Казацкому роду-нет переводу!
(Штрихи к биографии авиаконструктора
Б.П.Лисунова)
От
автора учебного пособия: Данная статья была написана 8 мая 1997 г.
Горбуновым Николаем Петровичем, потомственным казаком из станицы Дурновской,
капитаном первого ранга, подводником. Уйдя в отставку, он посвятил свою жизнь
изучению истории астраханского казачества, его возраждению. Он автор учебника
для школьников и ряда книг по истории станиц и хуторов. Но больше всего он
писал о казаках, которые своим служением государству прославили Астраханское
казачье войско.
Старшее
поколение хорошо помнит неутомимого труженика – самолет «Ли-2», на котором мы
когда – то летали в Сочи, Ростов, Минводы, Гурьев и другие города. Он хорошо
работал в полярной авиации, где его роль трудно переоценить. В знак признания
заслуг «Ли-2» поставлен на вечную стоянку как памятник в заполярном поселке
Черский.
Мало кто знает,
что конструктором этого самолета был наш земляк Борис Павлович Лисунов и
самолет носит его имя (Лисунов-2).
«Ли-2»-рекордсмен
среди наших самолетов по времени эксплуатации на воздушных линиях и универсальности
применения. Созданный в предвоенном 1939 году, он до 70-х годов летал по нашим
воздушным трассам как пассажирский и грузовой самолет. Очень большую роль
сыграл самолет в Великой Отечественной войне, поддерживая связь с партизанами.
Самолет «Ли-2» обладал редкой способностью садиться в особо трудных условиях на
крошечные полянки как в лесах Белоруссии и Украины, так и в горах Крыма. В
музее авиации в Москве на стенде, посвященном «Ли-2», подчеркивается: «Ни один
самолет данного типа не садился еще в таких сложных условиях планирования над
самой горой, на более чем ограниченную по размерам площадку». Партизаны высоко
ценили этот самолет и в знак глубокой признательности подарили Борису Павловичу
в ноябре 1944 года трофейный немецкий пистолет, сопроводив его благодарственной
надписью.
Об участии
«Ли-2» в героической обороне Ленинграда газета «Правда» в 1970 году сообщала «В
Ленинградском аэропорту приземлился старенький самолет «Ли-2». Вскоре машина
будет переведена во Всеволжск, где создается музей легендарной «Дороги жизни» -
филиал музея истории Ленинграда. Крылатый экспонат напомнит о том, как в годы
героической обороны Ленинграда самолеты «Ли-2» под огнем зенитной артиллерии
врага перевозили через Ладогу женщин, детей, раненых, доставляли в город боеприпасы,
лекарства». Использовался «Ли -2» и в качестве ночного бомбардировщика.
Каждый самолет
обладает какими-то качествами, которые выделяют его среди других. У «Ли-2» это
в первую очередь надежность, неприхотливость и отличные летные качества. Об
этом, в частности, свидетельствует то, что один «Ли-2» был переоборудован для
полетов самого Сталина, который особо щепетильно относился к обеспечению своей
безопасности. В дооборудовании самолета принимала участие жена Бориса
Павловича, Надежда Федоровна Лисунова-Вихрева,
работавшая инженером-химиком на авиазаводе. В предвоенный период Борису
Павловичу довелось также участвовать в проектировании и строительстве
аэростатов.
Борис Павлович
Лисунов родился 28 августа 1898 года в семье казачьего сотника Дурновской станицы
(ныне село Рассвет Наримановского района Астраханской области). Впоследствии
отец дослужился до чина войскового старшины (подполковника). После революции, в
пору увлечения многих молодых людей авиацией, Борис Павлович оказался в Москве
в Военно-Воздушной академии, которую с отличием закончил в 1926 году, Вместе с
ним за одной партой провел годы обучения выдающийся авиаконструктор Сергей
Владимирович Илюшин. Позже им довелось вместе работать, жить в одном доме,
дружить семьями. Впоследствии работал главным инженером Харьковского
авиазавода, судьба свела его с легендарным летчиком Валерием Чкаловым, с
которым они вместе работали, были соседями по квартире, дружили. На фотографии,
переданной Рассветской школе Надеждой Федоровной Лисуновой-Вихревой, в центре
Борис Павлович, слева Сергей Владимирович Илюшин, сзади, во втором ряду, с
курительной трубкой во рту Валерий Павлович Чкалов. Вероятно, фотография
сделана в 1936 году перед отъездом Бориса Павловича в служебную командировку в
Соединенные штаты Америки, где он пробыл более года.
