История казаков – некрасовцев и  заветы атамана   Игната Некрасова

      (из книги Ф.В.Тумилевича «Русские народные сказки Казаков – Некрасовцев»)

 

От автора учебного пособия: Выдержка из книги посвящена первому в истории России геноциду властей против казаков, развязанному войсками «Ерохи» (презрительное прозвище царя Петра I казаками-некрасовцами).

   250 лет некрасовцы жили на чужбине и при этом сохранили русские сказки, песни, предания. Все это передавалось из рода в род.

 В течение многих лет Федор Викторович и Тамара Ивановна Тумилевич вели собирательскую и исследовательскую работу по изучению культуры казаков-некрасовцев. Ими опубликован ряд статей, книг, и создан архив, где за многие годы собраны десятки песен, былин, сказаний, сказок, преданий, быличек, обрядов и т.д. Также Федор Викторович и Тамара Ивановна собрали много элементов материальной культуры казаков-некрасовцев: бытовые и праздничные взрослые и детские костюмы, религиозные книги, предметы быта казаков-некрасовцев (находятся в краеведческих музеях Ростовской области). Ф.В. Тумилевичу некрасовцы подарили свое знамя, которое теперь хранится в Ростовском краеведческом музее.

     Ф.В.Тумилевич был, пожалуй, единственным исследователем духовного наследия казаков-некрасовцев, которого они приняли в свою среду. В 1947 году некрасовцы приняли его в почетные казаки. Они называли его «Президент казачьей песни». Казаки-некрасовцы защищали Федора Викторовича во времена репрессий и всегда с нетерпением ждали его приезда.

 

           Некрасовцы - потомки донских казаков, крепостных крестьян, работных людей, старообрядцев по вере. Их предки 250 лет тому назад принимали активное участие в антифеодальной войне под руководством Кондратия Афанасьевича Булавина и Игната Некрасова. Булавинское движение, возникшее на Дону в 1707г. и выражавшее вначале только казачьи интересы, вскоре вышло за пределы донской территории, охватив Слободскую Украину, Придонье, Среднее Поволжье, некоторые уезды Центральной России, а с 1709г. - и Кубань. Восставшие с оружием в руках боролись за право на землю, за свободу. До булавинского восстания Дон был самостоятельной областью, не входившей в административное управление Московского государства. Политическая самостоятельность Дона во внешних и внутренних делах, его право принимать и не выдавать беглых беспокоили царское окружение, поэтому с конца XVII в. правительство начало насаждать крепостнические порядки в верховьях Дона. Стремясь лишить донское казачество самостоятельности и покончить с вольницей на Дону, как местом скопления недовольных, Петр I вводит в 1707 г. на территорию Войска Донского значительную военную силу - карательный отряд под командованием князя Ю. Долгорукого для сыска  беглых. О жестокости карательного отряда по отношению к беглым и «старожилым» казакам говорят документы этого времени: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом били и носы и губы резали напрасно,… а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».  Расправа кн. Ю. Долгорукого и его бесчинства возмутили Дон. Казак Трехизбянской станицы К. Булавин (бывший атаман соляных промыслов в Бахмуте) собрал беглых русских и украинских крестьян, солеваров, «голутвенных» (бедных) казаков и в ночь на 9 Октября (20 Октября по новому стилю) 1707г. разгромил отряд кн. Ю. Долгорукого, убив его  и офицеров.

         Убийство кн. Ю. Долгорукого явилось сигналом восстания. Центром восстания в 1708 г. становится Пристанской городок на реке Хопер. В «прелестных» письмах - воззваниях К. Булавин призывал народ к уничтожению князей, бояр, прибыльщиков и «худых людей, которые неправду делают». Восстанием были охвачены казачьи городки Дона, Хопра, Медведицы, Бузулука, Северного Донца, Козловский, Воронежский, Тамбовский, Борисогле6ский, Пензенский, Ломовский, Инсарский уезды, Средняя Волга и Слободская Украина. Из центральных уездов страны началось массовое бегство крестьян на Дон.

         К. Булавин и его сторонники – атаманы  С. Драный, Л. Хохлач, Н. Голый, И. Некрасов, И. Лоскут первоначально имели план похода на Тулу и Москву. Но позже Булавин, не без влияния «природных» казаков, решил идти на Черкасск, Азов, а потом на Москву. Поход на Черкасск изолировал восстание от огромной крестьянской массы, посадских, ремесленников, которые могли бы  превратить его во всеобщую крестьянскую войну. 1 мая 1708г. К. Булавин взял Черкасск, казнил атамана Л. Максимова и старшин. 9 мая он был избран атаманом Войска Донского. В это время к нему примкнули «домовитые» (зажиточные) казаки, которые думали использовать восстание в своих интересах – для борьбы с правительством за сохранение «автономии» Дона. Между «домовитыми» казаками и беглыми крестьянами, работными людьми, казачьей беднотой обострились социальные противоречия. Булавин колебался между этими противоположными группами. После взятия Черкесска он раздробил свои силы, послав большие отряды против правительственных войск на С. Донец, Воронеж, Волгу. Остальных повстанцев направил на Азов.

