Светлой памяти

Писарик Нины Григорьевны посвящается…

 

Год назад, 30 января 2019 года, отошла от нас в жизнь вечную подлинный Учитель  с большой буквы – Нина  Григорьевна Писарик. То, что вы прочтете здесь ни в коем случае не призвано стать некрологом. Нина Григорьевна, будучи от природы скромным человеком, не любила патетических речей в свой адрес  и не одобрила бы этого. То, что написано далее – сугубо личное воспоминание о выдающемся учителе и историке, у которого мне посчастливилось учиться и с которым меня связывали добрые отношения на протяжении многих лет.        

Хотя прошел уже год, трудно смириться с тем, что о  Нине Григорьевне приходится писать в прошедшем времени. К сожалению, о ее кончине случайно узнал спустя почти полгода. Вся жизнь Н.Г. Писарик, без остатка, была отдана школе.  Это отнюдь не избитая фраза, которую так часто говорят об ушедших педагогах. Нина Григорьевна посвятила педагогической работе всю себя, пожертвовав во имя школы семейным благополучием и личной жизнью.

Более полувека Н.Г. Писарик преподавала историю в школах города Астрахани 58-й, 46-й и 10-й, позднее ставшей школой-лицеем №10, и, наконец, лицеем №1. С последним учебным заведением Нину Григорьевну связали самые долгие и плодотворные годы ее педагогической деятельности, здесь она состоялась как один из самых известных и уважаемых учителей Астраханской области. За свой многолетний и добросовестный труд Н.Г. Писарик была удостоена званий «Отличник народного просвещения»,  «Заслуженный учитель Российской Федерации», стала лауреатом премии имени Н.К. Крупской и гранта Президента России, победителем конкурса лучших учителей РФ.

Учительская профессия очень сложное явление, сочетающееся из многих слагаемых. Но, главное, стать настоящим учителем, без призвания к этому неблагодарному делу, невозможно.

Однажды в  разговоре со мною Нина Григорьевна раскрыла, что же она считала составляющими профессии учителя. Их оказалось три: знание своего предмета, умение донести знания до учащихся и умение спросить. К сожалению,  большинство современных учителей грешат отсутствием одного или двух этих составляющих, а, подчас, и всех трех. Без знания предмета, считала Нина Григорьевна, незачем даже выходить перед учениками. Как это актуально сейчас, когда не только школьные учителя, но и  преподаватели университетов  являют чудеса вопиющей научной безграмотности.

Умение донести знание до учащихся – один из самых сложных компонентов  в формуле профессионального успеха учителя. К сожалению, так называемых, педагогов, не сумевших, по тем или иным причинам, овладеть этой профессиональной премудростью и в прошлом, и настоящем -  великое множество. По мнению Нины Григорьевны не одно слово не должно было быть сказано учителем на уроке впустую. Все, что делалось в эти 45 минут в классе, подчинялось главной цели – основательному постижению школьника темы конкретного занятия. Багаж педагогического инструментария у Н.Г. Писарик был поистине огромен. При этом за годы ее учительской работы, он постоянно пополнялся и совершенствовался.

Умение спросить ученика (а это не только опрос домашнего задания) является индикатором выявления широты и глубины усвоения им знаний. Часто малоопытные педагоги или не придают значения умению спросить, а в собственном неумении  обвинить самого же ученика. За свою жизнь всеми тремя слагаемыми профессии учителя Н.Г. Писарик овладела в высшей степени блестяще.

Уважая и ценя большинство учителей преподававших у меня в тогдашней средней школе №10 им. В.И. Ленина, положа руку на сердце, могу ответственно заявить, что только педагогические приемы Н.Г. Писарик вошли в мой преподавательский арсенал.

