Гузенко К. В.

 

«Любо, братцы, любо…»

 

(К 20-летию возрождения астраханского казачества и выхода в эфир первых видеопрограмм об этом)

 

Начало 90-х годов  ХХ века совпало с возрождением астраханского казачества. Первая акция, проведенная 20 октября 1991 года, стала неожиданно для организаторов резонансной. Потом уже этот «сход» назвали «объединительным казачим Кругом» (см. статью О.О. Антропов «Движение возрождения казачества в Астраханской области в 1990-е гг., помещенной на сайте http://www.mcwc.ru/kazak/vozrojdenie.htm). Все же уточним: изначально такой идеи не было. Сначала это задумывалась именно как акция с броским названием «Возродим казачество – сохраним Россию!». Придуманная мною фраза была растиражирована на небольших листочках и в виде приглашения они распространялись среди активистов движения. То есть, фактически никакой публичной рекламы не было. Сам  листочек был обычным «самоиздатом», распечатанным на ксероксе, на котором располагалось название акции, первоначальные строчки текста и ноты гимна астраханских казаков и обозначение время и место. А местом проведения, по устной договоренности с директором филиала астраханского музея-заповедника (краеведческого музея) Людмила Михайловна Федорович (Караваева), стал… кремлевский Собор Успения Пресвятой Богородицы. Да, в то время это был не действующий храм, а музей, в котором демонстрировались соответствующие экспонаты. По-моему разумению, эта акция не могла быть многочисленной, и в этом я уверил руководство филиала музея-заповедника. Учитывая то, что с местом для переодевания участников ансамбля «Бударочка» в казачьи форму и платья в музее не было, то мы приняли решение о том, чтобы это сделать в консерватории, находящейся примерно в 500 метрах от кремля. И вот, по главной улице, проходя мимо официальных зданий, магазинчиков и скверов, мы с казачьими песнями пешком направились в сторону проведения акции. Фактически, это была первой «живой» демонстрацией утверждения казачьих традиций на современном этапе. Многое сейчас выглядит немного наивным о романтическим. Мы еще твердо не знали, как выглядел подлинный казачий костюм, поэтому были допущены некоторые этнографические неточности. Но это было тогда не главным. Трудно передать то возбужденное воодушевление, которое нас охватило! Причем, еще раз подчеркнем, все рождалось спонтанно, по ходу, без какого-то сценария и согласований в чиновничьих кабинетах… А рядом с нами, с самого начала, пристроился оператор с «ЭКС-видео», тогда первой и единственной независимой коммерческой компанией Астрахани. И его съемка (к сожалению, имя стерлось в памяти), фактически стала первой видеозаписью  тогда еще только набиравшего силу общественного движения и его первых участниках. К слову, я настойчиво просил (даже требовал) от своих друзей-коллег с телевидения «Лотос» не снимать происходящее, так как считал, что делаем это мы не для саморекламы, а для действительной пропаганды возрождения астраханского казачества. И все же, оператор другой компании особенно нас не послушал и я ему, спустя годы, благодарен, так как остались дорогие и  ценные для меня кадры близких по духу мне людей. Особенно видеокадры с участием актера ТЮЗа Николая Потапушкина, с которым мы не просто дружили, а вместе обсуждали пути возможного развития движения и готовили первую серию казачьих песен, спектаклей Домашнего театра кукол из тогда совсем неизвестного сборника Догадина. С этой программой мы потом часто выступали в селах Астраханской области, музеях города, различных фестивалях казачьей песни и даже на семинаре в Москве.

