ОТ АВТОРА


Сотник Астраханского казачьего войска М. Сычев

… дабы не перестала память родителей

наших и наша и свеча бы не угасла…

Духовная грамота великого князя

 Симеона Иоанновича Гордого.

 

Казаки, казачество… Столь знакомые и понятные, и столь многогранные, неоднозначные и загадочные слова. При этих словах у жителя Центральной России всплывают картинно-художественные образы Григория Мелехова, Тараса Бульбы, Ермака Тимофеевича и Степана Разина.

Так кто же такие казаки? Сакраментальный вопрос как в начале , так и в конце XX вв. Сословие. Да, официально до революции казачество было сословием. Но казаки существовали и до сословного деления в России и остались самими собой с его отменой, да и возрождаются в бессословном государстве.

Может быть казаки  род войск? Однако казаки служили кавалеристами, артиллеристами, пехотинцами-пластунами и, даже, моряками. Этнос? Субэтнос?  Нация? И да, и нет. По своим этно-поведенческим началам казаков можно было бы считать народом, если бы казачество не было  столь многонациональным. И хотя казаки на 75-76% являлась великорусами, казаками были малороссияне, буряты, калмыки, башкиры, татары, осетины, кабардинцы, эвенки, якуты и др. При  всем многообразии культур их объединяла общность поведения и коллективного сознания на всем протяжении великой страны от предгорий Кавказа до Тихого океана. Среди  «православного рыцарства» (частое современное наименование казачества) значительное место занимали старообрядцы, присутствовали буддисты, мусульмане, шаманисты и сектанты.

Казаки – это и верные слуги престола, и бунтари – борцы за народное дело, и государственники, и вольные люди, и демократы, и монархисты. Казаки могли до последней капли крови защищать свое Отечество и воевать с ним. Самая способная к самоорганизации  часть российского общества, идеал русского народа, его мечта о вольной жизни, с обязательным служением родной державе. Казак – это веселый «гулебщик» и великий труженик - пахарь и воин. Казачество столь глубокое и необъятное явление, как душа России. Понятно одно: казачество порождение необъятных просторов Русской Евразии, и нигде кроме нашей страны оно появиться не могло.

Веками  казаки обороняли границу государства Российского, осваивали и присоединяли к Москве территории, предотвращали истребление народов и прекращали межплеменные распри. Пояс казачьих войск России стал стержневым хребтом русской державы. Всматриваясь в историю, приходишь к осознанию факта: России нет без казачества, как казачества нет без России.

Несмотря на это, далеко не все в стране, правильно оценивают роль казаков. Тому есть много причин: от ненависти к собственному Отечеству части интеллигенции, до обычной зависти улюлюкающей толпы. Той самой, что готова  раболепствовать перед царями, а затем низвергнуть трон и Родину в пучину хаоса Гражданской войны. Жадно внимать большевистским ораторам, позже – требовать их казни на митингах в 1930-е гг., почти молиться на И.В. Сталина, а через некоторое время упиваться развенчанием культа личности, мнимо гордиться подвигами своей страны, затем, развалить ее истерическими поисками черных пятен родной истории. В этих условиях  реальные заслуги и подлинная история казачества заменялась идеологическими штампами, вроде «душителей революции».

За XX век казаки пережили настоящий геноцид, продолжающийся и сейчас. Это и Гражданская война с ликвидацией войсковых учреждений, раскулачивание и коллективизация с подрывом казачьего хозяйства, образа жизни. Годы физического и морального расказачивания, тотального недоверия. При том, что вся вина казаков заключалась лишь в привилегии первыми пролить кровь за Отечество.

Отсутствие четко выраженной государственной политики в отношении казаков, ставит их возрождение в зависимость от симпатий или антипатий региональных и местных властей.  Даже сейчас казачество подвергается гонениям: уральское, семиреченское и сибирское – в Казахстане, донское – на Украине, терское – в Чечне и Ингушетии. В других регионах не лучше.

