КАЗАЧЕСТВО В ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБУСТРОЙСТВЕ РОССИИ XXI ВЕКА

 

 Зволинский В.П.

Своевременность обсуждения проблем, связанных с развитием вопросов о казачестве в России, обусловлена тем, что по настоящее время многочисленные попытки правового обеспечения складывающейся этногеополитической ситуации, напрямую влияющей на национальную безопасность и целостность страны, пока не увенчались успехом. Более того, уже принятый Федеральный закон РФ от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» работает не в полную силу, да и не может работать, так как не раскрывает существа вопроса, (фактически, за рамками закона осталась основная масса, так называемых не реестровых казаков).

Вопросы экономического, культурного и этнического возрождения казачества как на федеральном, так и на региональном уровнях рассматриваются бессистемно, без учета государственных интересов России. Даже в настоящее время, когда принят и действует закон о местном самоуправлении, регулирующий взаимоотношения и управления всех уровней власти, фактически, не определено казачество, его место, роль и социально-экономическая составляющая, не столько как общественной организации, но и одного из самых патриотических и организованных социальных сообществ населения России.

В основе многовекового, исторически-функционального опыта развития казачества, как устойчивой этногеополической системы, лежат следующие факторы:

1.        Полиэтнический характер казачества способен обеспечить межэтническую и межконфессиональную стабильность, что во многом определит характер международных отношений России с соседними странами как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Исторически  сложившаяся  структура управления территориями, населенными казачеством, через систему казачьих войск на южных границах России (от Черного моря до Тихого океана), характеризующихся, в основном, аридным климатом и особыми условиями ведения сельскохозяйственного производства, как жизненно важной экономической составляющей, требует
принятия соответствующих, присущих только этим природно-климатическим условиям, решений на всех уровнях.

Казачеству  приемлемо сочетание местного самоуправления и эффективного государственного регулирования, что обеспечивало в прошлом освоение Северного Кавказа, Уральского региона, Сибири, Среднеазиатского региона, Дальнего Востока и даже Северной Америки, а при надлежащем государственном подходе в современной истории это поможет многомиллионному казачеству занять достойное место в развитии России.

За многовековой период существования в казачестве выработаны только ему присущие подходы по формированию профессиональных военизированных иррегулярных сил быстрого реагирования и охраны как внешних границ, так и внутреннего правопорядка. После гражданской войны, репрессии и депортации, многие признаки, характеризующие казачество, были деформированы или утеряны вовсе. Тем не менее, сохранилось и такое, что может быть использовано как для стабилизации межрегионального положения, так и для геополитического развития России в целом.

На современном этапе складываются благоприятные условия для успешного разрешения перечисленных проблем, но возникает несколько не решенных вопросов, к числу которых относятся:

1.        Существующее на этом этапе федерального устройства распределение полномочий между «центром», субъектами и муниципальными образованиями не дает возможности воссоздания единой вертикали государственного управления казачеством.

2.        Отсутствие концепции развития казачества и его роли в обеспечении национальной безопасности в целом и сухопутных границ Российской Федерации, в частности, сдерживает формирование долгосрочных Программ по созданию как Резервных Сил, так и мобилизационного резерва Вооруженных Сил России, что являлось в плоть до революции 1917 г. основной и определяющей задачей, самой сутью существования казачества как важнейшего фактора российской государственности.

3. Решение земельного вопроса в России без учета традиционных подходов лишает казачество экономической основы существования и развития как саморегулируемой и самообеспечивающейся общественно-социальной системы.

Современное российское казачество, являющееся уникальным этносоциумом, на сегодняшний момент весьма политизировано, обременено имеющими место экстремистскими и криминальными настроениями, что требует незамедлительного, ответственного государственного подхода в решении всего комплекса вопросов, вытекающих из интересов российского общества, чтобы не превратить положительные тенденции на пути развития казачества, формирующие фактор стабильности, в его прямую противоположность.

Многие столетия Российская государственность формировалась подвижничеством наиболее активной составляющей населения России -казачеством. Так, в XV-XVI столетиях на долю казачества выпала защита центральных российских земель от нашествия южных народов. В XVII веке казаки защищали большую часть территорий современной Центрально-Черноземной зоны. С воцарением дома Романовых казачьи сотни, управляемые царскими Указами, были направлены на запад и на юг, но в основном - на восток, вплоть до земель Северной Америки.

