ИСТОРИЯ СТАНИЦ АСТРАХАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
I ОТДЕЛ АСТРАХАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
Несмотря на то, что ряд станиц, по времени появления там казаков, можно было бы считать возникшими раньше (Черноярская, Красноярская), первой станицей нашего войска следует считать Казачебугровскую.
После создания Астраханской Казачьей команды в 1737 году казаки жили в собственных домах, а большинство казаков из калмыков в кибитках во дворах казаков. Таким образом, 300 человек команды были разбросаны по всему городу, и четкое, оперативное управление ими было затруднено, существовали большие трудности и с прокормом лошадей. Командир казачьей команды полковник Андрей Никитич Слободчиков в 1747 году обратился к Астраханскому Губернатору с просьбой выделить место, где казаки могли проживать компактно, что укрепит дисциплину в команде, повысит ее мобильность.
Среди казенных земель незаселенным оказался бугор Сунгур в четырех верстах от города, за рекой Луковка (впадала в Кутум в районе нынешнего моста Победы), на котором находились отдельные татарские стоянки.
Вблизи бугра, в сторону реки Болды, расположено большое займище (луг) около версты шириною (500 сажен) и двух верст длиною (1150 сажен), которое в значительной мере решало вопрос с кормом для лошадей.
Поселение казаков на бугре не вызвало недовольства татар; земли было достаточно для тех и других, а татары, кроме того, обрели надежную защиту от нередких тогда нападений грабителей.
Разрешение на заселение бугра было получено от Сената и Губернатора в июле 1750 года, и капитан-инженер Медведев произвел обмер выделенной казакам земли, после чего сразу началось заселение будущей станицы. К этому времени Трехсотенная команда была преобразована в Астраханский Казачий Полк.
Для облегчения и ускорения обустройства казаков на новом месте было разрешено половину полка освободить на полгода от службы, переложив всю служебную нагрузку на вторую половину полка, а через полгода начала заселяться вторая половина полка.
Новое поселение и прилегающая местность обрели новые названия. Поселение сначала называли Казачьим Бугром, затем Казачьей слободкой, а с 1795 года Казачебугровской станицей. Протоку, омывающую бугор, назвали Казачьим ериком, через который в 1767 году навели плавучий мост, связавший будущую станицу с городом. Мост стали называть «Живым» из-за больших колебаний при проходе чрез него. Станица стала центром казачьего полка, а с 1817 по 1851 год центром Войска. В 1784 году в станице построили полковой дом, в котором находилась полковая канцелярия, состоящая из «судейской комнаты», в которой размещался командир полка, и «дежурной комнаты». Сохранилось описание «дежурной комнаты»: два стола и скамейка, на стене табель высокоторжественных дней, песочные часы. Там же хранились косы, грабли и другое имущество, необходимое для заготовки сена.