Знакомство с Ниной Григорьевной стало одним из самых важных в моей жизни. Оно произошло, когда я перешел из начальных классов в среднюю школу. Тогда еще изучали курс «Рассказы по истории СССР». Все мое сознание ждало этого предмета, ибо еще с дошкольных времен, под влиянием моего отца, мне было ясно, что жизнь моя будет посвящена исторической науке. Как сейчас помню первое занятие в ее знаменитом кабинете истории №46. Нина Григорьевна своим каллиграфическим подчерком написала на доске свои фамилию, имя и отчество, четко, под запись (так в дальнейшем будет всегда), дала определение науки история, и начала знакомство с классом. Моя фамилия в списке журнала стояла, как положено по алфавиту, ближе к концу. Дойдя до нее, Нина Григорьевна сказала, что она ей знакома. Как оказалось, Н.Г. Писарик знала моего отца по обществу «Знание». Далее пошел своим ходом обычный урок, на котором мне удалось отличиться каким-то правильным ответом на вопрос. Было безумно интересно.

Я был восхищен и счастлив! Это состояние сопровождало меня на каждом уроке Нины Григорьевны, вплоть до окончания 11-го класса, и, позже, когда довелось проходить у нее педагогическую практику.

Кабинет истории и сейчас стоит перед моими глазами. Он был отражением характера своей хозяйки: деловитый и дисциплинированный. Визуально он казался очень большим, хотя не был больше других кабинетов нашей школы. Все там настраивало на рабочую атмосферу. Три ряда ученических столов, несколько школьных шкафов в дальнем конце класса и учительское место у окна. Но это не был просто рабочий стол. Это была целая штаб-квартира учителя. Здесь, в особом месте, хранились исторические карты и наглядные пособия, был проигрыватель, а также постоянно менявшиеся книги и альбомы, которые Нина Григорьевна приносила из своей домашней библиотеки, дабы продемонстрировать учащимся. Кабинет не был перегружен стендами – один-два, где размещалась самая важная и актуальная информация, менявшаяся раз в пару лет. Классная комната была оборудована автоматически выдвигающимся экраном, расположенным над доской.

На доске, идеально вымытой к началу каждого занятия,  записывались каллиграфическими буквами текущие дата (месяц латинскими цифрами через дробь после числа), тема, необходимые понятия, имена исторических деятелей, годы событий, домашнее задание.

К каждой теме, к каждому занятию по всемирной или отечественной истории у Нины Григорьевны была соответствующая карта. Карта не оставалась бесполезным «украшением», она становилась подлинным рабочим инструментом учителя. Н.Г. Писарик не только сама регулярно обращалась к карте, она учила нас, школьников, как правильно работать с исторической картой (основной, картой-врезкой, легендой карты), как правильно показывать на карте, а также с какой стороны к карте становиться. Кстати, Нина Григорьевна не терпела небрежности даже в мелочах, сама работала исключительно с указкой и учеников приучала к этому. На уроках по древней, средневековой и отечественной истории Н.Г. Писарик всегда использовала наглядные пособия – учебные картины. В таком количестве и столь разнообразных учебных картин мне лично не удалось увидеть больше ни у одного учителя истории в Астраханской области. Их подробно анализировали и разбирали. При этом именно школьники становились активными участниками этого процесса.

 Попав на исторический факультет Астраханского Государственного Педагогического университета, я был неприятно удивлен, что на лекционных и семинарских занятиях карты вообще ни разу не появились, а выпускники факультета просто не знали, как их употреблять.

За отведенные 45 минут, едва ли больше одного раза, Нина Григорьевна присаживалась за свой стол и  только для того, чтобы заполнить журнал. Каким бы по счету от начала занятий дня в расписании  не стоял урок, Н.Г. Писарик проводила его чрезвычайно интенсивно. Уже в те школьные годы я ясно осознавал, что добиться такого результата возможно лишь благодаря постоянной подготовке учителя к каждому занятию. На уроках истории, своим воображением, шедшим за ярким рассказом Нины Григорьевны, я сидел с первобытными людьми у костра после удачной охоты, строил пирамиды в Египте, присутствовал на народном собрании в Афинах, входил под своды святой Софии вместе с императором Юстинианом Великим, сражался бок о бок с защитниками древнерусских крепостей, терпел нужду в крестьянском доме или странствовал по улицам средневекового европейского  города…