 После поражения под Азовом (6 июля 1708г.) Булавин был убит в результате заговора старшин и «домовитых» казаков. Со смертью К. Булавина антифеодальная борьба народных масс не прекратилась. Наиболее выдающимися вождями движения становятся И. Некрасов и Н. Голый. Под их знамя стали стекаться крепостные крестьяне, работные люди воронежских верфей, канала Волга - Дон, запорожские казаки. К ним примкнули отряды атаманов Павлова, Беспалого, Чернеца и др.

Правительственные войска под командованием кн. В. Долгорукого (брата убитого Ю. Долгорукого) вместе с «домовитыми» казаками и старшинами жестоко расправлялись с восставшими. С конца июля и до декабря 1708 г. по указу Петра I карательная армия В. Долгорукого сожгла и разорила казачьи городки по Дону сверху да станицы Донецкой, по Хопру, Медведице, С. Донцу, Калитвам, Деркулу. Большинство жителей этих городков казнили, частично выслали в Сибирь. Одних только убитых в боях, по сведению В. Долгорукого, насчитывалось 29.400 человек, 7000 человек было казнено, и трупы их на виселицах-плотах пущены вниз по Дону на страх живым. Всего, по неточным подсчетам, было убито около 40 тысяч повстанцев. Казачьего же населения на Дону в 1707г. насчитывалось 28.820 человек. Сравнение цифр говорит о том, что основная масса погибших была не только казачьей, но и крестьянской. В конце 1708г. восстание было подавлено, в результате чего Дон лишился самостоятельности.

