ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОНОГРАФИИ Е. АРСЛАНОВОЙ «ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СТАРООБРЯДЦЕВ-ЛИПОВАН АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
28 апреля 2011 года в зале отдела искусств Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К.Крупской в рамках корпоративного движения «Возрождая традиции» и международного этносоциального проекта «Астрахань многонациональная» состоялась презентация монографии Елены Арслановой «Обряды жизненного цикла старообрядцев-липован Астраханской области».
Уникальность монографии состоит в том, что она представляет собой первый опыт системного описания родильно-крестильной и похоронно-поминальной обрядности старообрядцев-липован, выходцев из двух сел Добруджи - Сарикёй и Каменка.
История липован восходит к трагическим событиям середины XVII века, когда абсолютно неоправданные нововведения патриарха Никона раскололи не только Русскую Церковь, но и единый дотоле русский народ. После поражения восстания К.А. Булавина и его гибели, часть восставших во главе с атаманом Игнатием Федоровичем Некрасовым нашла приют на Кавказе. Первоначально некрасовцы поселились на Кубани, в пределах Крымского ханства. В 1740-1741гг. с разрешения турецкого султана большая их часть переселилась в Добруджу, в устье Дуная. Здесь они сообща основали селения: Большие Дунавцы, Сарыкей, Славу Черкасскую, Журиловку, Некрасовку, Каменку и другие. Некрасовцы несли службу султану в период военных действий турецкой армии. В 1775 году, после разгрома Екатериной Запорожской Сечи, на Дунае появились днепровские казаки. Те и другие стремились занять лучшие места рыбной ловли, и из-за этого между ними неоднократно доходило до вооруженных схваток. Поэтому некрасовцы через 10–15 лет начали новое переселение к берегам Эгейского моря.
С этого времени образовались две ветви: Майносская и Дунайская. Некрасовцы Дунайской ветви принимали к себе всех, кто бежал от царско-помещичьей неволи. Впоследствии они ассимилировались с позднейшими выходцами из России. Однако до конца XIX в. во многих липованских селах избирали атаманов и жили по казачьим законам. В турецкую армию некрасовцы по отдельности не набирались и платили за это право не служить в турецких частях особый военный налог «харадж», который взимался только золотом. В военное время турки доверяли некрасовцам стеречь обозы, казну, гаремы и военную добычу.
Некрасовцы-«дунаки» стали именоваться липованами. Происхождение названия «липоване» не выяснено до сих пор, несмотря на то, что имеется несколько правдоподобных версий. Ареал расселения данной этно-религиозной общности был и остается достаточно широким: Добруджа (Румыния), Бессарабия (современная Молдавия и Украина), Буковина (Украина) и Болгария. В религиозном отношении липоване всегда держались старой веры. Большинство «румынских староверов» исповедовало поповский толк белокриницкого согласия, хотя были и беспоповцы. Название согласия «Белокриницкая иерархия» пошло от Белокриницкого монастыря на Буковине, в котором в старообрядчество перешел митрополит Амвросий Босно-Сараевский, в 1846г. Это послужило восстановлению всей полноты трехчинной иерархии в Старообрядческой Церкви.
Жители исследованных в монографии сел всегда жестко держались старообрядчества этого согласия. В 1945г. начался процесс переселения липован Сарикёя и Каменки, по призыву Советского правительства, в Астраханскую область. Для расселения переселенцев были отведены села Успех и Речное.
Презентация книги нашла отклик среди астраханских ученных. Активное участие в обсуждении научного труда приняли преподаватели Астраханского государственного университета: доктор философских наук, профессор Анна Романова, директор Областного методического центра народной культуры, кандидат искусствоведения С.И. Кулибаба и директор Дома-музея Б.М. Кустодиева, кандидат философских наук В.П. Ватаман, заведующая фондом редкой книги областной научной библиотеки им. Н.К.Крупской З.А. Малометова и другие. В ходе презентации было показаны слайды с фотографиями, снятые автором во время сбора полевого материала в Астраханском крае и Румынии, а сотрудники фонда редкой книги Областной научной библиотеки организовали выставку книг «Мир старообрядчества».
Ведущим данного мероприятия выступил известный ученый-фольклорист, председатель особой Комиссии по изучению, сохранению и пропаганде исторического и культурного наследия астраханского казачества, подъесаул СкР Гузенко К.В.. От имени Астраханского казачьего войска приветственное слово к автору исследования и собравшимся произнес атаман есаул СкР Сычев М.С.
Особый колорит презентации монографии придало выступление ансамбля «Веретено» (худ. рук. С.Б. Тарнавчик). Фольклорный коллектив исполнил самобытные липованские песни.
Для улучшения предлагаемых услуг на сайте используются cookies. Это информация только о Вашем посещении сайта. Личной и персональной информации не собирается и не храниться.
Если Вы используете этот сайт, то Вы даете согласие на использование cookies. Вы можете от этого отказаться. Для этого настройте соответствующим образом Ваш браузер.