Для Нины Григорьевны был характерен оригинальный педагогический прием, который она  иногда применяла. Ученика-отличника отправляли в коридор (удобную рекреацию на два больших окна) на пять-шесть минут опросить домашнее задание у плохо успевающего по истории одноклассника, и оценить его. Оценка в конце урока заносилась в журнал. Мне, как отличнику, честь (для меня это была поистине честь) послушать одноклассников выпадала неоднократно. Соврать о качестве ответа даже не приходило в голову. Нине Григорьевне одного краткого взгляда на подростка было достаточно, чтобы определить говорит он правду или обманывает. Но попытка обмана, Ниной Григорьевной не спускалась. Наказание для обоих обманщиков, попытавшихся растоптать доверие учителя, было суровое – во  внеучебное время ответить домашнее задание.

Когда я, будучи студентом 5-го курса исторического факультета, проходил педагогическую практику у Н.Г. Писарик, она мне раскрыла принцип выставления балла школьнику в журнал. «Нельзя, - говорила она, - сразу выставить ученику тройку или двойку  за плохой ответ домашнего задания. Это отобьет у ребенка желание дальше работать на уроке. Оценка в журнале – это не оценка пересказа домашнего задания. Это оценка в целом за работу на уроке». У Нины Григорьевны никогда не было практики незамедлительного выставления неуда. Учащийся, получивший за неподготовленность к занятию двойку, имел право заявить о своем желании выучить тему и отчитаться. Н.Г. Писарик всегда шла на встречу. Поэтому, каждый день она приходила самой первой в школу за час до начала уроков (уроки начинались в 08:15), чтобы выслушать ответы неуспевающих учеников. Такая работоспособность Нины Григорьевны у одних коллег по школе вызывала восхищение, у других – зависть и раздражение.

Отличное  знание учеником учебника истории для Н.Г. Писарик было мало. Такой ребенок не мог рассчитывать на оценку выше четверки. Для отличной оценки учащийся должен был самостоятельно изучать дополнительную литературу и уметь оперировать полученными знаниями. У Нины Григорьевны был еще один интересный методический прием, который я сам, потом, часто использовал в своей работе со студентами. Начинался он словами: «Разыгрывается пятерка». Затем задавался вопрос по пройденной теме. Однако ответить на него было возможно в сочетании двух обстоятельств: во-первых, знание материала, выходящее за приделы учебника, во-вторых, умение анализировать полученную информацию.

Еще один прием из педагогического опыта Н.Г. Писарик – театрализация. Ученики, на основе пройденного материала, должны были изображать представителей тех или иных социальных групп того или иного общества, например, римских аристократов, рабов или легионеров. В довольно краткой сцене нужно было понять и наглядно представить заданный социальный типаж. При этом не существовало никаких костюмов, и все действо укладывалось в 8-10 минут урока. О колоссальном учебно-методическом опыте Н.Г. Писарик можно написать целую книгу…

Нина Григорьевна никогда не стремилась навязать ученикам свою точку зрения на исторические явления и процессы. Более того, она всячески способствовала, чтобы школьники знали позиции (часто противоположные) разных ученых-историков на одно и то же событие. Н.Г. Писарик старалась всячески изжить у учащихся безапелляционную позицию: «Я считаю…». «Чтобы «считать», - говорила она, - вы должны изучить широкий круг исторических источников, знать позиции по этому вопросу тех или иных исследователей. Сейчас же вы можете, на основе прочитанных вами книг или статей, лишь озвучить позиции историков, согласиться или не согласиться с ними». Пожалуй, одной из главных задач, Н.Г. Писарик как учителя было пробудить в молодом сознании желание постоянного постижения нового знания.

Н.Г. Писарик обладала поистине энциклопедическими знаниями в области исторической науки. Таких обширных и разносторонних знаний в своем предмете мне не приходилось больше встречать в Астраханской области ни у учителей школ, ни у преподавателей университетов. Багаж ее знаний постоянно пополнялся и совершенствовался. Где можно было встретить Нину Григорьевну в ее выходные дни?... Правильно, только в областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской. И это при том, что она сама собрала превосходную личную библиотеку. Нина Григорьевна была в курсе основных издававшихся книжных новинок во всех интересовавших ее областях исторического знания. Между прочим, она часто знакомила нас с теми или иными только вышедшими в свет монографиями, что-то рекомендовала нам почитать.  Долгие годы она выписывала научно-популярный исторический журнал «Родина», разнообразные общероссийские методическое издание для учителей истории.

