ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЛАСТНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
В XXI веке проблемы сохранения и развития традиционной народной культуры, поддержка национальных традиций приобретают все большую актуальность. Об этом, в частности, говорится в послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию; свидетельствуют многочисленные публикации в научных и периодических изданиях. На сегодняшний день, когда исчезают многие элементы традиционной культуры, бесспорной представляется необходимость её научного изучения и реконструкции.
АСТРАХАНСКАЯ ТРЕХСОТНАЯ КАЗАЧЬЯ КОМАНДА: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Астраханское казачье войско ведет свое старшинство от казачьего полка, созданного в 1750 г. в Астрахани. Однако история казачества на Волге началась задолго до этого времени. Казаки были в числе русских войск, направленных царем Иваном IV Грозным на покорение Астраханского ханства. В ХVII в. казачьи команды формируются в понизовых городах Терки, Красном Яру, Царицыне и других для выполнения различных служебных задач, требовавших мобильных действий.
БИРЮКОВ И.А.
Иван Алексеевич Бирюков выдающаяся личность в истории Астраханского казачьего войска. Кроме государственных и общественных заслуг он оставил большое историко-литературное наследие. На протяжении менее двух десятков лет он выпустил ряд исчерпывающих работ по истории Астраханского войска.
ВЛАСТЬ И АСТРАХАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО. 1918-1933 ГГ
Характеризуя участие астраханских казаков в гражданской войне на стороне красных, следует отметить, что 1-й Астраханский Губернский Съезд Советов постановил упразднить казачье сословие, предложил ГИКу разработать план по национализации войсковых вод, земель и другой собственности, и установлению связей с «трудовым казачеством», предоставить казакам, признавшим Советскую власть, общее со всем населением губернии право в области пользования земли и водами.
ОБЗОР ПО КНИЖНОЙ ВЫСТАВКЕ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АСТРАХАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
Почетное место на книжной выставке „История и культура астраханского казачества” занимает трехтомник „История Астраханского казачьего войска” (Саратов, 1911), составленный Иваном Алексеевичем Бирюковым.
ПОД ЗНАКОМ ВОДОЛЕЯ
Похоже, астраханская земля, по которой веками устремлялись с востока на запад и с севера на юг полчища разных племен и народов, хранит удивительную ауру. Ее можно бы определить как ауру познания, ауру любопытства, свойственного человеку: кто я, откуда и почему? Многие путешественники из далеких стран оставили свои впечатления в книгах и дневниках.
КАЗАЧЕСТВО В ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБУСТРОЙСТВЕ РОССИИ XXI ВЕКА
Своевременность обсуждения проблем, связанных с развитием вопросов о казачестве в России, обусловлена тем, что по настоящее время многочисленные попытки правового обеспечения складывающейся этногеополитической ситуации, напрямую влияющей на национальную безопасность и целостность страны, пока не увенчались успехом.
ПЕСНИ АСТРАХАНСКИХ КАЗАКОВ
Проводить сейчас исследование столь когда-то мощного пласта национальной культуры достаточно трудно: расшифровки фонозаписей астраханских казачьих песен, их количество, немногочисленны. Поэтому, насколько позволяет нынешнее состояние песенной традиции, можно лишь предварительно выстроить определенную систему казачьих песенных жанров нижнего Поволжья.
ЗАРИСОВКИ ЖИЗНИ СТАНИЦЫ ДУРНОВСКОЙ НА РУБЕЖЕ ХIХ И ХХ ВЕКОВ
Станица Дурновская (ныне село Рассвет) была образована в 1785 году по решению Правительственного Сената и располагалась на правом берегу Волги в 24 верстах от караульной избы городового поста г. Астрахани. К этому же времени относится появление станицы Городофорпостинской (с 1893 года – Атаманской). Станицы были созданы для охраны близлежащей местности - Московского тракта и р. Волги от нападений разбойного люда.
КАК ЗАСЕЛЯЛСЯ ЕНОТАЕВСКИЙ УЕЗД
Записано от сельских жителей: п. Никольский И.Виноградова; Кузнецова Петра Ефимовича 1880-1988 гг., Лебедовского Якова Исаевича 1900 г.р., Гуськовой Варвары Ивановны 1903 г.р., Малаховой Марии Емельяновны 1913 г.р.