ХРИСТИАНСКИЙ ВЕЛИКИЙ НАРОД НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЕБЯЛЮБЦЕМ»

25.04.2014


К годовщине издания Манифеста Императора Александра II о начале войны за освобождение балканских славян …

12 апреля (старый стиль) 1877 года Император Александр II объявил о начале войны за освобождение балканских славян от османского ига. После парада русских войск в Кишиневе на торжественном молебне епископ Кишиневский и Хотинский Павел (Лебедев) зачитал царский Манифест об объявлении войны Турции. «Всем Нашим любезным верноподданным известно то живое участие, которое Мы всегда принимали в судьбах угнетенного христианского населения Турции, - говорилось в документе. - Желание улучшить и обеспечить положение его разделял с Нами и весь русский народ, ныне выражающий готовность свою на новые жертвы для облегчения участи христиан Балканского полуострова».

Отмечая далее, что «кровь и достояние» верноподданных были всегда ему дороги, Государь вынужден был констатировать, что  попытки «достигнуть улучшений в положения восточных христиан путем мирных переговоров и соглашения с союзными и дружественными нам великими европейскими державами» не принесли результата -  «Порта осталась непреклонною в своем решительном отказе от всякого действительная обеспечения безопасности своих христианских подданных». «Исчерпав до конца миролюбие Наше, - заключал Александр II, - Мы вынуждены высокомерным упорством Порты приступить к действиям более решительным. Того требуют и чувство справедливости, и чувство собственного Нашего достоинства. Турция отказом своим поставляет нас в необходимость обратиться к силе оружия. Глубоко проникнутые убеждением в правоте Нашего дела, Мы в смиренном уповании на помощь и милосердие Всевышнего объявляем всем Нашим верноподданным, что наступило время, предусмотренное в тех словах наших, на которые единодушно отозвалась вся Россия. Мы выразили намерение действовать самостоятельно, когда Мы сочтем это нужным и честь России того потребует. Ныне, призывая благословение на доблестные войска Наши, Мы повелели им вступить в пределы Турции».

Изданию царского Манифеста об объявлении войны предшествовали следующие события. С 1875 года начался подъем национально-освободительного движения балканских народов. Восстанием против турецкого угнетения были охвачены Босния, Герцеговина и Болгария. А в 1876 году войну Турции объявили Сербия и Черногория. Зверская расправа турецких войск и башибузуков над восставшими вызвала возмущение общественного мнения всей Европы. Но самое горячие сочувствие балканские народы встретили в России, где началась мощная общественная кампания в поддержку братьев-славян: русские люди повсеместно собирали пожертвования, закупали для повстанцев оружие, одежду и медикаменты, ехали добровольцами на войну против Турции. Попытки урегулировать положение христианских народов Османской империи мирным путем не принесли никаких результатов, постановления специально созванных конгрессов и совещаний игнорировались турецким султаном.

«Россия и европейские державы начали переговоры с Турцией с целью улучшить положение христиан, - писал известный русский генерал и военный писатель Н.А.Епанчин. - Долго тянулись эти переговоры, но, в конце концов, они не достигли цели. Между тем, летом 1876 года, русские добровольцы-крестоносцы пошли в Сербию и помогли сербам в тяжелой, неравной борьбе с турками. Вместе с сербами, под общим начальством генерала М.Г.Черняева, они мужественно боролись с турецкими полчищами, но, несмотря на беззаветную храбрость, они не могли удержать натиска этих полчищ и 17-го октября 1876 г. под Дюнишем туркам удалось одержать решающий успех - дорога на Белград была им открыта и Сербия была бы раздавлена. Но в это время раздался мощный голос Царя Русского, Царя Православного - он заступился за сербов и просил султана в двухдневный срок прекратить наступление турецких сил».

Но решиться начать войну против Османской империи было не так-то просто. После поражения в Крымской войне, в условиях реформирования практически всех сторон русской государственной и общественной жизни, при неблагополучном финансовом положении страны в правительственных и близких к ним кругах раздавалось немало голосов против втягивания России в военный конфликт. Стремился избежать войны и Император. «Конечно, если нас заставят воевать, - мы будем воевать, - говорил он военному министру Д.А.Милютину в 1876 г., - но я не должен сам подать ни малейшего повода к войне. ...Может выйти то же, что было в Крымскую войну, - опять вся Европа опрокинется на нас». Но после того как все надежды урегулировать вопрос о положении православных славян Османской империи рухнули, выбора у Императора Александра II практически не оставалось.