Во все времена казачество было на передовых рубежах защиты Российского государства, что означало - быть на окраинах великой страны и нести службу во всех почвенно-климатических зонах Евроазиатского континента. Так исторически сложилось, что к началу XX столетия земельный фонд Российской империи стабилизировался и казачьи станицы, объединенные в округа и войска, расположились широким фронтом вдоль южной границы России.

Южные границы России, за малым исключением, проходят через территории, которые на современном географическом языке определены как аридные зоны с присущим им аридным климатом, аридными почвами и аридной растительностью. Обширные просторы современной России, характеризующиеся как аридные и засушливые, только в части сельскохозяйственных угодий занимают площадь более 100 млн. гектаров. Здесь проживает около 30 млн. жителей России. Из этой площади в настоящее время обрабатывается не многим более 25 млн. га под зерновыми культурами, на которых в зависимости от складывающихся климатических условий выращивается от 30 до 40 млн. тонн зерна разного качества. В аридной природно-климатической зоне размещается около 80 % возделываемых сельскохозяйственных культур нашей страны, в том числе, более половины посевов зерновых. При этом продуктивность сельскохозяйственных угодий аридных территорий значительно ниже, чем в средней полосе России и чуть ли не на порядок отличается по урожайности от тучных черноземов. Это сложившееся положение конца XX - начала XXI столетия было не менее, а, может быть, и более контрастно в прошлом, что и определяло размеры наделов, как для крестьян Центральной России, так и для казаков. При этом была обратная закономерность: в Центральной России крестьянский надел -2-3 гектара на подворье, а у казаков - на порядок и выше.

Земельный вопрос в казачьей среде вплоть до революции 1917 года не был таким острым, как в многолюдной, но безземельной средней полосе. С началом коллективизации традиции казачьего землепользования были искоренены, а особый, веками сложившийся опыт рационального природопользования, к настоящему времени практически утерян. В связи с этим, возрождение казачества возможно только при одном условии: решить земельный вопрос так, чтобы побудить, как потомственных казаков, так и вновь принятых в казачью Общину, освоить территории южных окраин России, образовав там новые места проживания. А в традиционных, уже освоенных территориях, таким образом реорганизовать условия землевладения и землепользования, чтобы они отвечали и удовлетворяли жизненные потребности казачьих общин в условиях казачьего самоуправления, сохранения и развития казачьего быта, хозяйствования и культуры. И все это ради одной высшей цели - несения государственной службы и защиты Российской государственности.

Следует отметить, что аридные территории России, в связи с обнаружением там колоссальных запасов полезных ископаемых, прежде всего углеводородного сырья, вошли в сферу стратегических интересов целого ряда стран, в том числе наших ближайших соседей, и, что более всего настораживает, Соединенных Штатов Америки. А каким образом США удовлетворяют свои потребности и интересы, человечество наблюдает на примере современного Ирака, а в прошлом и других стран (Вьетнам, Панама). В послевоенный период значительная часть аридных территорий в связи с освоением целинных и залежных земель уже была, в той или иной степени, в сельскохозяйственном обороте. К концу XX столетия в связи с развалом колхозно-совхозной системы ведения сельского хозяйства произошел стихийный массовый выезд бывших целинников и их потомков из современных южных приграничных районов России. Как говорится, куда угодно, лишь бы подальше от границы.

Не секрет, что целинные совхозы распались, и «целинники», прибывшие по комсомольским путевкам из Центральной России, Украины, Кубани, Дона, бывшие некогда гордостью социалистической деревни, вынуждены покидать ставшие им родными засушливые степи. Сплошь и рядом видны заброшенные производственные помещения: то ферма КРС или кошара для овец, машинный двор или зерноток, которые уже много лет никто не ремонтирует. Говоря проще, и ремонтировать некому, да и не для кого, так как в степи не осталось ни людей, ни животных. При всем этом - налицо новая тенденция в аридных степях, суть которой сводится к тому, что брошенные фермы и жилье занимают животноводы, которые по своему жизненному укладу менее притязательны к реалиям сельской жизни. В основном это выходцы из Северо-Кавказских республик: Дагестана, Чечни, Ингушетии, а также Средней Азии.

Таким образом, на фоне ощутимого прироста в аридной зоне числа граждан России, исповедующих ислам, идет отток русскоязычного, православного по своим историческим корням, населения. По существу, наблюдается исламизация аридных территорий России и последствия этих процессов пока никем всерьез не просчитаны и не оценены. У нас пока нет основания считать это явление негативным, однако не замечать складывающейся ситуации мы не имеем ни морального, ни исторического права. Уроки Дагестана и Чечни, события на Ближнем Востоке, Афганистан обязывают нас более ответственно относиться к демографическим процессам, происходящим на гигантских территориях аридных зон Российской Федерации.