Не было и не могло быть вопроса учащегося, на который учитель Н.Г. Писарик не могла бы ответить. При этом ответы на вопросы были безотлагательными и носили исчерпывающий характер.

С Ниной Григорьевной было еще очень интересно и потому, что многие исторические памятники прошлого нашей страны она видела своими глазами. За свою жизнь ей удалось объехать большинство наиболее значимых мест Советского Союза. Правда, у Нины Григорьевны была мечта – побывать в Египте. С особым интересом и трепетом Н.Г. Писарик относилась к истории и культуре страны фараонов, и этим зарождала в сердцах нас, ее учеников, любовь к египтологии. Но, по различным, не зависящим от Нины Григорьевны, причинам ее мечте не удалось осуществиться…

Вопросы дисциплины на уроке у Нины Григорьевны не стояли даже в принципе. Существует много учителей, которые за все свою педагогическую карьеру так и не научились выстраивать отношения с классом. На их уроках ребята переговариваются, шумят и отвлекаются. Учитель раздражается, повышает голос, но дисциплина падает еще больше. Представить такое на занятии Нины Григорьевны было просто невозможно. Она принадлежала к ныне редко встречающемуся типу отечественных женщин, обладающих внутренним стержнем и харизмой. Ей достаточно было пристально посмотреть на ученика, и даже самый непоседливый и хулиганистый школьник на глазах успокаивался.

Как-то само собой получалось, что с первыми звуками звонка на урок истории мы все уже должны были стоять у своих парт, по старинной и доброй школьной традиции, приветствуя учителя. Хотя сама Нина Григорьевна никогда нам об этом не напоминала. Н.Г. Писарик не терпела развязности и расхлябанности учащегося в речи, поведении, одежде или оформлении рабочей тетради.

Никогда не забывала Нина Григорьевна важнейшего назначения учителя – воспитывать молодое поколение. Среди предметов, которые она вела у нас, были «Граждановедение» и «Обществознание». Преподавание этих дисциплин пришлось на лихие годы: начало и середина 1990-х. Старые идеологические установки были отброшены, новые – не возникали. Российское общество корежило и бросало из стороны в сторону. А Нина Григорьевна стремилась всеми силами воспитать из нас честных людей,  подлинных граждан, любящих свою страну и гордящихся ее историей.

Однажды Нина Григорьевна объявила, что набирает факультатив. Даже не зная конкретную тематику занятий факультатива, я сразу записался. Для себя я решил так: какая мне разница, чем мы будем там заниматься, ведь там все равно будем изучать историю. Историческая наука уже задолго до этого стала магистральной в моей жизни, и вытеснила на периферию сознания все остальные дисциплины. С разных классов школы подобралась заинтересованная и мотивированная аудитория. На первом занятии факультатива Нина Григорьевна спросила у каждого из пришедших, что, по нашему мнению, будет изучаться на факультативе. Когда очередь дошла до меня я сказал: «Готов заниматься всем, что Вы предложите, лишь бы это было связано с историей». Такой неопределенный ответ единственный раз в моей жизни разочаровал Нину Григорьевну. Оказалось, на факультативе будет изучаться историческое краеведение (потом, его чаще называли астрахановедение).

В то время это было совсем ново для нашей школы, но очень актуально. За один учебный год перед нами развернулась вся история края, начиная от мезолита, через хазар, кыпчаков, Золотую Орду и до событий в Астрахани в годы Великой Отечественной войны. На факультативе были даны основополагающие представления о современных археологических достижениях, астраханской этнографии, архитектурных стилях города и многое, многое другое. С Ниной Григорьевной слушатели факультатива совершили многочисленные экскурсии  в Астраханский кремль, храмы и музеи города (кстати, именно с Ниной Григорьевной я впервые посетил знаменитую Золотую Кладовую – экспозицию савромато-сарматских золотых украшений), смотрели и анализировали обучающие фильмы по истории. Н.Г. Писарик неоднократно приглашала ведущих археологов области, в том числе легенду астраханской археологии доцента Е.В. Шнайдштейн, провести тематические беседы в ходе занятий факультатива.

