Казацкому роду-нет переводу!

 

(Штрихи к биографии авиаконструктора Б.П.Лисунова)

 

От автора учебного пособия: Данная статья была написана 8 мая 1997 г. Горбуновым Николаем Петровичем, потомственным казаком из станицы Дурновской, капитаном первого ранга, подводником. Уйдя в отставку, он посвятил свою жизнь изучению истории астраханского казачества, его возраждению. Он автор учебника для школьников и ряда книг по истории станиц и хуторов. Но больше всего он писал о казаках, которые своим служением государству прославили Астраханское казачье войско.

 

Старшее поколение хорошо помнит неутомимого труженика – самолет «Ли-2», на котором мы когда – то летали в Сочи, Ростов, Минводы, Гурьев и другие города. Он хорошо работал в полярной авиации, где его роль трудно переоценить. В знак признания заслуг «Ли-2» поставлен на вечную стоянку как памятник в заполярном поселке Черский.

Мало кто знает, что конструктором этого самолета был наш земляк Борис Павлович Лисунов и самолет носит его имя (Лисунов-2).

«Ли-2»-рекордсмен среди наших самолетов по времени эксплуатации на воздушных линиях и универсальности применения. Созданный в предвоенном 1939 году, он до 70-х годов летал по нашим воздушным трассам как пассажирский и грузовой самолет. Очень большую роль сыграл самолет в Великой Отечественной войне, поддерживая связь с партизанами. Самолет «Ли-2» обладал редкой способностью садиться в особо трудных условиях на крошечные полянки как в лесах Белоруссии и Украины, так и в горах Крыма. В музее авиации в Москве на стенде, посвященном «Ли-2», подчеркивается: «Ни один самолет данного типа не садился еще в таких сложных условиях планирования над самой горой, на более чем ограниченную по размерам площадку». Партизаны высоко ценили этот самолет и в знак глубокой признательности подарили Борису Павловичу в ноябре 1944 года трофейный немецкий пистолет, сопроводив его благодарственной надписью.

Об участии «Ли-2» в героической обороне Ленинграда газета «Правда» в 1970 году сообщала «В Ленинградском аэропорту приземлился старенький самолет «Ли-2». Вскоре машина будет переведена во Всеволжск, где создается музей легендарной «Дороги жизни» - филиал музея истории Ленинграда. Крылатый экспонат напомнит о том, как в годы героической обороны Ленинграда самолеты «Ли-2» под огнем зенитной артиллерии врага перевозили через Ладогу женщин, детей, раненых, доставляли в город боеприпасы, лекарства». Использовался «Ли -2» и в качестве ночного бомбардировщика.

Каждый самолет обладает какими-то качествами, которые выделяют его среди других. У «Ли-2» это в первую очередь надежность, неприхотливость и отличные летные качества. Об этом, в частности, свидетельствует то, что один «Ли-2» был переоборудован для полетов самого Сталина, который особо щепетильно относился к обеспечению своей безопасности. В дооборудовании самолета принимала участие жена Бориса Павловича, Надежда Федоровна Лисунова-Вихрева,  работавшая инженером-химиком на авиазаводе. В предвоенный период Борису Павловичу довелось также участвовать в проектировании и строительстве аэростатов.

Борис Павлович Лисунов родился 28 августа 1898 года в семье казачьего сотника Дурновской станицы (ныне село Рассвет Наримановского района Астраханской области). Впоследствии отец дослужился до чина войскового старшины (подполковника). После революции, в пору увлечения многих молодых людей авиацией, Борис Павлович оказался в Москве в Военно-Воздушной академии, которую с отличием закончил в 1926 году, Вместе с ним за одной партой провел годы обучения выдающийся авиаконструктор Сергей Владимирович Илюшин. Позже им довелось вместе работать, жить в одном доме, дружить семьями. Впоследствии работал главным инженером Харьковского авиазавода, судьба свела его с легендарным летчиком Валерием Чкаловым, с которым они вместе работали, были соседями по квартире, дружили. На фотографии, переданной Рассветской школе Надеждой Федоровной Лисуновой-Вихревой, в центре Борис Павлович, слева Сергей Владимирович Илюшин, сзади, во втором ряду, с курительной трубкой во рту Валерий Павлович Чкалов. Вероятно, фотография сделана в 1936 году перед отъездом Бориса Павловича в служебную командировку в Соединенные штаты Америки, где он пробыл более года.

 В начале Великой Отечественной войны, 11 сентября 1941 года, когда Харьковский авиазавод находился в 100 километрах от линии фронта и подвергался частым авианалетам, было принято решение эвакуировать его в Ташкент. Непосредственное руководство по срочному демонтажу оборудования, сбору материалов, приспособлений, инструмента, документации, погрузке его на транспорт легло на плечи Бориса Павловича. Как вспоминает ветеран завода Абрамкин, работали в основном вручную, но вывезли все. Прибыв в Ташкент, ставили оборудование на фундаменты, подключали электроэнергию и начинали обрабатывать детали для самолетов. Стены и крыши возводились при уже работавших станках. Задание по созданию завода на новом месте в очень короткое время было выполнено, и из Ташкента пошли самолеты для фронта. Кстати, это было одно из 1360 крупных предприятий, перемещенных в начальный период войны из прифронтовой полосы на восток. За свою работу Б.П.Лисунов был награжден орденами Ленина и Красной Звезды.

Борис Павлович пользовался большой любовью и уважением всего многотысячного коллектива, несмотря на его строгость и высокую требовательность. К концу войны огромные перегрузки сказались на его здоровье, он перенес инфаркт. В 1946 году Борис Павлович с семьей переехал в Москву. 3 ноября 1946 года сердце инженер-полковника Б.П.Лисунова остановилось. Он прожил всего 48 лет.

Рассказ о Борисе Павловиче будет неполным, если кратко не упомянуть о его корнях, заслуживающих большого уважения. Его прапрадед был переведен из Казачебугровской станицы в Дурновскую в 1790 году. Большинство из 6 внуков Ивана имели большую тягу к знаниям, что стало основной традицией династии Лисуновых. Из 11 человек Дурновской станицы, получивших до революции среднее образование (а один высшее),

          Девять были из семьи Лисуновых. При открытии Дурновской школы в 1938 году, среди 16 учеников были Аким и Иван (дедушка Бориса Павловича), внуки Ивана Лисунова. Его правнук Павел стал казачьим офицером, а праправнук Борис – авиаконструктором. Следует отметить, что все 12 праправнуков по этой ветке получили среднее или высшее образование. Среди них следует отметить подвижника, бывшего станичного учителя Валентина Ивановича Лисунова, оставившего очень интересную монографию, хранящуюся в архиве Астраханской области.

            Упомянутый выше Аким стал первым офицером из станичных казаков, дослужился до чина есаула. Его Внук Андрей Павлович Лисунов стал академиком Академии сельскохозяйственных наук.

            Среди потомков Лисуновых - много врачей, учителей, землеустроителей, финансовых работников и т.д. В областном госархиве создается архив династии Лисуновых. Большую работу в этом направлении ведут их потомки: Наталья Федоровна Догадина-Лисунова и Илья Торопицын – корреспондент газеты «Волга». По всей стране живут потомки казака Ивана Лисунова, а одна ветвь осталась верна своей земле, своей станице, и, надеемся, эту традицию сохранит. Ведь недаром недавно в станице родилась казачка Ксюша – новое поколение из славной династии Лисуновых.