От авторов учебного пособия: Данная «Историческая справка об Астраханском казачьем войске» подготовленная есаулом И.А.Бирюковым стала предверием его фундаментального труда « История Астраханского войска»,  написанного им и изданного в 1911году в 3-х частях. « История Астраханского войска» считается одним из лучших  научно-публицистических произведений по истории казачества за его многолетнюю историю. Аналогичные работы есть лишь во Всевеликом войске Донском, но в научном отношении они намного слабее. «Историческая справка об Астраханском казачьем войске» является прекрасным конспектом для преподавателя  по курсу «Истории Астраханского казачьего войска».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ОБ

АСТРАХАНСКОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ.

 

(Материалы для истории Астраханского казачьего войска и Астраханского края.)

 

Доклад Есаула И.А. Бирюкова, читанный в Офицерском Собрании

Астраханского казачьего войска14 Января 1893 года.

 

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КАЗАКАХ.   

 

      Астраханское казачье войско в общей казачьей семье принадлежит к числу издавна существующих, имея Высочайшее  утвержденное за собой старшинство с 1750 года, когда, собственно из астраханских казаков, был образован астраханский казачий полк.

       Время появления на Руси казачества вообще в точности неизвестно.  По имеющимся же в нашем распоряжении данным можно судить, что казаки появились на Руси в XV-м веке в качестве военной государственной силы, размещенной по городам, и поэтому носившей название «городовых казаков». Государство наше, не содержавшее в старину регулярной армии, имело на военной службе бояр и детей боярских, числа которых, пожалуй, было недостаточно для выполнения всех потребностей мирного времени. Поэтому, и на ряду с войском, составленным из привилегированного сословия, государство, для увеличения военных сил, должно было записывать в военную службу вольных, по преимуществу не тяглых, людей, такой службы желавших. Часть  этих вольных служилых людей составляла конное войско («конные стрельцы» и «казаки»), получала поместные земли и являлась на службу по востребованию; другая же – постоянно находилась на службе в городах в качестве пешего войска – «стрельцов» и «ружников», и земли не имела. Пунктами нахождения такого царского войска назначались по преимуществу те городки и остроги, которые находились ближе к «полю», открытому пространству, отделявшему границы Московского Государства от соседних: Польского, Крымского и Турецкого. 

      В северо-восточной Руси в 1444 году упоминаются рязанские казаки; в 1468 году – московские и других городов. Есть предание, что казаки имелись на Руси и раньше приведенного времени; передают, например, что образ «Гребневския Божиея Матери» был поднесен Дмитрию Донскому, после Куликовской битвы, именно казаками.

       Эти вольные люди – казаки, коренные защитники отечества, впоследствии, в силу очень частого недовольства распоряжениями своего начальства, уходили из городов на «поле» в просторные приднепровские и придонские степи, где и образовали вольные товарищества, контингент которых  стал потом беспрерывно пополняться выходцами из центральной России, искавшими простора и раздолья по доброй воле или в силу различных неблагоприятных для них обстоятельств, вытекавших по отношению к этим людям из требований со стороны государства, законности и порядка.

      Около  1500 г. в истории упоминаются уже Запорожские казаки, с 1549 года – Донские,  а с конца XVI столетия: Волгские, Терские и Яицкие. 

       По усилении в количественном отношении Донских казаков, «ватаги» их, ища постоянной добычи, стали появляться на Волге для добывания «зипунов», грабили здесь проходившие по Волге караваны судов и, будучи разбиваемы царскими войсками, частью возвращались домой к своим «кошам», а больше уходили на Восток. С  Волги, говорят, Ермак Тимофеевич перебрался в Сибирь; другие же явились на р. Яик,  и здесь, на берегах этой реки, основывали свои городки по примеру донских. (Абаза. «Казаки Донцы, Уральцы, Терцы и Кубанцы»).

         При Петре I-м казачество усилилось значительно приливом новых сил из центральной России. В казаки шли многие из недовольных петровскими новшествами (преследование раскольников / старообрядцев/, стрельцов, перепись населения, рекрутчина и т.п.). Принятие казачьими общинами таких бежавших от царского ока людей нередко вызывало гнев великого московского Царя по отношению к Донским и другим казакам, но гнев этот всегда полагался на милость при виде той беззаветной удали и храбрости, с которою казаки отбивали у турок и крымцев их земли и приносили их к подножию Царского трона; поэтому и Петр I-й считал казаков силой нужной и для государства полезной; ибо, помимо работы чисто военной, казаки являлись всюду на вновь отбитых у «басурманов» землях колонизаторами последних, так как оседали здесь навсегда, основывая свои «коши», «городки» и «станицы».