ХРИСТИАНСКИЙ ВЕЛИКИЙ НАРОД НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЕБЯЛЮБЦЕМ»
25.04.2014
К годовщине издания Манифеста Императора Александра II о начале войны за освобождение балканских славян …
12 апреля (старый стиль) 1877 года Император Александр II объявил о начале войны за освобождение балканских славян от османского ига. После парада русских войск в Кишиневе на торжественном молебне епископ Кишиневский и Хотинский Павел (Лебедев) зачитал царский Манифест об объявлении войны Турции. «Всем Нашим любезным верноподданным известно то живое участие, которое Мы всегда принимали в судьбах угнетенного христианского населения Турции, - говорилось в документе. - Желание улучшить и обеспечить положение его разделял с Нами и весь русский народ, ныне выражающий готовность свою на новые жертвы для облегчения участи христиан Балканского полуострова».
Отмечая далее, что «кровь и достояние» верноподданных были всегда ему дороги, Государь вынужден был констатировать, что попытки «достигнуть улучшений в положения восточных христиан путем мирных переговоров и соглашения с союзными и дружественными нам великими европейскими державами» не принесли результата - «Порта осталась непреклонною в своем решительном отказе от всякого действительная обеспечения безопасности своих христианских подданных». «Исчерпав до конца миролюбие Наше, - заключал Александр II, - Мы вынуждены высокомерным упорством Порты приступить к действиям более решительным. Того требуют и чувство справедливости, и чувство собственного Нашего достоинства. Турция отказом своим поставляет нас в необходимость обратиться к силе оружия. Глубоко проникнутые убеждением в правоте Нашего дела, Мы в смиренном уповании на помощь и милосердие Всевышнего объявляем всем Нашим верноподданным, что наступило время, предусмотренное в тех словах наших, на которые единодушно отозвалась вся Россия. Мы выразили намерение действовать самостоятельно, когда Мы сочтем это нужным и честь России того потребует. Ныне, призывая благословение на доблестные войска Наши, Мы повелели им вступить в пределы Турции».
Изданию царского Манифеста об объявлении войны предшествовали следующие события. С 1875 года начался подъем национально-освободительного движения балканских народов. Восстанием против турецкого угнетения были охвачены Босния, Герцеговина и Болгария. А в 1876 году войну Турции объявили Сербия и Черногория. Зверская расправа турецких войск и башибузуков над восставшими вызвала возмущение общественного мнения всей Европы. Но самое горячие сочувствие балканские народы встретили в России, где началась мощная общественная кампания в поддержку братьев-славян: русские люди повсеместно собирали пожертвования, закупали для повстанцев оружие, одежду и медикаменты, ехали добровольцами на войну против Турции. Попытки урегулировать положение христианских народов Османской империи мирным путем не принесли никаких результатов, постановления специально созванных конгрессов и совещаний игнорировались турецким султаном.
«Россия и европейские державы начали переговоры с Турцией с целью улучшить положение христиан, - писал известный русский генерал и военный писатель Н.А.Епанчин. - Долго тянулись эти переговоры, но, в конце концов, они не достигли цели. Между тем, летом 1876 года, русские добровольцы-крестоносцы пошли в Сербию и помогли сербам в тяжелой, неравной борьбе с турками. Вместе с сербами, под общим начальством генерала М.Г.Черняева, они мужественно боролись с турецкими полчищами, но, несмотря на беззаветную храбрость, они не могли удержать натиска этих полчищ и 17-го октября
Но решиться начать войну против Османской империи было не так-то просто. После поражения в Крымской войне, в условиях реформирования практически всех сторон русской государственной и общественной жизни, при неблагополучном финансовом положении страны в правительственных и близких к ним кругах раздавалось немало голосов против втягивания России в военный конфликт. Стремился избежать войны и Император. «Конечно, если нас заставят воевать, - мы будем воевать, - говорил он военному министру Д.А.Милютину в
12 апреля 1877 года Россия оказалась в состоянии войны с Турцией, продолжавшейся до 19 февраля 1878 года. Памятуя события Крымской войны, когда против России помимо Турции выступили страны Европы, командование поставило задачу разгромить противника за одну кампанию и тем самым избежать втягивания в нее европейских держав. В планы русского командования входило форсирование Дуная, стремительный переход через Балканы и наступление на турецкую столицу Константинополь. Вскоре Русская армия вступила на территорию Румынии, положив тем самым начало славному Балканскому походу, а уже в июне успешно форсировала Дунай.