Те же проблемы возникли и  у астраханских казаков. Семьдесят лет расказачивания привели к тому, что у части потомков астраханских казаков сформировался комплекс неполноценности. Именно этим можно объяснить сложности массового притока в возрождающееся Астраханское казачье войско потомков казаков-астраханцев. Вместо долгой и кропотливой агитационно-пропагандистской работы по популяризации истории и культуры Астраханского войска, нерадивые журналисты и чиновники государственных органов, призванные помочь возрождению казачества, выискивали отрицательные стороны процесса, раздували конфликты, замалчивали успехи,  очерняя   казаков в глазах населения.

Разве астраханское казачество хуже других? Разве астраханцы не проливали кровь на полях сражений за любимое Отечество? Кто атаманствовал в хуторах, станицах и отделах, командовал полками, служил царю в гвардии? Кого вызывали дважды в год из станиц на парадные шествия, кого избирали почетными стариками, кто встречал монаршие особы? Были здесь знатные и славные фамилии, чьи прадеды получали Георгиевские кресты и золоченые шашки. Их  именами названы хутора, острова, ерики и сады, их хоронили всем войском или станицей, они оставляли богатые пожертвования  на помин казачьей души на церкви, больницы, библиотеки, училища и гимназии? Чьи дома до сих пор нетронутыми стоят по всему Нижнему Поволжью. Это те, кто свое здоровье и лучшие годы положили на благоустройство городов и губерний, а литературным творчеством и научными изысканиями прославили родное войско, родную землю, свой край, да так, что и нынешние ученые повторить не могут. Так неужели же можно это забыть и, совершив грех хамства и отречения от своих родителей, Иванами, родства не помнящими, пойти побираться у чужой околице, за чужою памятью.

Именно с воспоминаний о деяниях ушедших предков, с оглашения фамилий уцелевших потомков и приближения их  к возрождающемуся казачьему движению и следовало начинать, дабы восстановить главное – истории связующую нить: историческую память. Народ без памяти не народ.

Потеря астраханской казачьей исторической памяти – это  потеря ориентиров исторического развития и Астраханского края. Казачество связывало Нижнее Поволжье в единую политическую структуру. Без астраханской казачьей истории Астрахань - это как корабль без руля и якорей, бессмысленно несущийся по волнам бытия.

Именно с казаков  началось планомерное заселение Астраханского края от Астрахани до Черного Яра. Астраханское казачество покрыло себя неувядающей славой на полях сражений Отечественной войны 1812 г., Кавказской, Русско-турецкой 1877-78 гг., Первой мировой и других войн. До 1918 г. Астраханское казачье войско, раскинувшееся от Астрахани до Саратова и на всю Калмыцкую степь,  было стержнем стабильности Нижней Волги. Астрахань выполняла функцию геополитического центра данного региона, а астраханский генерал-губернатор в военном отношении контролировал территорию, выходящую далеко за рамки одной губернии.  

Тем тяжелее сознавать, что проникшие в руководство Отдельного Астраханского окружного казачьего общества, в последнее время, случайные люди, не сообразуясь ни с памятью предков, ни с трудами казаков, возрождавших астраханское казачество, влекомые  своими амбициями, одним росчерком пера  решили положить конец Астраханскому войску. С болью в сердце приходится констатировать, что отказ от самостоятельной структуры, создание «Астраханского округа Всевеликого Войска Донского» равен новой гибели Астраханского казачьего войска. 

Именно теперь, как никогда раньше, необходимы  издания и переиздания книг по истории и культуре казаков-астраханцев, статьи в газетах и журналах, передачи на телевидении и радио, областные мероприятия, обращающиеся к казачьей памяти: концерты, конференции.   Одно из ведущих мест здесь должно занимать образование. Не только обучение наукам и искусствам, но и воспитание морали, нравственности и культивирование исторической памяти – вот высшее призвание народного просвещения. Дисциплина «История казачества» безусловно, направлен на воспитание и развитие у молодежи  патриотических чувств и высокой гражданственности.