Калякин В.Н

 

 

Астраханское казачество сегодня

 

Казачество сегодня-это не историческая реконструкция, а реально действующий общественный институт. Сегодня казаки играют значительную роль в современном обществе. Именно казачество призвано воспитывать в подрастающем поколении подчас утраченный патриотизм, передавать знания об истории и культуре нашей страны, хранить традиции и обычаи, жившие в нашем славном прошлом. Сегодня казаки – активные участники общественной жизни. Они охраняют порядок, руководствуясь при этом высокими моральными принципами. К сожалению, традиции казачества требуют именно возрождения, ведь в длительный советский период они были под полным запретом.       Целью моей работы являлось определение степени значимости казачьих устоев для тех людей, кто является казаками сегодня.
Для изучения повседневности, ценностных ориентаций и роли в современном обществе казачества целесообразно использовать метод устной истории. Этот метод позволяет увидеть социальную группу через призму сознания отдельных людей-представителей современного астраханского казачества. Ведь важнее всего – что значит быть казаком для них.

Прежде чем увидеться с представителями казачества, мною была разработана  анкета, которая содержала  интересующие меня вопросы. Ответы на первую их часть должны осветить ценностную основу понятия «казак».  Например, воспитание молодого поколения, что нужно для вступления в казачества и конечно, что такое казачий дух.

Вторая часть вопросов была посвящена традициям и семьям казаков, что спустя долгое время не утеряно и возрождено, знают ли казаки сегодня своих предков.

Проведя опросы и составив результаты можно сказать, что казаки обладают здоровой физической формой. Стало известно, что поддержание физического здоровья существовало всегда, и было общепринятой нормой поведения. Не утеряно это и сегодня. Отказ от вредных привычек, занятия спортом – одна из общепринятых норм морали у казаков. Приучают к этому и молодое поколение, стараясь всячески отгородить детей от различных отрицательных сторон сегодняшнего мира.

Воспитанием порой занимаются не только родители, но и всё казачество в целом. Детям рассказывают казачьи притчи, сказки, повествующие о храбрости, доблести и благородстве казачества. Воспитывают и любовь к родине, религии, рассказывают о предках, в частности  о семейных.

Не забывают и об образовании. Разрабатываются проекты, предусматривающие создание кадетских казачьих корпусов, а также специальные казачьи классы в школах. Некоторые казачьи классы уже начали свою работу, однако большое количество детей продолжают обучаться в обычных классах.

Казаки гордятся своим именем. В ходе опроса выявлено, что не каждый человек может называть себя казаком. В основном качества, позволяющие сегодня называть себя казаком это ощущение казачьего духа и стремление следовать высоким моральным принципам. Любовь к отечеству и своему народу это только одно из тех принципов и качеств, которые позволяют называть себя казаком. Казачье братство может сравниваться с нечто святым и преклоненным, каждый казак знает, что на нём ответственность перед всем казачеством, потому что каждый из них – представитель и лицо всего казачества. Как выяснилось, казаки имеют свой официальный кодекс чести, основанный на традициях и принципах казачества. Помимо этого имеются и казачьи заповеди, касающиеся моральных, духовных качеств казаков, военных действий и патриотизма. Знакомясь с казачьими заповедями можно увидеть,  насколько ценится взаимовыручка и почитание своего казачьего имени.

Казаком возможно стать и не имея корневой основы. Самое главное это религия. Каждый казак – православный верующий и для вступления необходимо быть православным христианином. Вступающий проходит испытательный срок установленный атаманом. В этот срок ведётся контроль за вступившем, посещает ли мероприятия, казачьи сборы, не нарушает ли законы и казачьих устоев. Вступающему важно знать казачий кодекс, воспитывая дух и формируя жизненные принципы. После срока предлагается изучение казачьей литературы для просвещения и углублённых знаний.

Считается, что желающий вступить в казачество должен быть готов и в духовном плане. Это, прежде всего, осознание ответственности, которое налагается на человека и желание изменить свою жизнь. После того как поданы анкета и прошение о принятие в казачество, а также документы проходит обряд посвящения, основанный на религиозной и казачьей традиции.

Каждый из казаков ощущает в себе казачий дух. Однако для каждого это своё. По их словам казачий дух весьма сложно описать, его можно чувствовать. И каждый определяет его по-своему. Для кого-то это гордость, появляющаяся во время каких либо упоминаний о казачьих подвигах и их службе, для других – ощущение на себе подвига совершённого в давние времена казаками, казачий дух это и желание ощущать свободу степей, кого-то манит джигитовка и т.д. Однако казачий дух это и духовное мировоззрение всего, что окружает. Также это считается духовным равновесием, на котором строится образ жизни человека. Постигнуть его можно, уже пребывая казаком и углубляясь в познания казачества. На этих этапах, по словам одного из опрошенных и становятся настоящими казаками.

Всем известно, что в советский период большая часть казачьих традиций, обычаев, весомая часть казачьей культуры была забыта. На сегодняшний день казачество всячески старается возродить забытые традиции. Но до сих пор точно неизвестно, насколько много потеряно. Даже возрожденное сейчас является совершенной мало доли всей культуры. Традиции всегда передавались устным методом от старшего поколения к младшему, их практически никогда не писали, поскольку в подобном не было нужды. Возможно это одна из причин сложного возрождения традиций. Традиции занимали не маловажную роль в воспитании детей. По некоторым источникам традиции и определённые обычаи можно было заметить даже в решениях серьёзных вопросов. Из этого напрашивается вывод, насколько значимая доля традиций присутствовала в жизни астраханского казачества.

В частности казаки делились традицией, когда при выборе атамана после избрания его трижды ударяли ногайкой по спине. Также казаки делились особенностью их приветствия. Если казаки встречались утром то их приветствие: здорово ночевали; если днём – здорово дневали; если же вечером – здорово вечеревали. На что ответ был: слава богу. Данная традиция наиболее распространена в казачьих кругах.

Религия занимает весьма значительную роль в казачестве, и начинается ещё с посвящения в казаки. Из опроса стало известно что многие казаки придерживаются поста, все знают празднуют религиозные праздники, чтят заповеди, и прочее. Казаки просвещены в религиозном плане, знают жития святых, разные притчи и т.д. Религия это один из факторов в воспитании ребёнка. Посещение церковных храмов по их словам дело обыденное, ходят и по одному и семьями.

На сегодняшний день казачья семья фактически не чем не отличается от обычной. Многие живут в городе, имея желание жить в загородном доме,  имея своё хозяйство, и конечно лошадь. Другие же живут в станицах, часто приезжают в город. Большое внимание уделяется старшим, почитание старшего поколения.

Не малое внимание уделяется и боевым предкам казаков. Ныне о казаках очень многое забыто, про их подвиги никто не знает и соответственно не говорит. Найти что-то новое о них зачастую сложная задача. Однако сегодня казаки не сидят, сложа руки, а всячески стараются искать какие то упоминания о былых временах. Часто информацию находят не о своих семейных предках, в таком случае они делятся новой информацией с другими. Ведётся сотрудничество с различными научными организациями, архивами, сотрудники которых подчас помогают найти нужную информацию. Часто это связно с первой мировой войной и революцией. Знания предков передают с малых лет детям, таким образом, с малых лет прививая им любовь к отечеству и уважение своих давних предков.

Возрождение казачества это задача не только казаков, но и всего государства в целом. Данный метод позволил узнать о некоторых особенностях их жизни, традиций и истории.

Изучая казачьих предков, мы выявляем некоторые моменты истории как астраханской, так и общероссийской. Сегодня казачество это сложившаяся социальная система, опирающаяся на свои вековые традиции