Болдырева  В.В.

МОУ «Замьяновская СОШ» Енотаевского района

 

Традиции казачества хранить и помнить

        

До чего же мне любо корнями гордиться,

Повторять нараспев золотые слова:

А моя родова из казачьей станицы,

Из рыбачьей станицы мояродова!

Ю.Щербаков.

 

Я живу в селе Замьяны Енотаевского района Астраханской области. Являюсь потомственной казачкой с двух сторон. По материнской линии - донские казаки, по линии отца - астраханские. И вот сейчас, когда возрождается казачество, мне приятно говорить о себе такие слова: «Я - потомственная казачка». Тем более что село, в котором живу, имеет такую богатую историю. А ведь я раньше об этом не думала.

Конечно, я знала, что село Замьяны - бывшая станица «Замьяновская», но не задумывалась особенно о его происхождении. Поэтому сейчас хочется затронуть тему прошлого и истории родного края.

21 августа 1764 года Сенатом был утвержден доклад Астраханского губернатора Бекетова об учреждении по правому берегу Волги 5 новых казачьих станиц, в том числе, Замьяновской. Созданию станицы предшествовали следующие обстоятельства: первоначально планировали поселить в районе будущих Замьяновской и Лебяженской станиц по 250 казаков, но при этом продолжали оставаться неохраняемыми очень большие участки до Енотаевской крепости и от Енотаевска до Черноярскои крепости. Кроме того, Астраханский казачий полк не располагал необходимым числом казаков для решения этой задачи. Тогда было принято решение сделать 5 казачьих станиц с числом казаков не менее 80 в каждой. И всего поселилось в нашей станице 78 казаков. Можно сказать, что они и были первыми основателями моего родного села. Станица в девятнадцатом веке была самой крупной в Астраханском Казачьем Войске по числу дворов и занимала второе место по числу казачьего населения, уступая лишь станице Пичуженской 2-го отдела. А в 1839 году в ней открыли училище, первым учителем которого стал урядник Степан Чуксеев. Так появилась в станице школа. Потом, по сведениям 1894 года, было в Замьянах 12 лавок, 5 питейных заведений и 3 кузницы. Вот так вот и завертелась жизнь на никому ранее не известном клочке высушенной ветрами, обвеянной «моряной» земли.

После революции станица стала называться селом и вошла в состав Енотаевского района. Жизнь продолжалась, и хотя слова «казаки», «станица», «атаман» и т.п. все реже и реже упоминались, тем не менее, они жили в памяти и в сердцах людей, ибо память людская очень бережно хранит родовые истоки происхождения.

По-прежнему продолжали сохраняться обычаи, традиции, нравы, ценности. Не всё конечно, но многое так и осталось в обиходе жителей села. К примеру, казак к незнакомой женщине-казачке, старшей его по возрасту, как правило, обращался - «мамаша», к равной - «сестра», а к младшей - «дочка» (внучка). К жене - каждый индивидуально, согласно усвоенному с молодых лет- «Надя, Дуся, Оксана» и т.д. К пожилым годам - нередко- «мать», а то и по имени-отчеству. Дети и младшие по возрасту как к родным, знакомым, так и к незнакомым обращались, называя их «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку (казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», часто и «баушка» (особенности местного говора), добавляя, если знали, имя. Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. По традиции, если идешь по улице, то обязательно здороваешься с каждым прохожим, причем так делают все односельчане, все дети. Вот так вот повелось, что здороваться нужно со всеми. А извинения за допущенную оплошность произносили и сейчас произносим словами: «Простите меня, пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости, Христа ради». Благодарим за что-либо: «Спасибо», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста», «Ради Бога».