Судьба станицы более других зависела от положения дел в полку. На момент образования в станице происходило переформирование Трехсотенной казачьей команды (в которой числилось 232 чел) в пятисотенный казачий полк. Пополнялся полк казаками и частично не казаками из самых различных мест. Так, в составе полка в 1766 году было: природных Астраханских казаков 103 человека; Донских, преимущественно верховых, казаков 220 человек; Уральских казаков 9 человек; из городовых команд Поволжья (от Красного Яра до Самары) 48 человек; Волгского войска 54 человека; Малороссийских казаков 16 человек; выкрещенных калмыков 36 человек; из не казаков (не положенных в подушный оклад) 98 человек. К природным Астраханским казакам следует отнести потомков казаков отрядов Колупаева и Ляпун-Филимонова, участвовавших в присоединении Астраханского края к России в 1556 году; потомков 130 семей казаков, переселенных с Дона во второй половине XVI века; а также потомков разинцев и выходцев из других казачьих войск, осевших в нашем крае. Донские казаки условно делились на низовых, живущих в нижнем течении Дона, и верховых, живущих по Дону и притокам выше его среднего течения (от станицы Раздорской). Городовые казачьи команды учрежденных на Нижней Волге крепостей образовались путем включения в них разнородных групп людей, позже переплавившихся в Черноярских, Красноярских, Енотаевских и т.д. казаков. В городовые казачьи команды включены: стрельцы и оружейники, переведенные Петром Первым в казаки (и среди них немало стрельцов, сосланных за участие в Московском бунте); переведенные в казаки солдаты Дмитриевского полка. Произошло это следующим образом. В 1692 году в Казанском крае был набран Дмитриевский солдатский полк 1000 человек, командовать которым стал полковник Буш. Полк разместили в городе Дмитриевске (позже переименованном в Камышин). Для пополнения Царицынской укрепленной линии, формировавшейся около 30 лет (с 1892 года), Петр Первый повелел Дмитриевский полк разделись на две части- «одной по-прежнему быть неотлучно в городе солдатами, а другой части быть казаками и чинить разъезды». Сюда же вошли крещеные калмыки, которых в станице в начале 20 века было 23 души обоего пола. Именно в Казачебугровской станице, или в связи с ней, переплавлялись эти казаки в астраханских казаков, привнося в быт и традиции нашего казачества какие-то свои элементы, черты. Вливающиеся позже в полк или Войско новые казаки быстро воспринимали обычаи и традиции нашего нового Войска. Из состава полка (т.е. Казачебугровской станицы или различных застав и форпостов, опять-таки, связанных с ней) в 1764 году выделено 276 казаков во вновь образуемые станицы по правому берегу Волги.
Пополняли из Казачебугровской станицы и Красноярскую команду - 50 казаков, и Енотаевскую - 27 казаков. Поэтому в 1786 году в полку на Казачьем Бугре осталось всего около 100 казаков, а к 1790 году только 10 старшин и 34 казака. Станицу стали пополнять, и к концу года в списках станицы стало уже 49 человек: урядники - Савелий Гладышев, Василий Пилипчан и Семен Татаринов. Капралы - Михаил Воробьев, Иван Борщов, Павел Попов и Павел Андреев. Казаки - Иван Алмазов, Федот Львов, Степан Пшеничнов, Гавриил Воробьев, Потап Чернов, Никита Томилин, Федот Барышев, Андрей Малетин, Савелий Кузьмин, Алексей Подмарев, Василий Антонов, Дмитрий Никольский, Тимофей Раков, Петр Воронов, Иван Сиротин, Семен Бобрыкин, Егор Воронов, Андрей Солодухин, Василий Кобызев, Павел Татаринов, Петр Горсков, Алексей Воронов, Яков Сиротин, Григорий Лапшин, Яков Пономарев, Григорий Перевердев, Макар Пастухов, Яков Полухин, Петр Горбунов, Петр Иванов, Гавриил Антонов, Василий Рыбников, Андрей Соколов, Григорий Орлов, Григорий Суров, Иван Трудов, Назар Воробьев, Савелий Лебедев, Иван Антонов, Петр Васильев, Иван Антонов, Никифор Свешников.
Пополнение станицы продолжалось, и в 1795 году в ней стало 10 старшин и 78 казаков. Любопытно, что в книге И. А. Бирюкова «Астраханские казаки» (1904 год) распространенными фамилиями станицы на начало 20 века названы: Быковы, Вороновы, Пигины, Самсоновы, Воронины, Селивановы, причем, только Вороновы встречаются в приведенном списке 1790 года. Дополнительные сведения о составе казаков в станице можно найти в Государственном Архиве Астраханской области (фонд 5).
В станице продолжилось строительство служебных зданий, в них расположились Управление 1 казачьего полка до 1869 года, а с 1817 по 1851 год Правление всего Войска. После вывода командира и штаба 1 казачьего полка в Астрахань, в его помещениях располагался вновь созданный первый Астраханский кавалерийский полк (не казачий). До 1867 года в станице находился лазарет. После упразднения этих учреждений их помещения заняли склады оружия, другого имущества и мастерские.