Спустя полвека после окончания этой войны, Н.А.Епанчин писал: «С давних времен Россия была защитницей и покровительницей этих угнетенных христиан; с давних же времен стремилась она и к тому, чтобы обеспечить свое положение на берегах Черного моря. Таким образом в ближневосточном вопросе Россия имела две задачи: помощь угнетенным христианам и обеспечение своей южной границы. Первая задача не могла дать немедленных, реальных выгод; но христиане великий народ и не может жить "хлебом одним", ибо тогда он перестанет быть великим народом; нельзя великому народу жить только холодным рассудком, надо дать подобающее место и душе народной и сердцу. (...) Христианский великий народ не может быть себялюбцем, он должен быть Человеколюбимым, иначе он не христианский народ и не великий. Да, политика должна преследовать реальные интересы, но может ли быть для христианского народа более реальной политики, как следовать слову и примеру Христа».
Войска под командованием генерала И.В.Гурко вскоре заняли древнюю столицу Болгарии Тырново, а затем захватили важный проход через Балканы - Шипкинский перевал. На западном направлении была взята крепость Никополь, а Восточный отряд под командованием Великого князя Александра Александровича (будущего Императора Александра III) сдерживал противника у крепости Рущук. Однако под Плевной русские войска застряли на три летних месяца, но после ее сдачи успех снова сопутствовал Русской армии. В декабре нашими войсками была одержана победа в Шейновском сражении, после которой путь на Адрианополь и Константинополь был открыт. Не менее успешно действовали русские войска и на Кавказе, взяв крепости Баязет, Ардаган и Карс. От полного разгрома Турцию спасла Англия, которая ввела свой флот в Мраморное море, пригрозив России разрывом дипломатических отношений в случае занятия Константинополя. Протест против дальнейшего продвижения русских войск заявила и Австро-Венгрия. Опасаясь большой войны с европейскими державами, русское командование остановило войска в местечке Сан-Стефано (близ Константинополя), где в феврале
По итогам мирного соглашения Россия вернула утраченную после Крымской войны южную часть Бессарабии, присоединила Карсскую область, населенную армянами и грузинами и заняла стратегически важную Батумскую область. Из-за противодействия европейских держав, освобожденная русским оружием Болгария была разделена на три части: вассальное княжество от Дуная до Балкан с центром в Софии; автономную провинцию Турецкой империи Восточную Румелию с центром в Филиппополе и Македонию (земли которой до Адриатики и Эгейского моря возвращались Турции без каких-либо изменений в статусе). Черногория, Сербия и Румыния получали полную независимость, Фракия и Албания оставались за Турцией, а Босния и Герцеговина перешли под контроль Австро-Венгрии.
И хотя «Берлинский трактат», по признанию подписывавшего его канцлера А.М.Горчакова стал «самой черной страницей» в его служебной карьере, поскольку Россия лишилась многих плодов своего труда, тем не менее, Императором Александром II и русским народом было сделано очень много для освобождения единоверных славян. Государь вновь подтвердил данное ему в народе почетное прозвище «Царя-Освободителя». И как бы не относиться к его реформам, политическим взглядам и личным качествам, уже только за эту освободительную войну против Османской империи православные славянские народы должны быть ему бесконечно благодарны. И как не вспомнить в связи с этим слова А.С.Пушкина, которыми и завершим этот небольшой очерк:
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро, -
А за грехи, за темные деянья,
Спасителя смиренно умоляют.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
Для улучшения предлагаемых услуг на сайте используются cookies. Это информация только о Вашем посещении сайта. Личной и персональной информации не собирается и не храниться.
Если Вы используете этот сайт, то Вы даете согласие на использование cookies. Вы можете от этого отказаться. Для этого настройте соответствующим образом Ваш браузер.