Аридные территории Евразии, по которым прошла современная граница России, веками были естественным природным буфером, сдерживающим своей степной растительностью наступление пустынь на евроазиатскую лесостепь. В этой местности веками складывалось пастбищное скотоводство с небольшими очагами земледелия в наиболее плодородных участках. Распашка целинных земель повлекла за собой катастрофические, практически нерегулируемые человеком процессы: пыльные бури, потерю плодородия, критическое снижение биоразнообразия флоры и фауны, свертывание скотоводства.

Аграрными учеными России предложены Концепция и Программа рационального природопользования аридных угодий, в которых 30 млн. га малопродуктивных пашен необходимо вывести из полевых севооборотов, засеять многолетними травами и придать им статус кормовых угодий -пастбищ и сенокосов, 25 млн. га естественных малопродуктивных деградированных пастбищ окультурить посредством травосеяния; не менее 5 млн. га, расположенных вдоль овражно-балочных систем, также засеять многолетними полукустарниками и травами и использовать их только, как противоэрозионные зоны.

Таким образом, на юге России на площади 100 млн. га аридных сельскохозяйственных земель с учетом конкретных ландшафтов и географических особенностей можно создать улучшенные сельскохозяйственные угодья: культурные пастбища, сенокосы на площади не менее 60 млн. га. На остальных 40 млн. га сохранить уже сложившуюся систему ведения сельского хозяйства, при которой в настоящее время на 25 млн. га выращиваются зерновые, а 15 млн. га выделено под пастбища. Как показывают результаты многолетних исследований ряда научных учреждений Российской Академии сельскохозяйственных наук, это позволит обеспечить продуктивность агрофитоценозов от 2,8-3,5 т сухого вещества с гектара при осадках 250 мм до 4-4,5 т при осадках 350 мм, что в 2-3 раза выше, чем на существующих кормовых угодьях и даже выше в сравнении с продуктивностью посевов ранее возделываемых в этой местности зерновых культур.

Для решения поставленной задачи в стране необходимо организовать 2100-2200 машинно-мелиоративных (технологических) станций и около 200 машинно-мелиоративных семеноводческих станций. Для работы этих станций необходимо предоставить не менее 6-7 тыс. тяжелых тракторов (типа К-700, К-701 и др.), гусеничных тракторов - не менее 20-25 тыс. (типа ДТ-75 и др.), а также не менее 30-40 тыс. колесных пропашных тракторов (типа МТЗ-80 и др.). Для безусловного внедрения в производство научно обоснованных технологий выращивания сеяных многолетних трав и кустарников с целью получения максимально возможной продуктивности угодий указанный тракторный парк должен быть укомплектован шлейфом необходимых сельскохозяйственных машин и агрегатов.

На первом этапе (2008-2015 гг.) реализации Программы целесообразно создать зональные производственные модели базовых хозяйств, деятельность которых по освоению результатов научных исследований и разработок позволит создать «точки роста и развития»; подготовить нормативы для планирования и материально-технического обеспечения внедряемых в производство аридных территорий новых технологий; организовать подготовку специалистов и руководителей коллективных, акционерных и фермерских хозяйств. В качестве производственных моделей базовых хозяйств следует определить в Южном регионе - 3 хозяйства, в Прикаспийском регионе - 3, Поволжском - 3, Южно-Уральском - 3, Западно-Сибирском - 3, Восточно-Сибирском - 3, то есть, первый этап - это обустройство восемнадцати - двадцати машинно-мелиоративных станции.

Машинно-мелиоративная станция как организованное сельхозпредприятие в абсолютном большинстве своем может стать экономической основой существования территориального объединения казаков - казачьей Общины - станицы. С учетом общей площади аридных земель России и предполагаемого числа станиц, в которых разместятся машинно-мелиоративные станции, средний размер землепользования одной Общины около 50 тыс. га. Проведем расчет экономической целесообразности подобного проекта. Как мы ранее отметили, из общей площади землепользования не более 60% будет вовлечено в сельскохозяйственный оборот через коренное улучшение. Допустим, что наша расчетная машинно-мелиоративная станция имеет следующую экспликацию земель:

  

Общая площадь

га

земельные угодья (по ГОСТ 26640)

50 тыс.