Казаки новой станицы испытывали большие неудобства из-за отсутствия в ней Божьего храма. В станице, в казачьем полку постоянно находился священник Матвей Афанасьев, но на церковные службы население ходило в церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Архиерейском саду - (позже Покрово-Болдинский монастырь, сейчас район Покровской рощи) - за рекой Луковкой, которая соединялась с Кутумом в районе современного моста Победы. Добираться в церковь было сложно, особенно в половодье. В 1754 году получено разрешение и начато строительство первой в Войске церкви; ее основали в честь Донской Иконы Божьей Матери. Строительство храма завершилось в 1757 году; строительство велось на полковые деньги и на добровольные пожертвования. Строился храм из очень хорошего, добротного леса. Под строительство церкви, дома священника и размещение кладбища отвели полторы десятины земли, сейчас на этом месте находится парк судоверфи. В 1797 году от удара молнии церковь сгорела. В том же году вместо нее построили новую деревянную церковь также во имя Донской Иконы Божьей Матери. Поскольку позже церковь стала исполнять функции не только станичной, но и Войсковой, то возникла необходимость построить более просторную. Было начато строительство более просторной каменной церкви также во имя Донской Иконы Божьей Матери; строительство храма завершилось в 1820 году. Прежняя деревянная церковь не пришла к этому времени в негодность, как сообщалось недавно в газетных публикациях, а была разобрана, перевезена в Косикинскую станицу, заново собрана и с 1825 года начала действовать. Она по-прежнему носила имя Донской Иконы Божьей Матери и простояла до советских времен.
Казачебугровская станица относилась к тем трем станицам нашего Войска, в которых кроме православных казаков были и казаки-мусульмане. В «Историко- статистическом очерке Астраханского Казачьего Войска» полковника В. Скворцова (издание 1890 года, Саратов) сказано: «число магометан в Войске в 1880 году незначительно - 69 душ или 0,2 процента. Эта небольшая часть казаков, живущих в станицах Казачебугровская и Городофорпостинская близ Астрахани». А позже в «Истории Астраханского Казачьего Войска» издания 1911 года сообщается: «В Казачебугровской станице жителей казачьего сословия 722 души (356 муж. пола и 366 жен. пола), из которых 23 души татар. Следует отметить, что в первый период к приходу Казачебугровской церкви были приписаны казаки многих новых станиц на протяжении 250 верст, для этого в церкви было 2 священника.
В 1839 году станица оказалась в числе тех 10 станиц Войска, где открыли станичные училища. | Первым учителем стал казак Иван Кайданов, прошедший подготовку в военном казачьем пансионе, а первыми учениками стали Пигин Александр семи лет и Константин Пигин пяти лет. В одновременно открывшихся других станичных училищах первый набор учеников составлял от 10 до 30 человек в возрасте от 7 до 16 лет. В станице каждый год 19 августа отмечался Войсковой праздник. Делалось это так: у Атаманской квартиры в городе собирался Войсковой Круг, который конным строем торжественно следовал в станицу, где проводился молебен на станичной площади, после чего Круг возвращался в город.
В начальный период своего существования станица была малоземельной и имела в 1795 году всего 138 десятин, поэтому кроме земли вокруг станицы получила ряд других участков. На одном из них в 60 верстах от станицы, на самом взморье, на Шайтановской даче (участке) образовался хутор Разин (ныне район с. Цветное). Среди хуторов Войска в начале 20 века он отличался тем, что в нем жило всего 2 казачьих семьи (5 душ) и 79 иногородних (464 души). А ранее в нем было 99 дворов и 540 душ. В хуторе была частная начальная школа грамоты.
Среди земель, принадлежащих станице, в разных источниках упоминаются дачи - Карантинная, Сверчковская, Ахматовская (Шайтановская), в них участки Сазаний остров, Гелюновский, Корневский, Аржевановский, Абубекеровский и бугор Шайтан». Эти участки сдавались в аренду, все они сенокосные. В 1904 году в станице было 24 250 десятин земли, из них удобных 5914 десятин, семей казаков 131, жителей 537, грамотных 218 человек. Нанимались в батраки 5 казачьих семей (1мужчина и 4 женщины). На одно хозяйство приходилось 5 голов крупного рогатого скота. Основным занятием казаков в станице было рыболовство и скотоводство.