Именно Нина Григорьевна, в рамках работы факультатива, «понудила» меня написать первую научную работу о столицах Золотой Орды. За окном стояла снежная зима, а я мысленно, вслед за арабским путешественником ибн Баттутой, ходил по великолепным улицам старого Сарая-Бату.   

В то время, только что, обретя статус школы-лицея, наше учебное заведение позволило школьникам избирать свой путь: поступать в «юридический» или «экономический» классы. Фактически это было деление на «гуманитариев» и «технарей». Я, со своей безумной страстью к истории, выбрал юридический класс.

Как сейчас помню, в расписании у юридического класса стояло шесть уроков истории в неделю. Н.Г. Писарик этим обстоятельством была очень обрадована, ведь при таком количестве занятий можно действительно углубленно изучать предмет. Работа здесь вышла на еще более высокий уровень. Помимо непосредственных знаний исторической дисциплины, Нина Григорьевна дала нам все необходимые навыки, для будущей университетской учебы. Она научила нас писать конспекты, правильно оформлять рабочие поля, составлять развернутый план, формулировать тезисы, правильно, в соответствии с энциклопедическим эталоном, сокращать слова (последнее очень понадобилось в дальнейшем, при написании лекций в вузе).

Последние два класса, перед выпуском из школы, работа с учебником, как таковая, свелась к минимуму. Параграф учебника был только общий план для подготовки домашнего задания. Домашнее задание готовилось на основе научной литературы. Нина Григорьевна приучала нас работать   с источниками: изданными государственными актами, мемуарами, перепиской политических деятелей. Под руководством Нины Григорьевны мы, учащиеся 10-11-х классов, читали, конспектировали  и критически анализировали, наиболее значимые для русской истории XX века работы такого неоднозначного революционного деятеля, как В.И. Ульянов (Ленин): «Последний клапан», «Империализм, как высшая стадия капитализма» и др. А это были 90-е годы. То есть мы занимались всем тем, что, затем, мне должны были преподавать на историческом факультете Педагогического университета, и почему-то там этого совершенно не преподавали.

По прошествии лет, анализируя огромную внеклассную работу Нины Григорьевны с моими одноклассниками понимаешь, что она уделяла нам времени столько же, сколько и классный руководитель, не будучи в классе, где я учился таковым. Она готовила из нас команды для участия, в только что возникших тогда, городских межшкольных брейн-рингах по историческому краеведению. Сопровождала нас на них. Переживала и болела за нас не хуже иного спортивного фаната. Нина Григорьевна стремилась и всячески способствовала, чтобы ее ученики, проявившие подлинный интерес в изучении истории, участвовали в олимпиадах и научно-практических конференциях.

По инициативе автора этих сток и еще нескольких заинтересованных лицеистов был организован ученический клуб юридических классов – «Юрклуб». Президентом его избрали меня, а куратором была назначена Нина Григорьевна. И сейчас уверен, что это была ее общественная нагрузка, за которую не платили ни одной копейки. Но сколько она с нами занималась! Работа шла интенсивно и интересно. Руководство клуба предлагало тематику и форму его работы на год. Какие бы трудные задачи не ставились членами клуба, Нина Григорьевна всегда нас поддерживала, и стремилась сделать все от нее зависящее, чтобы реализовать наши устремления. Приглашались общественные деятели и деятели науки, проходили круглые столы и диспуты, КВНы и «суд истории». Мы пропадали в школе до вечера. Если нам надо было посовещаться или что-то отрепетировать перед заседанием клуба, нужно было только попросить ключ от актового зала. При этом руководство школы ничего не боялось доверять нам, и было уверено, что после нас все будет в порядке.  Это было счастливое время, и огромная заслуга в этом Нины Григорьевны.    

Когда мне, студенту исторического факультета Астраханского Государственного педуниверситета, пришло время проходить педагогическую практику, я выпросил себе направление в лицей №1 г. Астрахани. Мое желание проходить практику -  было только под руководством Н.Г. Писарик, не смотря на то, что она обычно не жаловала практикантов. Меня она приняла очень радушно.

