Вилявин А.М.

МОУ «Замьяновская СОШ» Енотаевского района

 

До чего же мне любо корнями гордиться...

 

Там, где воблою ветры пропитаны пряно,

Там, где в небе не счесть серебра чешуи,

 Три столетья летят по-над Волгой Замъяны Заповедная родина предков моих...

 Ю. И. Щербаков

Есть в Астраханской области знаменитое село Замьяны. Раньше, ещё до революции, его называли станицей Замьяновской. Как же образовалось это село?

21 августа 1764 года Сенатом был утвержден доклад Астраханского Губернатора Бекетова об учреждении по правому берегу Волги пяти новых казачьих станиц, в том числе, Замьяновской, которую в быту часто называли Замьянской. Это место стало называться Замьян-городок в честь калмыка Замьянга, рядом с хатоном которого поселились казаки. Местом для поселения было выбрано урочище в 60 верстах от Астрахани. Но это место оказалось малопригодным для жилья. Берег станицы сильно подмывало водой и, кроме того, её засыпало песком. Всё это привело к тому, что в 1832 году по решению Наказного Атамана Петрова начался поиск нового места для станицы. Сначала хотели перенести станицу на левый берег между ериками Казенный, Глухой и Мужичий Брод. Этот вариант был отвергнут, так как в этом случае без должной охраны останется почтовый тракт между Астраханью и Царицыном, особенно в половодье. В 1834 году подобрали место на правом берегу между Волгой и ериком Подгорный и 18 февраля 1837 года получили разрешение на переселение станицы. Но казаки были сильно загружены службой, и поэтому Военный Губернатор Тимирязев разрешил проводить переселение в три очереди( одна переселяется, две служат), а «семидесяти же очень бедного состояния семьям приказал выдать ссуду из войскового капитала». Для развернувшегося строительства не хватало леса, и тогда разрешили рубить его в других станицах. Через 4 года, в 1841 году, переселение было закончено. Станица утвердилась в 66 километрах от Астрахани. Следует отметить, что и на новом месте в половодье улицы и дворы заливало водой.

Станица жила, ширилась, росла, крепла. И к 1910 году был 491 двор и 2638 душ населения. До строительства своей церкви замьянские казаки были приписаны к церкви во имя Казанской Иконы Божьей Матери в станице Лебяжинской. При переселении на современное место станицы сразу был заложен деревянный храм во имя Святого Великого Князя Александра Невского. Храм освятили в 1843 году . Но в августе 1861 года от удара молнии возник пожар, и церковь сгорела. Удалось спасти только иконы и часть церковной утвари. В 1862 году построили новую деревянную церковь во имя Преображения Господня. Но она в годы советской власти была уничтожена. Сейчас в нашем селе возведен каменный храм также во имя Преображения Спаса нашего Иисуса Христа.

После революции была создана Замьянская станичная волость, куда вошла Лебяжинская станица. В1919 году Замьянскую волость упразднили и включили её в Карантинскую волость. В июле 1925 года Замьяны вошли в состав вновь образованного Разночиновского района, там село числилось до марта 1927 года, когда центр района перенесли в Замьяны, и бывший Разночиновский район стал называться Замьянским. В июле 1928 года Замьянский район упразднен, а его территория вошла в Красноярский и Енотаевский районы. С этого времени Замьяны постоянно находятся в Енотаевском районе.

Живет в этой станице и мой дед Вилявин Михаил Дмитриевич -потомственный казак. О том, что его отец был казаком, «сломавшим» две войны, мой дед помнит всю жизнь и твердо следует казачьим обычаям. Своим детям и нам, внукам, он старается передать традиции своего рода и станицы. Родился мой дедушка в многодетной семье шестым по счёту ребёнком. Быстро пролетело его босоногое детство, школьные годы, и пришло время армейской службы. Её он проходил в Германии в качестве командира отделения в течение трёх с лишним лет. Мой дед говорит, что каждый мужчина, а особенно настоящий казак, должен пройти воинскую службу. И я обязательно пойду в армию, как мой дед, дядя и отец! Демобилизовавшись в звании сержанта, дедушка вернулся домой, в Замьяны. Работать мой дед пошёл в Астраханскую контору глубокого бурения. Был трактористом, бригадиром, а затем и механиком по автотранспорту. На последнее место работы был переведен после того, как окончил Автодорожный техникум, в котором учился заочно, уже имея семью.

С моей бабушкой Верой он познакомился на пристани, куда обычно после танцев направлялась молодежь, чтобы полюбоваться на проходящие мимо теплоходы. Дружили Михаил и Вера недолго, уже через два месяца сыграли свадьбу. После женитьбы поселились в доме родителей, где потом пестовали и первых двоих детей - сына Диму и дочку Танечку. В шестьдесят седьмом году случился пожар, и они остались без крова. Дальше их ждала Енотаевка, новое жилье и новая работа. В районном центре Михаил Дмитриевич возглавил тракторную бригаду и успешно справлялся с возложенными на него обязанностями. В Замьяны вернулись только через восемь лет, уже имея троих детей. К этому времени у бабушки с дедушкой появился сынок Миша-мой папа.