Сама акция, к моему удивлению, получилась многолюдной, астраханский храм едва вместил всех желающих. К неудовольствию и раздражению руководства музея, с громкими и конфликтными разбирательствами с руководством «от культуры» мы эту акцию все же провели. Важно, что тогда все началось с молебна и благословления «богоугодного дела» батюшки (а это, напоминаем, был 1991 год!), потом зачтения приветстия-призыва атамана России и, главное, концерта из молитв, исторических казачьих песен. (К сожалению, в любительский фильм это не попало, как мне объяснили, по техническим причинам). Как и было обещано, в храме не прозвучало ни одной плясовой песни. А закончился концерт исполнением гимна дореволюционной России «Боже, царя храни!», с которого, собственно говоря, и открывается сборник «Былины и песни астраханских казаков» А. Догадина. Находящиеся в храме люди встали, и я видел, как плакали старики, многие слушатели. А в это время вверх  храма с прекрасной акустикой устремлялось многоголосие торжественного гимна... И потом, после акции, были поцелуи и объятья, многочисленные благодарности и слезы журналиста Ольги Сосновской, которая, всхлипывая, все время повторяла: «Ну почему же ты мне запретил это снимать?». Потом все вышли на улицу, где продолжался обмен мнениями, обсуждение увиденного и услышанного. Историк Петр Казаков, тогда один из активистов и идеологов движения, показывал сделанный им альбом рисунков астраханских казаков разных эпох. И все же, повторюсь, несколько кадров фактически любительской записи, сохранились и с ними можно познакомиться.

Другим важным периодом стала небольшая серия программ на телевидении «Лотос». Кроме новостных сюжетов, в том числе и на ТВ «России», были подготовлены передачи. В подготовке большинства таких  программ принимала участие журналистка Ольга Сосновская, которая однажды пригласила в свою авторскую программу «Угол» не только меня и мой коллектив «Бударочка», но и первых лидеров того общественного движения по возрождению казачества: Ю.П. Русанова, С.Г. Львова, А.Ф. Милейковскую и других. В «прямом эфире» гости студии рассуждали о необходимости возрождения, о форме существования казаков в современной действительности, о необходимости создания оформленной организации, о приоритетах, о казачьей форме и песнях, многом другом. Сохранился, записанный с эфира, этот сюжет. Были и небольшие «ляпы», так во время окончания программы в прямом эфире произошел небольшой конфуз. Дело в том, что когда началось наше выступление и исполнение «Гимна астраханских казаков», в саму студию звук почему-то не подключили и видно, что мы стали «открывать рот» почти с середины исполнения песни, когда стала вдруг слышна фонограмма. Это заметили зрители и с тех пор «под фонограмму» мы больше не выступали.

Большим другом и понимающим (сочувствующим движению) на телевидении стала журналист и прекрасный режиссер Светлана Алексеевна Кузнецова. Мы с ней сделали ряд фильмов о народной культуре, и, конечно, астраханском казачестве.

Одна серия сравнительно небольших сюжетов называлась «Пели песни казаки». В казачьей форме, я рассказывал о песне, об историческом моменте, с которым она связана, а потом, без фонограммы, я ее исполнял в студии (иногда в дуэте с участником коллектива Андреем Кондюковым). Простая по форме, она нашла отклик у астраханцев и, кстати, я так познакомился с интереснейшим человеком, хранителе славных традиций казаков Николаем Павловичем Горбуновым. После программы «Наш батюшка, храбрый Михаил», он написал письмо в редакцию, в котором благодарил «за память об отце, Павле Ивановиче Горбунове», чьи песни я и пел в эфире. А потом он уточнял и целый рад исторических моментов в комментариях к исполняемым песням. Наше близкое, но, к сожалению не долгое знакомство многое дало в оценке происходящих тенденций, противоречий, исторических оценок атаманов и их окружения, в целом казачьего движения… Его советы по-прежнему актуальны: сохранились работы, в том числе и рукописные, книги, учебники, записанные интервью на радио и телевидении… Возможно, уже есть необходимость сделать фильм об этом удивительном и честном человеке, потомственном астраханском казаке станицы Дурновской (с. Рассвет).