Посидеть на занятиях Нина Григорьевна дала мне только первый  день педпрактики, и предложила начать самому вести уроки. Помню свой первый «учительский» день. Отвел два занятия. Нина Григорьевна внимательно слушала меня, сидя на задней парте и, что-то записывала. Кончился второй урок, началось двухчасовое «окно» в расписании. Мы спустились в учительскую. Мне было интересно, как получилось. «Хорошо, - сказала Нина Григорьевна, - для вузовского преподавателя, а для школьного учителя всё было не правильно». За тем, 60-70 минут Нина Григорьевна рассказывала мне, все основные приемы работы учителя истории, делилась секретами профессии. Я только успевал записывать (храню эту записную книжку по сию пору).

Подспудно приходило осознание того, что все знания о педагогике и методике преподавания, данные мне в университете, оказались никчемным хламом, который только годился для мусорной корзины. За час и десять минут общения с Ниной Григорьевной мне было дано практических знаний больше, чем за пять лет университета. Оставшаяся часть практики прошла у меня на одном дыхании и завершилась яркой точкой – внеклассным патриотическим мероприятием об истории возникновения и развития российского герба, гимна и флага.

В 2009 г. вышло в свет мое первое учебное пособие для 10-11-х классов школы «История казачества. История Астраханского казачьего войска», солидный 230-страничный труд. В то время курс «История казачества» еще нигде не преподавался в Астраханской области. Перед опубликованием книги мне нужно было получить две рецензии. Одну мне дала замечательный историк-медиевист  кандидат наук Е.Ю. Полховская, за второй я обратился, естественно, к Н.Г. Писарик. Нина Григорьевна сразу же согласилась, и с большим интересом ознакомилась с учебным пособием. Она не только дала рецензию, но и написала предисловие к моей работе.

Среди многих добрых слов, написанных Ниной Григорьевной в этом предисловии, есть такие: «Знакомство с данной работой вызывает уважение к автору  и  желание обязательно взять ее на вооружение, дополнить своим творчеством».  Вот это, последнее, пожалуй, и было определяющим в ее учительском деле: никогда не останавливаться на достигнутом, с интересом браться за новое, творчески перерабатывать, дабы донести до сознания ученика необходимое знание.

Когда Нина Григорьевна со мной обсуждала учебное пособие, она заметила, что некоторое время назад учителей истории города и области собирали на семинар, где было предложено, в качестве эксперимента, ввести курс истории астраханского казачества в школах. Нина Григорьевна, с грустью и разочарованием в голосе сказала: «Все начали отказываться. Говорили: это сколько же надо готовиться, нам тяжело. Вот такие теперь пошли учителя».         

На всю жизнь мне запомнились слова Н.Г. Писарик, сказанные ей на уроке, посвященном Столетней войне. Разговор шел о Жанне д’Арк. «Каждый человек, - сказала Нина Григорьевна, - родившийся на белый свет, рано или поздно умрет. Но не то важно сколько он проживет в этом мире, а важно то, какой след он оставит в истории после себя». На мой взгляд, своим самоотверженным трудом и стараниями по воспитанию молодого поколения Нина Григорьевна оставила о себе добрую память в сердцах своих учеников. На протяжении десятилетий ее имя было неразрывно связано с 10-й школой г. Астрахани (после переименований – школой-лицеем №10, лицеем №1), и стало визитной карточкой этой школы. В своем деле – преподавании истории – Нина Григорьевна Писарик, для других учителей нашего региона, стала мерой качества в профессии педагога. На мой взгляд, имя замечательного учителя и выдающегося педагога Н. Г. Писарик заслуживает не только духовного (в людской памяти), но и материального увековечивания, хотя бы установкой мемориальной доски на здании школы, во имя которой она жила.

 

Царствие Небесное душе усопшей рабы Божьей Нины.

 

Ученик Писарик Нины Григорьевны,

историк-краевед,

казачий полковник

Союза казаков России

М.С. Сычев