КАК ЗАСЕЛЯЛСЯ  ЕНОТАЕВСКИЙ УЕЗД

 

Бондарева Т. И., Долина Т. И., Клочкова Ю. В.

 

            В конце ХVII - начале ХVIII века началось активное заселение обширных мест Астраханского края. Крепостные крестьяне, каторжники, бродяги, холопы, бежавшие от своих помещиков центральных губерний страны из-за непосильного гнета и эксплуатации самовольно заселялись на Нижней Волге. На протоках Волги и ее берегах появились поселения беглых крестьян из земляных мазанок и плетневых кухонь. Количество беглых из года в год увеличивалось, поэтому власти вынуждены были вылавливать крестьян и возвращать их помещикам или приписывать их к местным предпринимателям садов, рыбных и соляных контор. Но крестьяне от поимки и переписки все больше укрывались в камышах и лесах, учесть их было невозможно. Тогда царское правительство вынуждено было отказаться от поимки и возвращения крестьян своим помещикам, и пошло на их свободное поселение, усмотрев в этом определенную выгоду в смысле освоения этих пустующих земель русским народом. Таким образом, на территории Астраханского края появились десятки новых свободных поселений, которые назывались “сходцами”, число которых все больше и больше увеличивалось.

            Строительство городов и крепостей проводилось царским правительством с целью охраны торгового водного пути по Волге, ибо разбойничьи нападения на купеческие суда по Волге и обозы, шедшие по Московскому тракту зимой на юг, сильно сдерживали торговлю. Чтобы предотвратить такие нападения на купцов и торговцев, царское правительство решило построить на берегах Волги города-крепости: Самару, Царицын, Саратов, в 1627 г. крепость Черный Яр и 1742г. - Енотаевскую крепость.

            С расселением Астраханского полка казаков были образованы казачьи станицы Лебяжинская, Сероглазинская, Грачевская. Затем между Сероглазинской и Енотаевской крепостью была создана Косикинская. А между Енотаевской крепостью и Ветлянинской станицей - Копановская станица, с назначением в нее 15 казаков, которым отводились земли и воды. Кроме службы по охране почтового и торгового тракта, они занимались рыбной ловлей и скотоводством.

            В середине ХVIII века в центральных губерниях России ощущался острый недостаток земли, разорялись не только крестьяне, но и помещики. В целях приобретения земли они вместе с крестьянами потянулись в Нижне-Волжские края. Царское правительство разрешило продажу земли дворянам, это способствовало усилению помещичьей колонизации в Астраханском крае и образованию вокруг первых форпостов и крепостей на Волге поселений мелкопоместного дворянства.

            В Енотаевке этим воспользовались коллежский советник Сушков и полковник Кишенский, которые купили земли с 44 душами крестьян. За 11 лет,  с 1785 г. по 1796 г., в Енотаевском уезде уже было 8 помещиков, имеющих во владении 78590 десятин земли. В начале ХIХ века появляются новые поместные поселения в Енотаевском уезде. Иван Кишенский расселяет своих крестьян в деревнях Ивановке, Федоровке, Николаевке, а советник Везелев - в деревне Михайловке, и раздают их в наследство своим сыновьям, именем которых они и названы.

            Вслед за помещиками на Нижнюю Волгу потянулись и промышленники, предприниматели, купцы. На берегах Волги образовались товарообменные, перевалочные пункты, скапливалось большое количество товаров, где требовалась рабочая сила. Для этой цели правительство специальным указом переселяет в низовья Волги государственных крестьян из центральных губерний. В селении Никольском Енотаевского уезда было поселено 18 дворов государственных крестьян, в восточной части уезда возникает из государственных крестьян Харабалинское поселение, в западной части на берегу Волги возникает поселение Пришибинское (Голодяевка). В 1848 году основана деревня Владимировка.

            Село Федоровка основано в 1804 году при старой реке Волге. В деревне имелась часовня, хлебный магазин, пивное заведение, рыболовная ватага (бригада), две торговые лавки, пожарный обоз. Численность населения - 481 человек.

            От уездного города Енотаевка - 12 км, но до этого времени земля пустовала, так как не выделялась ни выгодным географическим положением, ни плодородием, - сухая бесконечная степь. Заселяли эти земли в основном беглые крестьяне, доведенные до отчаяния своими крепостниками. Люди прибывали сюда из Поволжья, Ставрополья, Украины, да ссылались неблагонадежные политические. Называлось село Лбище, по определению бурлаков. Около горы (лба) они отдыхали и шли дальше, а некоторые здесь и умирали. До 1800 года (1779) эту землю купил у царя один пензенский помещик и переселил на них часть своих крестьян. Переселенцы образовали два хутора, сейчас это Федоровка и Ивановка. В Ивановке была центральная усадьба, где жил управляющий. Крестьяне занимались животноводством и хлебопашеством. В пойменной части косили сено и свозили на центральную усадьбу, на зиму.

            Постепенно хутора разрастались и получили название по именам сыновей помещика: Федора, Ивана, Николая.  Помещик в этих краях не бывал. Всем здесь заведовал и руководил управляющий, а затем его дети -  Недозовы.

            К 1900 году Федоровка была уже большим селом. Из числа крестьян стали выделяться зажиточные. Они занимали лучшие земли, большее количество скота, строили дома пятистенки. В центре села была построена церковь. Это было единственное место куда, особенно по праздникам, собиралось все село.

            Молодежь не училась, не было школы. В селе не было ни одного грамотного человека. Однажды, женщины, спускаясь под гору за водой, увидели человека в перевернутой лодке. Был он изможденный и худой. Сердобольные женщины отвели его домой, помогли оправиться от болезни. Это был политический ссыльный (тогда в нашу местность, малонаселенную выселялись “неблагонадежные”). Ссыльный был грамотным человеком. Он согласился обучать грамоте крестьянских детей. Под школу сняли пустовавший дом... Но вскоре учителя забрали. На этом и кончилось образование. Позже, в селе открылась церковно-приходская школа.  В 1933 году на месте сломанной церкви была построена школа. В доме богача Дронова открылась изба-читальня...

            ...Как бы человек трудно не жил, он всегда брал к себе в спутники песню. Песни были и печальные, особенно когда провожали сыновей на долгую службу в царскую армию, и веселые, и игровые...

            На сегодняшний день казачьи песни входят в репертуар базовых коллективов ОМЦ НК: «Поляница», «Бударочка», «Родничок». Отрадно, что в своем преобладающем составе – это дети и молодежь, влюбленные  в народную песню и  традицию.

 Проблема сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры в Российской Федерации, в целом, и в регионах, в частности, должна рассматриваться как одна из ведущих проблем современности и решаться на общенациональном и государственном уровнях. И в этом плане деятельность таких государственных учреждений, как наш центр, приобретает особую значимость, способствуя гармоничному духовному развитию современного общества на основе традиционных ценностей.