К 100-ЛЕТИЮ ДИРЕКТИВЫ О РАСКАЗАЧИВАНИИ…

POST SCRIPTUM

 

 

24 января 2019 г. – скорбная дата для казачества – 100-летие выхода директивы оргбюро ЦК РКП(б) о расказачивании.

Эта дата не начало и не конец явления, получившего в истории название расказачивание. 24 января – возможность вспомнить о том, какая национально-культурная группа населения бывшей Российской империи оказалась самой пострадавшей в кровавом XX веке. Справедливо считая казачество стержнем прежней государственности, лидеры будущей пролетарской революции, задолго до ее начала, назначили казаков своими главными врагами. Не имея возможности ничего предложить массе станичников, та как у казаков уже была и земля, и своя власть, и свободы, и, опасаясь, упорного сопротивления распространения коммунистической власти со стороны довольно консервативного народа-воина, которым, по сути, являлось казачество, Советы решили просто вычеркнуть эту часть населения страны из истории и из жизни.

На протяжении всего периода Гражданской войны и многие годы после нее,  казачество подверглось спланированной и последовательной политике притеснения и истребления, волнообразно продолжавшейся, на отдельных территориях до 1939 года. В отношении казачества применялся террор, принудительное выселение, ликвидация казачьего государственного управления и станичного самоуправления, изъятие земельных, водных и иных фондов, подселение в станицы и хутора мигрантов, чуждых казачеству по мировоззрению и культуре, уничтожение воинских казачьих соединений и воспрещение нести военную службу, массовое поражение в гражданских правах, возложение повышенного налогового бремени. Целенаправленно создавались нестерпимые социально-бытовые условия жизни, территории войск многократно дробились и перекраивались между национальными республиками. Массово переименовывались казачьи населенные пункты, разорялись святыни, под подозрение попадала казачья культура.

В условиях советского государства казаки продолжали существовать исключительно как особая этнографическая группа населения страны вытесненная на обочину социально-политической жизни общества. По другому, политику расказачивания, кроме как геноцид, язык не повернется назвать. Развитие казачьей жизни было насильственно прервано на пике своего расцвета. Буквально за несколько лет были разрушены и растоптаны все достижения казачьей жизни. Уничтожено самоокупавшееся казачье хозяйство, разрушено станичное самоуправление и войсковое управление, выброшенными «за ненадобностью» оказались уникальный опыт освоения обширных территорий и неповторимая тактика ведения боевых действий, и отработанная веками система мобилизации.

Буквально за три-четыре года был физически истреблен или выброшен за границу основной мыслящий слой казачьего народа (генералитет, офицерство, интеллигенция, ученые, учителя и врачи), добившийся своей просветительской работой среди казачества в конце XIX - начале XX вв. огромных положительных результатов. Прокатившаяся по казачьим землям Гражданская война и политика террора стерли с лица земли десятки станиц, привели к гибели или исходу большой массы мужского населения, разрушению образа жизни. На долгие годы был наложен запрет на изучение казачьей истории и пропаганду казачьей культуры. В массовом сознании советского человека целый народ был скрыт официальной идеологией за агитационными штампами «контрреволюционеров», «прислужников царизма» и т.д.     

С полной уверенностью можно сказать, что геноцид казачества начал осуществляться большевиками более чем за год до издания пресловутой директивы, еще с января 1918 г. Чем же важна для потомков директива Оргбюро? Она важна тем, что является документальным свидетельством спланированной  большевиками политики геноцида казачества, обязательным к исполнению актом красного террора, направленного на истребление казаков. Однако,  никто, до сегодняшнего дня, не понес ни юридической, ни моральной ответственности за одно из величайших злодеяний в русской истории XX века. 

Теперь несколько слов о мемориальных мероприятиях в г. Астрахани 24 января 2019 года. Инициатором проведения их в нашем городе стало Астраханское региональное отделение «Казачье Астраханское войско» Общероссийской общественной организации «Союз казаков». К сожалению, сложная эпидемиологическая ситуация, неудобное время – середина недели - и тяжелое экономическое положение казаков, при котором даже глубокие пенсионеры вынуждены продолжать трудовую деятельность (с работы сейчас отпроситься практически невозможно), не оставляли нашему войску возможности более или менее многочисленного представительства на мероприятии.

В мероприятии приняли участие и другие казачьи объединения – Астраханское окружное казачье общество войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», приведшее с собой членов казачьей дружины и кадетов корпуса им. И.А. Бирюкова и региональное отделение Казачьей партии. В нижнем храме Успенского собора Астраханского кремля прошла чрезвычайно краткая панихида. Богослужение возглавил кафедральный протоиерей о. Дионисий Фокин. Далее, все присутствовавшие на заупокойной панихиде по погибшим казакам прошли к музею Боевой Славы, напротив входа, в который члены ВКО ВВД возложили венок к садово-парковой скульптуре «Астраханский казак», а атаман их окружного казачьего общества К.А. Маркелов произнес дежурную речь. Оставшиеся участники мемориального мероприятия прошли в один из залов музея, где им был продемонстрирован документальный фильм о расказачивании, предоставленный председателем регионального отделения Казачьей партии Российской Федерации А.В. Деминым. Перед началом фильма с приветственным словом выступил Атаман Астраханского казачьего войска Союза казаков С.Д. Сычев.

На этом можно было бы и закончить, но… К сожалению приходится констатировать, что проведение подобного рода «казачьих мероприятий», организуемых «широкими кругами астраханской общественности» становится все более  формализованными. Количество участников отнюдь не гарантирует успешности мероприятия. Главное, чтобы люди, собравшиеся сделать одно дело, были, как учит святоотеческое предание, едины «в Духе». Лучше дюжина людей «стоящих купно за едино», чем десятки случайных людей, собранных, но не осознавших зачем.