И таких обычных явлений обыденной сельской жизни, которые тоже можно привести в пример, очень много. Сохранились, например, рецепты некоторых блюд, пришедших к нам из далекого прошлого. Например: «пашкет». Его нигде не встретишь, только в нашем селе. О секретах его приготовления мне рассказала Смирнова Антонина Борисовна, наша любимая «тётя Тоня», коренная замьяновская казачка и наш знаменитый школьный повар. На её «пироги с рыбой с костями», «пирожки с валёхой», «пашкет» приезжали и представители туристического бизнеса Астраханской области, и Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона, и первые лица района и области, и сам Губернатор Жилкин А.А.

Для приготовления «пашкета» необходимо особое толстостенное глиняное блюдо необычной «развалистой» формы, напоминающей большую и глубокую суповую тарелку. Это блюдо - реликвия, огромная редкость и ценность, передающаяся в казачьих семьях Замьяновской станицы из поколения в поколение. На все село их осталось, может быть, с десяток, а то и меньше. Раньше «пашкет» готовили в русской печи, на «вольном духе», как говорят пожилые казачки. Теперь русских печей в домах не осталось - в Замьянах природный газ, цивилизация дошла и до нашей глубинки. Но я знаю, что некоторые исконные казачьи семьи сохранили русские печи в отдельно построенных «кухнях», в «стряпушках» специально для того, чтобы на «вольном жару» печь рыбные пироги «с костями» (это, когда кости, особенно крупные, не убирают из рыбной начинки, а специально оставляют - пирог от этого получается сочный, «живой»), куличи к Пасхе Христовой, «пашкет» на Рождество и Крещение. Чтобы «пашкет» получился настоящий, нужно два вида мяса, один из которых - курятина. Мясо, лук, морковь, обжариваются на «постном» масле, яйца и картофель отвариваются и измельчаются. Крупа, чаще всего пшено или рис, перебирается и промывается. К этому времени подошло уже дрожжевое тесто для «покрышки». Все ингредиенты одновременно закладываются в «пашкетное блюдо», заливаются   водой до определенного уровня. «Пашкет» солят, заправляют зеленью, лавровым листом, перцем. На блюдо кладется специальная решеточка, сделанная из ивы - она не смолистая и не горчит. А на решетку кладётся «покрышка»- раскатанное лепешкой тесто. «Пашкет» отправляется в духовку до готовности. Вынув из печи блюдо, лепешку режут или ломают и с нею кушают «пашкет», предварительно распределив его по тарелкам едоков. Вкуснятина непередаваемая! Это маленькая частичка того, что прошло через столетия и пришло к нам.

Эти простые обычаи, оставшиеся в нашей жизни по сегодняшний день и являются продолжением прошлого, неотрывно связанного с казачеством. Это то, что оставило свой глубокий след и должно сохраниться на века. А сейчас эти традиции возрождаются.

С 2009 года, встречая в школьном расписании урок краеведения, мы знаем, что речь на нем пойдет об истории Астраханского казачества. Уроки часто ведет Сычев М.С., атаман астраханского «Союза казаков», большой друг нашей «казачьей» школы. Оказалось, это очень интересно! У нас при школьном музее, в котором хранится очень много информации и экспонатов материальной культуры Замьяновских казаков о нашем селе, есть краеведческий кружок «Патриот». Кружковцы, мои школьные друзья, ведут большую исследовательскую и поисковую работу по краеведению. Вообще, с возрождением казачества нашему взору открывается, как забытая старая книга, наша история, наши традиции и обычаи. Сегодня уже не так, как раньше, актуальна защита окрестностей от чужаков, но мы все равно по-прежнему считаем себя потомственными казаками, так как помним о своих корнях.

Вот уже 247 лет встает солнышко над станицей Замьяновской, приходит новый день, рождаются новые люди. И, конечно, во всем этом заслуга наших предков, сохранивших то, что досталось им от предыдущих поколений. И так будет продолжаться всегда, главное не прервать эту цепочку. Поэтому я очень рада, что имею возможность познавать историю родного края на уроках краеведения, очень рада, что есть музей – хранилище реликвий и всего того, что напоминает о легендарном прошлом. История наших Замьян, как капелька, вливается в большую полноводную реку - историю России.