земли сельскохозяйственного назначения

48 тыс.

в том числе традиционного с/х оборота

18 тыс.

земли коренного улучшения

30 тыс.

многолетние насаждения

200

прочие земли

1 тыс.

эродированные земли

1 тыс.

 

Для  реализации  проекта  машинно-мелиоративная  станция  должна располагать достаточной материально-технической и энергетической базой, а станица с населением около 3 тыс. человек, из которых не менее 500 - это служивые казаки, - жилищным фондом и инфраструктурой. Общие затраты на обустройство опытно-мелиоративной станции и станицы составят 500 млн. руб. Модель данной опытно-мелиоративной станции разработана ГНУ ПНИИАЗ Россельхозакадемии УДК 63:061:62(083.131) и зарегистрирована во Всероссийском научно-техническом центре 29 августа 2002 года под №01200213039.

Затраты на вновь построенный поселок на 3 тыс. жителей с инфраструктурой определяем из расчета 100 тыс. руб. на жителя, что составит дополнительно 300 млн. руб. Общие затраты на один социально-производственный комплекс (станица + станция) - 800 млн. руб.

Аридные почвы предполагаемого освоения соответствуют пятой зоне типов и подтипов почв, которые по Постановлению Правительства Российской Федерации №1176 от 27 ноября 1995 года оцениваются по 174 тыс. руб. за один гектар. Чтобы не смущать возможных оппонентов, мы для расчета берем самую малую цену одного гектара угодий, приведенную в данном Постановлении. В нашем случае это соответствует 8 млрд. 700 млн. руб., что на порядок выше суммы затрат на реализацию проекта по обустройству данного комплекса. Для расчета применена цена одного гектара аридных земель 5800 евро (при современном курсе евро). Необходимо отметить, что в большинстве стран Запада площадь пашни оценивается не менее 20 тыс. евро за гектар, а прочих угодий - не менее 10 тыс. евро за гектар.

Освоив столь значительные по сегодняшним меркам затраты на обустройство одного объекта, необходимо вывести экономическую составляющую предложенной Программы. В условиях рационального использования закрепленных за станицей и опытно-мелиоративной станции земель можно произвести следующую продукцию:

в растениеводстве при зернопаровом производстве с 10 тыс. га посевов получить 25 тыс. тонн зерна на сумму 75 млн. руб.;

в кормопроизводстве с 38 тыс. га кормовых угодий, включая 30 тыс. га культурных пастбищ и сенокосов, получить 114 тыс. тонн кормовых единиц на сумму 285 млн. руб.;

в животноводстве иметь выходное поголовье из расчета: лошади (при нагрузке 4 га на 1 голову) - всего 2 тыс. голов на площади 8 тыс. га пастбищ; КРС (при нагрузке 3 га на 1 голову) - всего 3 тыс. голов, из которых 1 тыс. голов дойное стадо, на площади 9 тыс. га; овцы (при нагрузке 1 га на 1 голову) - всего 10 тыс. голов на площади 10 тыс. га; свиньи - средне годовое поголовье 3 тыс. голов; птица - средне годовое поголовье 100 тыс. голов, в том числе, 50 тыс. кур-несушек.

Данное поголовье животных и птицы обеспечит производство продукции животноводства в следующих объемах: мясо всего - 1300 тонн по цене 60 руб./кг на сумму 78 млн. руб.; молоко - 4 тыс. тонн по цене 10 руб./кг на сумму 40 млн. руб.; шерсть - 40 тонн по цене 35 руб./кг на сумму 1,4 млн. руб.; яйцо - 12,5 млн. шт. по цене 2 руб./шт. на сумму 25 млн. руб.

Как видно из приведенных данных, основанных на строгом научно-производственном подходе и прогнозировании, наша опытно-мелиоративная станция может произвести продукции за год на 504,4 млн. руб., что при условии рентабельности производства на уровне 40 % даст прибыль не менее 201 - 202 млн. руб. ежегодно, а это означает, что окупаемость Проекта при оптимистическом подходе - 4 года, при прочих не более - 5-ти лет.

Так как же запустить механизм по реализации поставленной задачи, в которой наиболее значимыми являются следующие условия:

Защита государственных интересов России, охрана южной сухопутной границы на основе становления и развития казачества в условиях саморегулируемой и самообеспечивающейся общественно-социальной системы.

Агропромышленное освоение аридных территорий как основы экономического развития регионов с русскоязычным населением, а также определение мест расселения и проживания казачества.