Но, пожалуй, самым важным и этапным для меня стал видеофильм «Любо, братцы, любо» ТРК «Лотос» (1993 год?). Его созданию предшествовала долгая и кропотливая работа режиссера Светланы Алексеевны Кузнецовой. К нашей затее тогда, мягко говоря, многие относились скептически и не во всем помогали. Только упорство талантливого режиссера и настойчивость небольшой авторской группы помогали преодолевать возникающие препятствия. Если учесть, что это было время стационарного телевидения и переносных видеокамер не было, то можно было представить, с каким трудом ей удалось уговорить тогдашнее руководство телерадиокомпании предоставить нам передвижную станцию и нескольких операторов. Мы выехали в село Рассвет Наримановского района. Для натурных съемок из соседнего дома был протянут длиннющий шнур из нескольких «переносок». К этом можно было добавить и то, с количество видеопленки было ограничено, поэтому снимали без дублей, практически в режиме «прямого эфира». Место, на котором мы удобно устроились с Николаем Павловичем Горбуновым, оказалось… муравейником. И поэтому такое соседство энтузиазма не добавляло: мы мужественно вели диалог, периодически смахивая кусающихся насекомых. Но зрители, надеюсь, этого не заметили. Были и натурные съемки в калмыцких степях, когда под вечер, в поисках кочующих табунов лошадей, мы на стареньком РАФике забрались по бездорожью в отдаленный уголок Лиманского района. И водитель, выжимая из мотора последние силы, говорил, что категорически останавливаться нигде не будет, иначе «все здесь увязнем и ночь проведем в пустыне». Если учесть, что это было пока безтелефонное время, перспектива получалась у нас нерадостная. В уголочке притихший режиссер крестилась и читала молитву, а мы, молча и мысленно, помогали старенькой машине выбираться из песков. Но все закончилось благополучно, потом была радость и те несколько кадров, которые мы сняли. Они попали в начало: степной ковыль и бегущее, как в старом фильме, табун вольных кобылиц. А потом, перед премьерой на экране телевизоров, был еще художественный совет (такой «чести» до этого никто не удостаивался), на который пригласили и меня, как одного из авторов. И были после просмотра реплики, типа кому это сейчас надо? И зачем старики так долго поют? Это, мол, не интересно зрителю… Терпеливо приходилось объяснять, что, поверьте, пройдет время и цены этим кадрам, особенно с поющими стариками, просто не будет. И, слава Богу, жизнь подтвердила правоту этого мнения. Спустя время, большие фрагменты видеофильма вошли в сюжет об астраханских казаках, в выходящем на «Канале 7+» цикле Ирины Тарасовой «Иван да Марья». Сейчас, к сожалению, сохранилась лишь копия фильма, записанная с эфира. Учитывая несовершенство техники того времени, в ней есть некоторые искажения по звуку и картинке, но от этого фильм не стал плохим, не потерялся. Он по-прежнему актуален и является документальной, важной частью периода возрождения астраханского казачества на современном этапе. Завершая, отметим, что сам же фильм был, к сожалению, продемонстрирован в эфире всего один раз и буквально на следующий день размагничен с формулировкой «нужна была видеопленка для записи» большого коммунистического партийного функционера. Но на этом история фильма не закончилась. Потом из него режиссером были вымонтированы все песни, которые исполнял наш ансамбль, и сделана небольшая программа о песнях астраханских казаков. Натурные съемки тогда проходили в астраханском кремле и сквере у Педагогического университета.

К этому списку можно добавить несколько сюжетов, посвященной межнациональному общению на территории Астраханской области, в программе «Встреча друзей» все той же ГТРК «Лотос». В них, как правило, принимал участие Николай Павлович Горбунов, который стал в Астрахани, чуть ли не основным, консультантом по проблемам казачества.

К сожалению, по целому ряду причин, как субъективного, так и объективного характера, эта тема постепенно ушла из видеоэфира и иногда появляется в виде коротких новостных сюжетов. Причин в этом несколько, но это уже другая тема для обсуждения. Добавим лишь, что сейчас, в отличие от начала 90-х годов, есть возможность фиксировать происходящие события в казачьем движении на личное видео. Было бы только желание…