Так уж получилось, что у деда основная трудовая жизнь прошла в Астраханской нефте-газоразведочной экспедиции, если, конечно, не считать того, что около полутора лет он работал механиком в колхозе «Рассвет». А за три года перед пенсией пришел он на компрессорную станцию «Замьяны» Зензелинского линейно-производственного управления магистрального газопровода. Даже оформившись юридически на заслуженный отдых, мой дедушка продолжал трудиться здесь ещё несколько лет и ушел на пенсию, оставив о себе добрые отзывы сотрудников. В коллективе помнят, что в своё время он принял трубоукладчик в неисправном состоянии и в кратчайшие сроки «довёл его до ума». Он был тут и машинистом тракторного крана, и паяльщиком, и кузнецом. Безотказность, трудолюбие, казачья смекалка и находчивость помогали ему справиться с любой работой,  особенно, если того требовало общее дело.

С бабушкой моей, Верой Иосифовной, прожил Михаил Дмитриевич в любви и согласии пятьдесят лет. Недавно отпраздновали золотую свадьбу моих дорогих дедушки и бабушки. За столом собрался весь наш казачий клан. Пели частушки, песни и величания. С упоением отплясывали мои родичи русские плясовые.

Личным примером и самодисциплиной, с разумной строгостью и добросердечием воспитывали они своих детей, и те выросли ладными да работящими. К тому же, все трое трудятся на той же самой компрессорной станции, составив вместе с отцом дружную династию Вилявиных. Они  радуют родителей и своей работой, и благополучием, и шестью внуками возрастом от детсадовского до институтского.

А ещё мой дед никогда не сидит без дела. Всегда что-то мастерит, ремонтирует, возится в огороде, ухаживает за домашними животными. Хозяйство у него большое: куры, свиньи, коровы, овцы, козы. И со всем этим он управляется, несмотря на свой возраст. В этом году Михаилу Дмитриевичу исполнилось 76 лет. Каждый год в августе в размеренной жизни моего деда наступает горячая пора-сенокос. Сено для своих коров он заготавливает сам. В этом нелёгком деле ему помогают трудолюбие, терпение, выносливость, а также огромное желание всё делать самостоятельно, не надеяться на помощь. К тому же, у него есть чудо- трактор, который он усовершенствовал сам. Мы с папой и дядей Димой стараемся помочь ему в этом нелёгком деле. Вкусное и полезное молоко круглый год - награда за наши старания. А какая у деда мастерская! Здесь есть и тиски, и сварка, и кузница, и токарный станок. Никогда не откажет он в помощи односельчанам: кому колесо починить, кому сваркой заварить, а кому и советом поможет. Вокруг него всегда много людей. И мы, внуки, тут как тут: « Подскажи, дед, как исправить поломку у велосипеда».

В 2005 году в районной газете «Енотаевский вестник» была напечатана статья «Потомок казацкого рода». Она была написана о моем дедушке журналистом со слов наших односельчан. Мне очень понравились такие строки из этой статьи:  «Не секрет, что всех окружающих людей мы привыкли подразделять, и небезосновательно, на плохих и хороших. Большинство замьяновских станичников, характеризуя Вилявина, относят его ко второй группе. А ещё о нем говорят, как о большом труженике и добропорядочном семьянине и хозяине».

Под стать ему и моя бабушка - отменная рукодельница: и платками пуховыми порадовать может, и носками, и варежками. А в праздники традиционный бабушкин рыбный пирог «с костями» собирает всю нашу дружную семью за семейным столом. Звучат казачьи песни, которые дед знает и прекрасно исполняет. Любительская видеокамера всегда наготове. Чернового материала десятки часов, каждый кадр через несколько лет будет очень ценен. А пройдут десятки лет, эту запись посмотрят мои дети, внуки... В прошлом году мы с мамой решили снять про деда фильм. Предполагалась десятиминутка, а получается полный метр. Фильм ещё не закончен; новые страницы и кадры будут пополнять его. С увлечением мы занимаемся родословной семьи Вилявиных. Работа еще не закончена, но нам удалось заинтересовать многих родственников, и они нам активно помогают. Эта работа не только интересная, но и очень значимая. Ведь так важно знать свои корни!

Казаки всегда были верующими, православными людьми. И мой дед чтит эту казачью традицию. Он очень религиозный человек. Соблюдает посты, дома у него много икон и церковных книг. Дед говорит, что вера в Бога помогает ему жить по совести, быть честным и порядочным человеком. Этому же он учит своих детей и внуков. В выходные дни и в православные праздники наша семья участвует в церковных богослужениях. Это приносит покой душе и придает силы в борьбе с жизненными неурядицами. К тому же, Михаил Дмитриевич является церковным старостой и старается по мере возможности помочь храму, в частности, в котельной управляется. « А что на пользу людям и общему делу, то и душе полезно!» - говорит мой дед.

Я горжусь своим дедом, потомственным казаком! Мне бы хотелось быть похожим на него. Я присматриваюсь к нему, прислушиваюсь, стараюсь подражать. Считаю, что все, чему учит меня мой дед, пригодится мне в жизни; поможет и в работе, и в общении с людьми. Я стараюсь перенять у него все те казачьи ценности, которые он пронес через всю свою жизнь.