КАК ЗАСЕЛЯЛСЯ ЕНОТАЕВСКИЙ УЕЗД
Бондарева Т. И., Долина Т. И., Клочкова Ю. В.
В конце ХVII - начале ХVIII века началось активное заселение обширных мест Астраханского края. Крепостные крестьяне, каторжники, бродяги, холопы, бежавшие от своих помещиков центральных губерний страны из-за непосильного гнета и эксплуатации самовольно заселялись на Нижней Волге. На протоках Волги и ее берегах появились поселения беглых крестьян из земляных мазанок и плетневых кухонь. Количество беглых из года в год увеличивалось, поэтому власти вынуждены были вылавливать крестьян и возвращать их помещикам или приписывать их к местным предпринимателям садов, рыбных и соляных контор. Но крестьяне от поимки и переписки все больше укрывались в камышах и лесах, учесть их было невозможно. Тогда царское правительство вынуждено было отказаться от поимки и возвращения крестьян своим помещикам, и пошло на их свободное поселение, усмотрев в этом определенную выгоду в смысле освоения этих пустующих земель русским народом. Таким образом, на территории Астраханского края появились десятки новых свободных поселений, которые назывались “сходцами”, число которых все больше и больше увеличивалось.
Строительство городов и крепостей проводилось царским правительством с целью
охраны торгового водного пути по Волге, ибо разбойничьи нападения на купеческие
суда по Волге и обозы, шедшие по Московскому тракту зимой на юг, сильно
сдерживали торговлю. Чтобы предотвратить такие нападения на купцов и торговцев,
царское правительство решило построить на берегах Волги города-крепости:
Самару, Царицын, Саратов, в
С расселением Астраханского полка казаков были образованы казачьи станицы Лебяжинская, Сероглазинская, Грачевская. Затем между Сероглазинской и Енотаевской крепостью была создана Косикинская. А между Енотаевской крепостью и Ветлянинской станицей - Копановская станица, с назначением в нее 15 казаков, которым отводились земли и воды. Кроме службы по охране почтового и торгового тракта, они занимались рыбной ловлей и скотоводством.
В середине ХVIII века в центральных губерниях России ощущался острый недостаток земли, разорялись не только крестьяне, но и помещики. В целях приобретения земли они вместе с крестьянами потянулись в Нижне-Волжские края. Царское правительство разрешило продажу земли дворянам, это способствовало усилению помещичьей колонизации в Астраханском крае и образованию вокруг первых форпостов и крепостей на Волге поселений мелкопоместного дворянства.
В Енотаевке этим воспользовались коллежский советник Сушков и полковник
Кишенский, которые купили земли с 44 душами крестьян. За 11 лет, с
Вслед за помещиками на Нижнюю Волгу потянулись и промышленники, предприниматели, купцы. На берегах Волги образовались товарообменные, перевалочные пункты, скапливалось большое количество товаров, где требовалась рабочая сила. Для этой цели правительство специальным указом переселяет в низовья Волги государственных крестьян из центральных губерний. В селении Никольском Енотаевского уезда было поселено 18 дворов государственных крестьян, в восточной части уезда возникает из государственных крестьян Харабалинское поселение, в западной части на берегу Волги возникает поселение Пришибинское (Голодяевка). В 1848 году основана деревня Владимировка.
Село Федоровка основано в 1804 году при старой реке Волге. В деревне имелась часовня, хлебный магазин, пивное заведение, рыболовная ватага (бригада), две торговые лавки, пожарный обоз. Численность населения - 481 человек.
От уездного города Енотаевка -
Постепенно хутора разрастались и получили название по именам сыновей помещика: Федора, Ивана, Николая. Помещик в этих краях не бывал. Всем здесь заведовал и руководил управляющий, а затем его дети - Недозовы.
К 1900 году Федоровка была уже большим селом. Из числа крестьян стали выделяться зажиточные. Они занимали лучшие земли, большее количество скота, строили дома пятистенки. В центре села была построена церковь. Это было единственное место куда, особенно по праздникам, собиралось все село.
Молодежь не училась, не было школы. В селе не было ни одного грамотного человека. Однажды, женщины, спускаясь под гору за водой, увидели человека в перевернутой лодке. Был он изможденный и худой. Сердобольные женщины отвели его домой, помогли оправиться от болезни. Это был политический ссыльный (тогда в нашу местность, малонаселенную выселялись “неблагонадежные”). Ссыльный был грамотным человеком. Он согласился обучать грамоте крестьянских детей. Под школу сняли пустовавший дом... Но вскоре учителя забрали. На этом и кончилось образование. Позже, в селе открылась церковно-приходская школа. В 1933 году на месте сломанной церкви была построена школа. В доме богача Дронова открылась изба-читальня...
...Как бы человек трудно не жил, он всегда брал к себе в спутники песню. Песни были и печальные, особенно когда провожали сыновей на долгую службу в царскую армию, и веселые, и игровые...
На сегодняшний день казачьи песни входят в репертуар базовых коллективов ОМЦ НК: «Поляница», «Бударочка», «Родничок». Отрадно, что в своем преобладающем составе – это дети и молодежь, влюбленные в народную песню и традицию.
Проблема сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры в Российской Федерации, в целом, и в регионах, в частности, должна рассматриваться как одна из ведущих проблем современности и решаться на общенациональном и государственном уровнях. И в этом плане деятельность таких государственных учреждений, как наш центр, приобретает особую значимость, способствуя гармоничному духовному развитию современного общества на основе традиционных ценностей.
Для улучшения предлагаемых услуг на сайте используются cookies. Это информация только о Вашем посещении сайта. Личной и персональной информации не собирается и не храниться.
Если Вы используете этот сайт, то Вы даете согласие на использование cookies. Вы можете от этого отказаться. Для этого настройте соответствующим образом Ваш браузер.