А словарь Брокгауза и Ефрона за 1894 год сообщает, что тогда в станице было 207 дворов, 1008 жителей, 8 лавок, 1 мельница, 1 питейное заведение, 5 фруктовых садов, 4 рыболовных ватаги с 800 рабочими, 3 завода при 113 рабочих. К началу XX века станица утратила свое былое значение, как центра Войска, и превратилась в одну из его небольших станиц. Вероятно, нахождение около городской черты привело к тому положению, о котором пишет автор Македонов в 1906 году: «Обыкновенно в пригородных казачьих поселениях совсем не видно даже традиционной одежды: желтые околыши, пояса и лампасы. Только у должностных лиц в станичном правлении, да и то не всегда».
Пригородными станицами были Казачебугровская и Атаманская (Городофорпостинская). Общение с городскими рабочими и другим трудовым людом Астрахани привело к тому, что казачебугровцы в 1918 году, во время выступления белых против советской власти, не поддержали белых, хотя среди них было много казаков из других станиц. За такое решение проголосовала большая часть станицы. Ежегодный наряд на службу молодых казаков достигал в среднем 4 человека, т.е. на действительной службе постоянно находилось 15-16 казаков.
Казачебугровцы участвовали во многих боевых делах нашего Войска и особенно в войне по освобождению Болгарии от турецкого ига в 1777 - 1778 гг., когда все казаки были награждены светло-бронзовыми медалями и специальным знаком на головные уборы, а вахмистр Николай Мелетин, урядник Владимир Селивантьев и казак Василий Макухов были награждены знаком ордена Святого Георгия IV степени.
Почетными казаками станицы были: Наказной Атаман Войска (одновременно Астраханский Губернатор 1895-1903 годов) генерал - лейтенант фон Брюгтеней - Газенкампф Михаил Александрович, потомок рыцарей ливонского ордена меченосцев, лютеранин. Наказной Атаман Войска (одновременно Астраханский Губернатор 1903-1906 годов) генерал-майор Гронбчевский Бронислав Людвигович, принятый в Казачебугровскую станицу и зачисленный в казачье сословие. Сам он из дворян Ковенской губернии (Ковно прежнее название Каунаса), католик.
250 летний юбилей Казачебугровской станицы - памятное событие для всех казаков Астраханского Казачьего Войска, именно из нее были направлены казаки в большинство станиц при их основании. В сборник песен Догадина включено 2 песни, исполнители Плотников М.А. и Быков Б.М.
Пролетели десятилетия сложной, неспокойной жизни, и к концу XX века контуры станицы Казачебугровской растворились в новостройках. На большом займище около бугра Сунгур, где резвились казачьи кони, образовался промышленный район города, снуют разномастные авто, бегут, переваливаясь с боку на бок, старенькие трамвайчики, и живет здесь разноплеменный люд. Но не исчезли из памяти народной названия «Казачий бугор», «Казачий ерик», а потомки не забыли, что у них казачьи корни, и в 90-е годы XX века, когда началось возрождение казачества, воссоздали Казачебугровскую станицу. Сейчас станица, как в древние времена стала только организационной единицей, казаки живут по всему городу, а Станичное Правление заседает в астраханском Кремле. Станица возродилась, дала новый импульс к выполнению заветов наших славных предков честно служить Родине, надежно защищать ее от происков врагов. Да будет так!
Для улучшения предлагаемых услуг на сайте используются cookies. Это информация только о Вашем посещении сайта. Личной и персональной информации не собирается и не храниться.
Если Вы используете этот сайт, то Вы даете согласие на использование cookies. Вы можете от этого отказаться. Для этого настройте соответствующим образом Ваш браузер.