В начале Великой Отечественной войны, 11
сентября 1941 года, когда Харьковский авиазавод находился в 100 километрах от
линии фронта и подвергался частым авианалетам, было принято решение
эвакуировать его в Ташкент. Непосредственное руководство по срочному демонтажу
оборудования, сбору материалов, приспособлений, инструмента, документации,
погрузке его на транспорт легло на плечи Бориса Павловича. Как вспоминает
ветеран завода Абрамкин, работали в основном вручную, но вывезли все. Прибыв в
Ташкент, ставили оборудование на фундаменты, подключали электроэнергию и
начинали обрабатывать детали для самолетов. Стены и крыши возводились при уже
работавших станках. Задание по созданию завода на новом месте в очень короткое
время было выполнено, и из Ташкента пошли самолеты для фронта. Кстати, это было
одно из 1360 крупных предприятий, перемещенных в начальный период войны из
прифронтовой полосы на восток. За свою работу Б.П.Лисунов был награжден
орденами Ленина и Красной Звезды.
Борис Павлович
пользовался большой любовью и уважением всего многотысячного коллектива,
несмотря на его строгость и высокую требовательность. К концу войны огромные
перегрузки сказались на его здоровье, он перенес инфаркт. В 1946 году Борис
Павлович с семьей переехал в Москву. 3 ноября 1946 года сердце
инженер-полковника Б.П.Лисунова остановилось. Он прожил всего 48 лет.
Рассказ о Борисе
Павловиче будет неполным, если кратко не упомянуть о его корнях, заслуживающих
большого уважения. Его прапрадед был переведен из Казачебугровской станицы в
Дурновскую в 1790 году. Большинство из 6 внуков Ивана имели большую тягу к
знаниям, что стало основной традицией династии Лисуновых. Из 11 человек
Дурновской станицы, получивших до революции среднее образование (а один
высшее),
Девять были из семьи Лисуновых. При
открытии Дурновской школы в 1938 году, среди 16 учеников были Аким и Иван
(дедушка Бориса Павловича), внуки Ивана Лисунова. Его правнук Павел стал
казачьим офицером, а праправнук Борис – авиаконструктором. Следует отметить,
что все 12 праправнуков по этой ветке получили среднее или высшее образование.
Среди них следует отметить подвижника, бывшего станичного учителя Валентина
Ивановича Лисунова, оставившего очень интересную монографию, хранящуюся в
архиве Астраханской области.
Упомянутый выше Аким стал первым офицером из станичных
казаков, дослужился до чина есаула. Его Внук Андрей Павлович Лисунов стал
академиком Академии сельскохозяйственных наук.
Среди потомков Лисуновых - много врачей, учителей,
землеустроителей, финансовых работников и т.д. В областном госархиве создается
архив династии Лисуновых. Большую работу в этом направлении ведут их потомки:
Наталья Федоровна Догадина-Лисунова и Илья Торопицын – корреспондент газеты
«Волга». По всей стране живут потомки казака Ивана Лисунова, а одна ветвь
осталась верна своей земле, своей станице, и, надеемся, эту традицию сохранит.
Ведь недаром недавно в станице родилась казачка Ксюша – новое поколение из
славной династии Лисуновых.
Для улучшения предлагаемых услуг на сайте используются cookies. Это информация только о Вашем посещении сайта. Личной и персональной информации не собирается и не храниться.
Если Вы используете этот сайт, то Вы даете согласие на использование cookies. Вы можете от этого отказаться. Для этого настройте соответствующим образом Ваш браузер.