустодиева, кандидат философских наук В.П. Ватаман, заведующая фондом редкой книги областной научной библиотеки им. Н.К.Крупской З.А. Малометова и другие. В ходе презентации было показаны слайды с фотографиями, снятые автором во время сбора полевого материала в Астраханском крае и Румынии, а сотрудники фонда редкой книги Областной научной библиотеки организовали выставку книг «Мир старообрядчества».

Ведущим данного мероприятия выступил известный ученый-фольклорист, председатель особой Комиссии по изучению, сохранению и пропаганде исторического и культурного наследия астраханского казачества, подъесаул СкР Гузенко К.В.. От имени Астраханского казачьего войска  приветственное слово к автору исследования и собравшимся произнес атаман есаул СкР Сычев М.С. 

Особый колорит презентации монографии придало выступление ансамбля «Веретено» (худ. рук. С.Б. Тарнавчик). Фольклорный коллектив исполнил  самобытные липованские песни.