Скакал казак через долину… Светлой памяти Николая Потапушкина

 

  Имя Николая Александровича Потапушкинаастраханцы до сих пор помнят. И не только в театральной студии «Мы», в которой он занимался у Евгения Николаевича Докучаева, и не только в Музыкальном колледже им. М. Мусоргского, которое он заканчивал как профессиональный актер, и не только в Театре Юного зрителя, в котором он служил практически всю жизнь. Он был одним из первых, кто в начале 90-х прошлого века принимал активное участие в возрождении астраханского казачества. Именно его голос на самом первом сходе под сводами храма Успения Пресвятой Богородицы звучал с призывом к потомкам казаков объединиться в «Союз казаков». Именно он первым одел казачью форму и вместе с участниками ансамбля «Бударочка» прошел по центральной улице Астрахани с традиционными песнями. А как он пел! Помнится мы с ним, возвращаясь домой, однажды припозднились и на бесконечных колхозных полях Приволжского района немного заблудились. Крутя педали велосипедов, мы, не сговариваясь, затянули известную песню «Скакал казак через долину». Пели не стесняясь громко, на два голоса, с воодушевлением. Над головой – высокое чистое звездное небо, впереди еле различимая проселочная дорога и уносящиеся вдаль дальнюю наши голоса. Эхом отдавала степь, возвращая нам обрывки заунывной песни. Допели все куплеты. Где-то далеко-далеко маячили огоньки города. Помолчали, вслушиваясь в тишину жаркой ночи, шуршание шин и потягивая полной грудью пряный запах травы, вновь запели, благо песни мы знали еще с детства. И уже ни чувствовалась пустота окружения, и уже ощущалось единение с друг другом, с природой, домом и предками, всем миром….Да и опыт, наверное, помогал. Жизненный. Актерский. Певческий. Он, как и я, еще начиная с 1964 года запевали в Городском хоре мальчиков, руководили которым Г.Г. Таптыков и И.Г. Лаптев. А пели мы там вместе более восьми лет. Кстати, репертуар тогда в основном состоял из классических, в том числе и духовных, произведений. 
Николай Потапушкин и тогда, и потом все делал неистово. Основательно и громко. Спустя годы, в конце 80-х бескорыстно помогал мне, например, в становлении, фольклорного ансамбля «Бударочка», в репетициях и подборе репертуара, в том числе и казачьего. По его предложению мы разучили несколько молитв и исполняли их в концертах (за что нас периодически критиковали). Горячился во время репетиций, доказывая свою правоту. Постоянно твердил «о сверхзадаче» и «сверхсверхзадаче» (а в плясовых-то таких задач и не было отродясь, там всем правит эмоция!). Ворчал, когда не прислушивались к его советам. Шумел, покрикивал, порой, на собеседника. Мог разругаться вдрызг, но спустя время позвонить и спросить, как ни в чем не бывало: «Как дела? Давай встретимся!». Абсолютно бескорыстно написал для нашего «Балаган-чика» авторское переложение популярной комедии «Петрушка», которая потом с успехом шла несколько сезонов в нашем Домашнем театре. И на публике в парках отдыха Астрахани в беспокойные 90-е, не стесняясь, мы все вместе выступали. И живые деньги, как когда-то уличные шарманщики, от разыгрываемых представлений зарабатывали. Ведь тогда зарплаты не платили порой по полгода! А ведь у каждого была семья и маленькие дети. У него их трое – Валя, Лиза, Маша. У меня – двое: Евгения и Анастасия. И у каждого – замечательные жены и по случайному совпадению обеих зовут Евгениями. А семью он боготворил, постоянно рассказывая о том, какие они у него талантливые и смышленые. Наверное, это у него от родителей, и в первую очередь от отца – астраханского протоирея Александра Ивановича Потапушкина. 
 Он служил в Иоанно-Предтеченской кладбищенской церкви. Может еще и поэтому, каждый год 31 декабря его сын, Николай Потапушкин, устанавливал небольшую елочку на могиле отца. Почитал предков своих, с удовольствием рассказывал об истории своей семьи и никогда не предавал веру. Знал Библию и без труда, спокойно цитировал оттуда отдельные фразы. Как хлебосольный и добрый человек за разговором с собеседником мог и крепко выпить, но при этом всегда соблюдал пост, знал все христианские праздники. Может и поэтому одержимо поддержал появление казачества в Астрахани, которое невозможно отделить от православия. Сердился, когда что-то шло в движении «наперекосяк» и повторял: «Все плохое уйдет, все наносное отойдет. Вся пена уляжется». Да, долго не укладывалась пена. Да и сейчас далеко не все идеально в казачьем движении. Но хочется верить, что он окажется провидцем и все действительно станет правильным. Предпосылки к этому все есть. Когда-то единственный сознательно исполнявший казачий репертуар фольклорный ансамбль «Бударочка» преодолевал сопротивление местных чиновников и старых коммунистов. Поддерживался он лишь Областным научно-методическим центром народной культуры (Тимофеева М.М. ) и Астраханским казачьим войском «Союза казаков» (атаман Плотников). И вот, в отличие от 90-х годов, сейчас существует реальная поддержка Президента, местного правительства, министерства культуры Астраханской области. Существуют казачьи общественные организации, станицы, хутора, создаются творческие коллективы. 
Получилось так, что Николай Потапушкин не увидел продолжения и сегодняшнего развития казачьего движения в Астрахани. Он неожиданно умер 28 августа 1993 года. Ночью остановилось его сердце, он так и умер во сне. Отпевали его потом в Покровском соборе. Хоронили родные и друзья, среди которых и журналисты, и актеры, и певцы, и музыканты, и работники медицины… День был жаркий, душный. Как и тот, когда мы беззаботно пели угрюмые казачьи песни, возвращаясь поздним вечером домой. «Скакал казак через долину…».
В двух небольших домашних альбомах остались его черно-белые любительские фотографии, а еще – небольшие видеофрагменты выступлений и аудиозаписи. В том числе и та, которую можно сейчас спустя десять лет послушать. Записали мы ее тогда практически без подготовки, без дублей, на одном дыхании. Причем по рукописному варианту казака В. Лисунова («КАЗАЧЬЯ СВАДЬБА». Записано В. Лисуновым в 1970 году по воспоминаниям дурновской казачки Фаины Ивановны Плотниковой /Лисуновой/. Впервые была опубликована в редакции Горбунова Н.П. в 1999 году в сборнике «Традиции живая нить» ОМЦНК, Вып.2, Астрахань). Небольшую школьную тетрадочку, которая сейчас хранится в Астраханском государственном архиве, показал и дал мне на некоторое время Николай Павлович Горбунов. Именно тогда, на астраханском радио в 1992 году, прошла премьера текста и фактически первая «устная публикация» бесценного этнографического материала о жизни 
астраханских казаков перед революционном переворотом 1917 года.

Примечание: текст подготовлен для выступления и публикации в сборнике V-х «Бирюковских чтений», которые должны состояться 13 сентября 2013 года.
К. Гузенко (Текст, записи. Фото из личного архива публикуются с разрешения семьи Потапушкиных).