12 апреля 1877 года Россия оказалась в состоянии войны с Турцией, продолжавшейся до 19 февраля 1878 года. Памятуя события Крымской войны, когда против России помимо Турции выступили страны Европы, командование поставило задачу разгромить противника за одну кампанию и тем самым избежать втягивания в нее европейских держав. В планы русского командования входило форсирование Дуная, стремительный переход через Балканы и наступление на турецкую столицу Константинополь. Вскоре Русская армия вступила на территорию Румынии, положив тем самым начало славному Балканскому походу, а уже в июне успешно форсировала Дунай.

Спустя полвека после окончания этой войны, Н.А.Епанчин писал: «С давних времен Россия была защитницей и покровительницей этих угнетенных христиан; с давних же времен стремилась она и к тому, чтобы обеспечить свое положение на берегах Черного моря. Таким образом в ближневосточном вопросе Россия имела две задачи: помощь угнетенным христианам и обеспечение своей южной границы. Первая задача не могла дать немедленных, реальных выгод; но христиане великий народ и не может жить "хлебом одним", ибо тогда он перестанет быть великим народом; нельзя великому народу жить только холодным рассудком, надо дать подобающее место и душе народной и сердцу. (...) Христианский великий народ не может быть себялюбцем, он должен быть Человеколюбимым, иначе он не христианский народ и не великий. Да, политика должна преследовать реальные интересы, но может ли быть для христианского народа более реальной политики, как следовать слову и примеру Христа».

Войска под командованием генерала И.В.Гурко вскоре заняли древнюю столицу Болгарии Тырново, а затем захватили важный проход через Балканы - Шипкинский перевал. На западном направлении была взята крепость Никополь, а Восточный отряд под командованием Великого князя Александра Александровича (будущего Императора Александра III) сдерживал противника у крепости Рущук. Однако под Плевной русские войска застряли на три летних месяца, но после ее сдачи успех снова сопутствовал Русской армии. В декабре нашими войсками была одержана победа в Шейновском сражении, после которой путь на Адрианополь и Константинополь был открыт. Не менее успешно действовали русские войска и на Кавказе, взяв крепости  Баязет, Ардаган и Карс. От полного разгрома Турцию спасла Англия, которая ввела свой флот в Мраморное море, пригрозив России разрывом дипломатических отношений в случае занятия Константинополя. Протест против дальнейшего продвижения русских войск заявила и Австро-Венгрия. Опасаясь большой войны с европейскими державами, русское командование остановило войска в местечке Сан-Стефано (близ Константинополя), где в феврале 1878 г. здесь и был подписан предварительный мирный договор, условия которого затем были заметно изменены на Берлинском конгрессе.

По итогам мирного соглашения Россия вернула утраченную после Крымской войны южную часть Бессарабии, присоединила Карсскую область, населенную армянами и грузинами и заняла стратегически важную Батумскую область. Из-за противодействия европейских держав, освобожденная русским оружием Болгария была разделена на три части: вассальное княжество от Дуная до Балкан с центром в Софии; автономную провинцию Турецкой империи Восточную Румелию с центром в Филиппополе и Македонию (земли которой до Адриатики и Эгейского моря возвращались Турции без каких-либо изменений в статусе). Черногория, Сербия и Румыния получали полную независимость, Фракия и Албания оставались за Турцией, а Босния и Герцеговина перешли под контроль Австро-Венгрии.

И хотя «Берлинский трактат», по признанию подписывавшего его канцлера А.М.Горчакова стал «самой черной страницей» в его служебной карьере, поскольку Россия лишилась многих плодов своего труда, тем не менее, Императором Александром II и русским народом было сделано очень много для освобождения единоверных славян. Государь вновь подтвердил данное ему в народе почетное прозвище «Царя-Освободителя». И как бы не относиться к его реформам, политическим взглядам и личным качествам, уже только за эту освободительную войну против Османской империи православные славянские народы должны быть ему бесконечно благодарны. И как не вспомнить в связи с этим слова А.С.Пушкина, которыми и завершим этот небольшой очерк:

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро, -

А за грехи, за темные деянья,

Спасителя смиренно умоляют.

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук