Бесчастнов Н. Н.

 

 

Казачий царевич и астраханский воевода: о пребывании «царевича» Петра на Нижней Волге

 

События Смуты начала XVII в. принесли множество бедствий государству Российскому. Общая нестабильность в стране приводила к переориентации масс людей с одной политической силы на другую, открытым выступлениям против центральной власти, разбоям и грабежам, а также к экономическим бедствиям. Важную роль в этих событиях сыграл Астраханский край, территория которого вышла из сферы влияния московского правительства после свержения Лжедмитрия I. Активное участие в этом принимало казачество, которое стало поставщиком самозванцев на политическую арену страны[1]. Российские историки по-разному оценивали этот процесс. Так для дореволюционной историографии характерно негативное отношение к самозванцам, которые назывались «ворами», считались изменниками и врагами честных людей.[2]. Для советских историков была характерна точка зрения С.Ф.Платонова, который считал самозванчество способом оформления революционного движения[3]. В 1999г. вышла в свет работа И.О.Тюменцева, где автор пришёл к выводу, что самозванчество на местах имело своей целью легализацию повстанческих отрядов при их движении в центр страны с целью добычи жалованья и привилегий[4]. Отметим, что в пользу этой точки зрения говорит отсутствие у подавляющей части самозванцев с юга России попыток играть самостоятельную роль на политической арене – рано или поздно с разной долей успеха они пытались присоединиться к более влиятельным игрокам[5].

Первым из них стал несуществующий сын царя Фёдора Ивановича царевич Пётр[6]. Его появление на политической арене относится к зиме 1605-1606гг., когда он во главе казачьего отряда выступил с Терека для соединения с Лжедмитрием I, цели своей он не достиг, т.к. последний был убит во время мятежа 17 мая 1606г. После этого он присоединился к движению И.Болотникова, с которым после осады Тулы царскими войсками в октябре 1607г. был взят в плен, после чего казнён[7].

Стоит отметить, что источники и историки вскользь упоминают о деятельности самозванца на Нижней Волге и его взаимоотношениях с астраханским воеводой, т.к. это находится в тени его «похождений» по Центральной России, хотя первые свои шаги Лжепётр стал делать именно на территории Астраханского края. Авторы монографии «История Астраханского края» по непонятным причинам называют его холопом И.Д.Хворостинина[8], который с 1605 по 1614гг. числится как местный воевода[9].

Важные данные о жизни «лже Петра» дают его же показания, данные после взятия в плен царскими войсками[10]. Согласно им самозванца звали Илейка, родившийся в городе Муром, в детстве потерявший родителей, после чего с торговым человеком выехавший в Нижний Новгород, где работал на него в лавке. Через некоторое время он уехал в Ярославль, где стал кормовым казаком на торговом судне, которое шло в Астрахань. Приехав туда, он торговал на татарском базаре. Некоторый период времени он нанимался на суда, ходившие с товарами по Волге, пока с воеводой Степаном Козминым не попал на Терек в качестве казака. Там он принимал участие в Шевкальском походе, после чего вновь прибыл в Астрахань[11]. Пробыв там четыре недели, он ушёл к казакам. С ними он отправился к острову Плоский в качестве товарища казака. Подобное «звание» носили лица, находящиеся под опекой более старших казаков и бывшие у них в услужении. Из рассказа Илейки следует, что отряд, с которым он направлялся, имел целью встречу воеводы, назначенного Борисом Годуновым, т.к. сразу после этого они вместе ним вернулись в город. Стоит отметить, что встречали они князя И.Д.Хворостинина, который, по мнению И.И.Смирнова был ставленником Лжедмитрия I, указывая при этом на ошибочность показаний[12]. Слова Илейки действительно не подтверждаются записью в «Разрядной книге» о событиях, связанных с приходом к власти Лжедмитрия I: «А которые царю Борису служили, многих разослали по службам… В Астрахань окольничева князя Ивана Дмитриевича Хворостинина[13]». Несмотря на это «Послужной список старинных бояр и дворецких, окольничих и некоторых других придворных чинов[14]» указывает на назначение воеводы именно от Б. Годунова и последующее подтверждение этого Лжедмитрием. Помимо этого, трудно представить, чтобы подобная ошибка не была бы замечена дьяками, которые вели допрос, а также царским правительством, которое рассылало грамоты о поимке Лжепетра и его показания.

Таким образом, можно придти к выводу, что смерть Годунова вызвала задержку отправки Хворостинина в Астрахань, которая произошла лишь при самозванце. На место службы он прибыл в конце августа - начале сентября 1605г[15]. После прибытия вместе с ним в Астрахань Илейка был отправлен на Терек вместе с казачьим головой Афанасием Андреевым, где и провёл зиму 1605-1606гг[16]. Там, в связи с отсутствием жалованья от Лжедмитрия I, начались брожения, в ходе которых казаками было принято решение об «избрании» Илейки царевичем Петром[17]. С этим событием связана история о проведении «выборов», в ходе которых один из казаков отказался «баллотироваться» вследствие того, что он «на Москве не бывал и ни кого не знает, а родился и жил в Астрахани»[18]. После этих событий началась политическая карьера самозванца. Отряд мятежников двинулся к устью р. Терек, а уже оттуда к Астрахани. В город он впущен не был, вследствие чего отправился вверх по Волге.

В этих событиях показательна роль князя И.Д.Хворостинина, который не допустил воровской отряд в город. Это, а также отсутствие упоминания о нём Илейкой как о вдохновителе похода, противоречит тезисам о поддержке астраханским воеводой деятельности самозванцев, которую ему склонны приписывать авторы подавляющей части трудов по истории Смутного времени. К сожалению, мы не имеем документов, касающихся пребывания отряда «царевича» у Астрахани, однако, на наш взгляд, некоторые данные об этом в весьма изменённом виде сохранились в сочинении ключаря Васильева «Ключаревской летописи[19]». Стоит отметить, что здесь в рассказе о приходе И.Заруцкого вмешаны данные о других военных столкновениях периода Смуты. Для автора характерно второстепенное отношение к гражданскому миру по сравнению с делами церковными, что отражается на тексте написанного им сочинения[20]. При этом ссылки на документальные источники, не сохранившиеся до наших дней, указывают на возможность присутствия рационального зерна в весьма запутанном тексте. В отрывок, касающийся прихода И.Заруцкого в Астрахань, включены данные о  пришествии отряда Лжепетра и осада города войсками Ф.И.Шереметева. В «Ключаревской летописи» говорится о союзе между И.Заруцким и татарским князем Махметом Мамбеевом[21], которого мы не находим в официальных документах периода Смуты. Однако рассказ о том, что впоследствии татарский князь был разбит астраханским воеводой, сближает его с данными о нападении астраханцев на ногайские улусы, поддерживавшие Ф.И.Шереметева, осаждавшего Астрахань в 1606-1607гг[22].

Информация о том, что воевода смог отбить вступление в город И.Заруцкого, сближает этот рассказ как с событиями, связанными с Лжепетром, так и с осадой города царскими войсками. При этом известно, что в Астрахань Ф.И.Шереметев в 1606г. допущен не был, а посольства его, направленные в город не истреблялись. Вследствие этого можем предположить, что данные известия относятся к периоду деятельности Лжепетра. На это также указывает и локализация лагеря И.Заруцкого по «Ключаревской летописи» в районе Солянского селения(Солянки)[23]. В действительности И.Заруцкому лагерь не потребовался, т.к. он был допущен в город мирным путём[24], в то время как Ф.И.Шереметев устроил свой военный лагерь на о. Балчуг[25].  Таким образом, после отделения информации, которая не относится к событиям 1606-1607гг. и 1613г. можно выделить следующие данные о пребывании Лжепетра около Астрахани. В конце зимы - начале весны 1606г. отряд Илейки подошёл к городу со стороны Солянского селения. Вследствие неопределённости ситуации И.Д.Хворостинин запретил впустить казаков в крепость, но для снятия напряжённости разрешил части из них с торговыми целями придти в город. Вследствие их разнузданного поведения часть казаков была перебита местными жителями. После этого Лжепетру было отправлено сообщение о том, чтобы он не имел надежды проникнуть в Астрахань, которая имела мощные укрепления и многочисленный гарнизон, усиленный артиллерией. Вследствие этого отряд царевича был вынужден двинуться вверх по Волге и покинуть пределы Астраханского края.

Таким образом, Илейка Муромец, именовавший себя царевичем Петром, в своей жизни дважды пересекался с астраханским воеводой И.Д.Хворостининым. Показания самозванца, данные им после пленения в Туле, проливают свет на обстоятельства назначения князя на данный пост, делая его из ставленника Лжедмитрия I назначенцем Бориса Годунова. Действия местных властей в период деятельности Илейки на Нижней Волге противоречат тезису о роли И.Д.Хворостинина как вдохновителя заговора. Более того, показания неудачливого царевича указывают на ведущую в данном предприятии казачества, которое став важнейшей силой на юге России, уже могло диктовать власти свои условия, а также производить организованные акции протеста, одной из которых стало движение Лжепетра, посягнувшее на имя царя, бывшего некогда сакральным и неприкасаемым символом власти в России.

 

 

 



[1] Новый летописец//История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII-XXвв. Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 322

[2] Соловьёв С.М. Сочинения. Т.VII, кн.IV. М., 1889. С.469; Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.IX-XII. Калуга, 1993. С.586

[3] Платонов С.Ф. Смутное время. СПб, 2001. С.412

[4] Тюменцев И.О. Смута в России в начале XVII столетия: движение Лжедмитрия II. Волгоград, 1999. С.57

[5] Характерна судьба астраханских самозванцев, упоминающихся в «Новом летописце», из которых один был повешен казаками перед соединением с Лжедмитрием II, а двое других уже самим «тушинским вором». (Новый летописец//История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII-XXвв. Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 332)

[6] Новый летописец//История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII-XXвв. Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 310

[7] Смирнов И.И. Восстание Болотникова. 1606-1607. М.,1951; Платонов С.Ф. Смутное время. СПб, 2001. С.408-414; Тюменцев И.О. Смута в России в начале XVII столетия: движение Лжедмитрия II. Волгоград, 1999. С.54-61

[8] История Астраханского края. Астрахань, 1999. С.294

[9] Послужной список старинных бояр и дворецких, окольничих и некоторых других придворных чинов // Древняя Российская Вивлиофика. Ч.XX. СПб, 1791. С.88

[10] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографическою экспедициею императорской академии наук. Т.II. СПб, 1856. С.174

[11] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографическою экспедициею императорской академии наук. Т.II. СПб, 1856. С.175

[12] Смирнов И.И. Восстание Болотникова. 1606-1607. М.,1951. С.220-221

[13] Разрядная книга 1550-1636 гг. Т. II, выпуск 1. М., 1976. С.220

[14] Послужной список старинных бояр и дворецких, окольничих и некоторых других придворных чинов // Древняя Российская Вивлиофика. Ч.XX. СПб, 1791. С.86

[15] Смирнов И.И. Восстание Болотникова. 1606-1607. М.,1951. С.222

[16] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографическою экспедициею императорской академии наук. Т.II. СПб, 1856. С.174

[17] То же. С.175

[18] То же

[19] Ключаревская летопись. Астрахань, 1882. С.11-13

[20] Автор свободно путает людей и даты тех или иных событий, но весьма точно и с большим «энтузиазмом» описывает церковную историю.

[21] Ключаревская летопись. Астрахань, 1882. С.11

[22] Акты времени правления царя Василия Шуйского. (1606 г. 19 мая—17 июля 1610 г.). Императорское Общество Истории и Древностей Российских. М. 1914. С.162

[23] Ключаревская летопись. Астрахань, 1882. С.11

[24] Арсений Елассонский. Мемуары из русской истории//История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII-XXвв. Хроники Смутного времени. М., 1998. С.203; Новый летописец//История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII-XXвв. Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 352

[25] Новый летописец//История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII-XXвв. Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 312