Обеспечение рационального природопользования на аридных территориях России, площадь которых превышает по сельхозугодьям 100 млн. га, где конечной целью этой работы является защита степи и лесостепи от опустынивания.

Задача возрождения казачества может быть выполнена только при условии решения земельного вопроса на качественно новом уровне.

Все казачьи земли, которые уже выделены Правительством Российской Федерации (Постановление № 667 от 8 июня 1996 года), а также выделяемые в порядке реализации Программы поддержки казачьих обществ (Постановление Правительства № 839 от 21 июля 1999 года) должны быть признаны Федеральной собственностью, сформированной в Целевой земельный фонд. В данном случае речь идет о 100 млн. га.

Общее руководство Целевым земельным фондом должен осуществлять Верховный атаман, утвержденный Президентом Российской Федерации. Для обслуживания казачьих земель, объединенных в Целевой земельный фонд, необходимо создать Государственный казачий земельный банк, который в свою очередь будет неотъемлемой частью во вновь созданном Государственном земельном банке России. Земли, вошедшие в Целевой земельный фонд, должны быть оценены с учетом всего многообразия типов и подтипов почв сельскохозяйственных угодий. Наиболее приемлемым нормативом для оценки земель может служить Постановление Правительства Российской Федерации №1176 от 27 ноября 1995 года.

Конечно, нам могут возразить, что в данном Постановлении речь идет об утверждении Порядка возмещения убытков и потерь через разработанные нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, но нам представляется, что данные нормативы, разработанные по всем субъектам Российской Федерации и учитывающие все типы и подтипы почв сельскохозяйственных угодий, наиболее объективны и приемлемы для определения стоимости вновь закрепляемых земель за казачеством. Хотя, как мы уже отметили, это составляет всего 5,8 тыс. евро за гектар, а в Западной Европе гектар пашни оценивается в 20-50, даже 200 тыс. евро и более. Оцененные земли, приобретя стоимостные характеристики, должны быть признаны активами и стать кредитной базой вновь создаваемого Банка. В нашем примере речь идет о сумме активов, превышающих 600 млрд. евро. При средних затратах на обустройство одной станицы и машинно-мелиоративной станции - 30 млн. евро, необходимы капиталовложения в размере 75-80 млрд. евро на всю Программу.

Как видим из сопоставления потенциала, заложенного в казачьи земли, и необходимых затрат для обустройства казачества, выполнение поставленной задачи реально. Затраты 75-80 млрд. евро - это только гражданская составляющая Программы. Организованные по предложенной программе 2,3-2,4 тыс. станиц сформируют по пять сотен высокообученных профессиональных служивых, а общий состав казачьих войск превысит 1 млн. человек. Для обустройства военной составляющей казачества потребуется дополнительно 20-25 млрд. евро. То есть, как принято говорить в сегодняшней России, цена вопроса по возрождению казачества и решению вытекающих из этого задач - 100 млрд. евро. При этом казаки и на работе, и в быту, и на службе будут ходить по землям, цена которых 600 млрд. евро.

Решение поставленной задачи по реабилитации и возрождению казачества в интересах всего Российского государства реально и выполнимо в совершенно конкретном обозримом будущем, но для этого необходима политическая воля руководства российского государства и непременное желание россиян принять участие в этом историческом процессе.

Предлагаемая нами Программа возрождения казачества, конечно же, не единственная в нашей высокообразованной стране, и, уж тем более, не истина в последней инстанции. Мы изложили ее для того, чтобы привлечь внимание политической элиты и широкой общественности к несомненно существующей проблеме возрождения казачества и служения его России в современных условиях развития передовой цивилизации.

Мы должны помнить, что занимаем одну восьмую планеты Земля, на которой сосредоточено около 40 % не использованных землянами природных ресурсов, и нас, россиян, из шести миллиардов землян всего сто пятьдесят миллионов человек, то есть, одна сороковая часть населения планеты. Говоря проще, гражданин России имеет земли в пять раз больше, чем в среднем один статистический житель планеты, а его обеспеченность природными ресурсами более чем в 25 раз превышает этот показатель у остальных землян.

Двадцать первое столетие войдет в историю цивилизации своим беспрецедентным переделом земельных и природных ресурсов планеты в пользу сильных военно и индустриально развитых стран. Нам, россиянам, посчастливилось жить в начале третьего тысячелетия и двадцать первого столетия, так не будем забывать, что наша историческая миссия - сохранить и упрочить для будущих поколений наших граждан Родину — Россию.