         До булавинского восстания И. Некрасов был атаманом Есауловской станицы. Примкнув к восставшим, он вскоре выдвинулся как один из наиболее видных руководителей антифеодального движения. Ему и  атаману Драному Булавин поручал самые серьезные боевые операции. Драный и Некрасов взяли Черкасск. 7 июня 1708г. отряды атаманов Некрасова и  Павлова осадили Царицын и приступом взяли его. Расправившись с воеводой, боярами и прибыльщиками (налоговыми чиновниками), они ввели казачье самоуправление в Царицыне. Затем Некрасов направил свои войска по суше к Тамбову и Пензе. Сам же с небольшим числом восставших двинулся к станице Голубинской. По пути, узнав о гибели Булавина, он посылает грозное письмо к старшинам Черкасска с требованием ответа, за какую вину они убили Булавина: «... И есть ли вы не изволите оповестить, за какую ево вину убили и его стариков не освободите, и если не будут отпущены, то мы всеми реками и собранным войском будем немедленно совокупясь к вам итти в Черкасск ради личного розыску...».
       Некрасов собрал значительные силы в Паншине и Есауловской, намереваясь идти на Черкасск. Это обеспокоило В. Долгорукого, который, не скрывая опасности, писал 5 августа полковнику Дедюту: «... А на Дону Некрасов збирает великие войска воровские. Боже сохрани от него, ежели зберетца, не плоше Булавина».  Некрасов, находясь в станице Голубинской, ждал прихода атамана Н. Голого с отрядами повстанцев. Чтобы не допустить соединения отрядов Голого и Некрасова, В. Долгорукий и Шидловский со своими полками напали на станицу Есауловскую, а Хованский - на городок Паншин. В ожесточенном бою Некрасов потерпел поражение. Чтобы спасти участников движения от поголовного уничтожения, он уводит булавинцев (в сентябре 1708г.) на Кубань. Правительство посчитало восстание на Дону подавленным.
       С уходом Некрасова на Кубань начинается новый этап борьбы, превратившейся в движение казаков - некрасовцев. По своему социальному составу оно было более однородным, чем булавинское, и продолжительным (с 1709 по 1737 год). Это движение оставалось знаменем вольности и привлекало к себе большие массы недовольных крепостничеством.
       Единомышленники Некрасова верили в него и шли за ним. Уход Некрасова на Кубань (бывшая турецкая территория) был вынужденным. Ушли с ним люди идейно сильные, убежденные в правоте своей борьбы с царем, боярами, помещиками, князьями. Официальное сообщение В. Долгорукого царю гласит, что «ушло 2000 человек». Другие свидетельства говорят, что ушло 600 семей; третьи, например Ригельман, утверждают, что с Некрасовым ушло 8000 душ обоего пола. Сами некрасовцы считают, что «Игнат увел 40 тысяч казаков, кроме малого, кроме старого».   К некрасовцам на Кубань бежали казаки с Дона, крепостные крестьяне из России. Массовые побеги обеспокоили Петра
I, который решил вернуть некрасовцев с Кубани и потому официально обратился с запросом в Константинополь к султану, чтобы тот выдал Игната Некрасова и его сподвижников (И. Лоскута, И. Павлова, С. Беспалого, С. Ворыча и др.). Азовский губернатор И.А. Толстой в специальном донесении царю от 12 января 1709 г. сообщает о переговорах с Турцией: «О Некрасове в Царь-град к брату своему писал я прежде сего... А ныне по письму Вашего величества домогатца того стану всячески, чтобы оного вора отдали». Переговоры о выдаче Некрасова не дали положительных результатов. Некрасовцы, пришедшие на Кубань к устью реки Лабы, обосновались на правом берегу в нескольких селениях. Позже большая часть, во главе с И. Некрасовым, поселилась на Таманском полуострове, между Копылом и Темрюком, где некрасовцы основали три городка: Блудиловский, Голубинский и Чирянский. Собрав силы, И. Некрасов в 1711 г. с большим конным отрядом пошел в Саратовскую и Пензенскую губернии, где поднял крестьян против бояр, помещиков, воевод. Расправившись с ними, он ушел на Кубань.  Ушли с ним и многие крестьяне этих губерний. Такое «воровское дело» возмутило царя. Петр I приказал Казанскому и Астраханскому губернатору Апраксину наказать Некрасова. Апраксин с регулярными войсками, яицкими казаками, калмыками пришел на Кубань 29 августа 1711г., разорил жителей Кубани и многие некрасовские городки уничтожил.
         В ответ на поход Апраксина И. Некрасов в 1713г. ходил под Харьков. Разорил многие помещичьи усадьбы, побил воевод. Не удовлетворившись этим, он подготавливал восстание на Дону. В 1715г. Некрасов организовал отряд лазутчиков в количестве 40 человек и послал их на Дон, в украинские города под предводительством беглого крестьянина Сокина. Под видом нищих и монашествующей братии они проникали во многие губернии, распространяли письма-воззвания Некрасова, высматривали расположение царских войск, подговаривали население к побегу на Кубань.
В 1717 г. И. Некрасов с большим конным отрядом совершил поход на Волгу, Медведицу, Хопер. П.П. Короленко пишет: «Некрасов вымещал злобу против правительства». Во время походов на Дон
Heкрасов особенно расправлялся с «домовитыми» и «старожилыми» казаками, как с изменниками булавинскому движению. П. Короленко объясняет расправу И. Некрасова с донскими казаками так: «...Злоба и ненависть некрасовцев к донцам заключалась в повиновении донцов царским велениям - преследовать раскольников за веру». Действительно, религиозные мотивы в булавинском и некрасовском движении имели место, так как значительное число его участников были старообрядцами. Правительство считало борьбу некрасовцев «воровским делом», а учение раскольников о равенстве – ересью. Примерно такие же требования выдвигали и  старообрядцы в России.

           Начиная с 1720 г. Некрасов систематически высылал своих лазутчиков на Дон и в Россию. Чтобы пресечь брожение среди населения и не допустить в Россию некрасовских посланцев, Петр I в 1720г. издает указ, по которому лазутчики Некрасова карались смертной казнью, а с ними и те, кто их укрывал. Тех же, кто о них знал и не доносил, били кнутом, резали носы, уши и ссылали на вечное поселение в Сибирь. Против уходящих с Дона были высланы заградительные отряды. В 1727г. И. Некрасов послал на Дон и в южные окраины России отряд лазутчиков из 200 человек. Их деятельность была настолько эффективной, что целые станицы и села поднимались и уходили на Кубань. Начиная с 1719 по 1727г. из России бежало более 200 тысяч крепостных крестьян. А с 1727 по 1741г. бежало 300 тысяч. Конечно, из этого числа беглых немало пришло и к некрасовцам.

           Документы о булавинском и нeкpacовcком движении (письма, сводки, донесения) писались сторонниками правительства, поэтому в большинстве своем они тенденциозны, особенно в оценке движения и в описании фактов. Более объективными документами были письма вождей этого движения, но их сохранилось немного. В этом отношении очень важны и приобретают большое значение народные рассказы, предания, песни. В них почти документально выражены истинно народные понятия и суждения о событиях (см. предания: «Об Игнате Некрасове», «Город Игната», «Убийство Игнатом Долгорукого»).
После 1737 г. походы И. Некрасова на Дон и южные окраины России прекратились. Поэтому конец этого года можно предположительно считать годом смерти Игната Некрасова.  

       В царствование Екатерины II, когда Россия покорила Кубань и горцев, в отношении казаков-некрасовцев приказ был один — истребить поголовно. Русская армия с особой тщательностью и рвением преследовала уходящих по лесам и камышевым плавням-болотам некрасовцев. На них устраивали настоящую охоту, окружая плавни и посадив засады. Горели подожженные карателями камыши. По колено, по грудь в воде отходили ночами по камышам казаки, унося на руках детей и оружие. Позже об этих временах в станице Ново-Некрасовской Ставропольского края будет записано со слов казака Мантоева: "Через плавни и Кубань шли ночами в камышах, а следом войско Екатерины. Если дитя, какое заплачет, то матери приказывали бросить в воду. Женщины закрывали рты младенцам, а они задыхались, умирали, так мертвых младенцев и несли на руках. Если ребенок кричал, а мать не отдавала ребенка, ее с ним топили, чтобы не выдать криком остальных. Много людей утонуло в кубанских плавнях. Многие матери сошли с ума, когда детей топили и бросали в воду".

        Почти 200 лет прожили казаки-некрасавцы в Турции, куда ушли с Кубани. Они сохранили язык, казачью православную веру, обычаи, культуру и традиции. Они до конца исполнили завет Игната Некрасова – не покоряться, при царизме в Россею не возвертаться". И только в 60-х годах прошлого века вернулись они на Родину и были поселены в Ставропольском крае (на момент переселения община казаков некрасовцев насчитывала 700 семей).

        Оказавшись на чужбине, Игнат Фёдорович Некрасов вместе со своими соратниками проявил себя как уникальный организатор и умный дипломат. Перед переселенцами стояло две важнейших проблемы как жить дальше и как поладить с тогдашними хозяевами Кубани – крымским ханом и черкесскими князьями. Обе эти задачи были блестяще разрешены. Разработан свод законов основанных на русских национальных демократических традициях, традициях времён становления Руси. После смерти Игната этот свод стал называться «Заветами Игната Некрасова» и по этим заветам люди прожили вдали от Руси 245 лет!

 

Заветы атамана Игната Некрасова:

1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться.

2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.

3. Высшая власть – казачий круг. Участие с 18 лет.

4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.

5. Атаман избирается на год. Если провинился – смещается раньше срока.

6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все.

7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из неё каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идёт в кош.

 8. Кош делится на три части: 1-я часть – войско, вооружение; 2-я часть – школа церковь; 3-я – помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся.

9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть.

10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает.

11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.

12. За разбой, грабёж, убийство – по решению круга – смерть.

13. За разбой, грабёж, убийство на войне – по решению круга – смерть.

14. Шинков, кабаков – в станице не держать.

15. Казакам в солдаты дороги нет.

16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по-старому.

17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает.

18. В пост песен мирских не петь. Можно лишь старинные.

19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучиться не может.

20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.

21. Личную помощь хранить в тайне.

22. В станице не должно быть нищих.

23. Все казаки держаться истинно – православной старой веры.

24. За убийство казаком казака убийцу живым закапывают в землю.

25. Торговлей в станице не заниматься.

26. Кто торгует на стороне – 1/20 прибыли в кош.

27. Молодые почитают старших.

28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит – берут штраф два раза, на третий – секут. Штраф устанавливает атаман и старшина.

29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом после 40 лет. Войсковым атаманом – только после 50 лет.

30. За измену мужа ему бьют 100 плетей.

31. За измену жены – закапывать её по шею в землю.

32. За кражу бьют до смерти.

33. За кражу войскового добра – секут и горячий котёл на голову.

34. Если спутался с турками – смерть.

35. Если сын или дочь подняли руку на родителей – смерть. За обиду старшему – плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет.

36. За измену войску, богохульство – смерть.

37. На войне в русских не стрелять. Против крови не ходить.

38. Стоять за малых людей.

39. С Дона выдачи нет.

40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет.

41. Если в войске не все в шапках, то идти в поход нельзя.

42. За нарушением атаманом заветов Игната – наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» – высечь его повторно и объявить бунтовщиком.

43. Атаманство может длиться лишь три срока – власть портит человека.

44. Не держать тюрем.

45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги, – казнить смертью как труса и предателя.

46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг.

47. Священника, не исполняющего волю Круга, – изгнать, а то и убить как   бунтовщика или еретика.