ОТ АВТОРОВ
Представленная
рабочая программа охватывает два специальных
курса: «История казачества»
и «История Астраханского казачьего войска». Оба спецкурса предназначены для изучения в
казачьих кадетских корпусах, в гимназиях и школах, где есть классы с
углубленным изучением истории и культуры казачества, а также для классов и школ
гуманитарного направления.
Данные курсы могут быть включены
в качестве дисциплин по краеведению в региональный компонент государственной
образовательной программы «История Отечества» для учащихся 10–11-х классов
общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального и среднего
профессионального образования.
Актуальность введения курса в следующем:
Основная цель курса – воспитание у
учащихся любви к Родине, повышение их национального самосознания, формирование объективного
взгляда на историю казачества. Цель данной дисциплины состоит в том, чтобы дать
представление об основных событиях казачьей истории, о месте казачества в
российском обществе на протяжении веков, о роли казаков в образовании
Российского государства, а также
положения астраханского казачества среди других казачьих войск и его
значение в заселении и защите Нижнего Поволжья. Задачами дисциплины является
необходимость сформировать у учащихся
умение и навыки работы с историческими источниками и научной литературой,
выработать способы анализировать исторические процессы казачьей жизни.
Общий объем каждого из учебных
курсов составляет 68 часов. Учебные курсы могут изучаться последовательно и
систематично в течение двух лет. Курсы могут изучаться как одновременно, так и
отдельно друг от друга. При этом следует учитывать, что только курс «История
Астраханского казачьего войска» является
самостоятельным курсом. Курс «История казачества» не содержит тем,
связанных с историей и культурой астраханских казаков, и не может считаться
самостоятельным. Объем, способы, методы изучения материала казачьей истории
определяются самостоятельно
преподавателем. В случае систематического изучения курса в течение двух учебных
лет на каждую учебную неделю придется по два часа занятий.
В отличие от
первого издания учебного пособия авторы выделил каждый курс, в отдельный
раздел, снабдив своим набором приложений.
Программа построена так, что каждый курс и
каждая тема могут использоваться относительно самостоятельно при углублении и
расширении их в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровнем
их подготовки и конкретными задачами этапа обучения. Последовательность
преподавания тем может быть изменена.
Каждая тема построена по единой схеме.
Изучение
«Истории казачества» и «Истории Астраханского казачьего войска» предполагает
рассмотрение наработок русской, советской и современной историографии. Поэтому
в учебном пособии дается список книг и журнальных статей, большинство из которых опубликованы за последние годы. Особое значение имеет
работа с письменными источниками и учебными пособиями (картами).
Занимаясь
по этой программе, учитель должен правильно организовать самостоятельную работу
учащихся. Поэтому программа предусматривает написание учащимися рефератов,
сочинений по теме, сбор краеведческого материала. Формы контроля знаний
учащихся, а также методы, способы и формы организации занятия выбираются в
соответствии с уровнем подготовки учащихся и предпочтениями педагога.
Широкое
применение на уроках аудио и видео материалов, текстов различных научных и
художественных произведений, фольклорного материала, произведений музыкального
жанра позволяет интегрировать курсы истории, литературы и культуры казачества в
единое целое.
Как
показывает пятилетний опыт работы по данным программам в школах Астраханской
области, сложности в изучении данных учебных курсов заключаются в отсутствии
учебных пособий и методических рекомендаций учителю. Поэтому авторы попытался
компенсировать эти пробелы обширной библиографией, подробным изложением
содержания тем, систематизированным
справочным материалом по каждому курсу. К достоинствам данной программы
относятся приложения.
Несомненный интерес
представляет изучение культурного наследия казачества. В учебном пособии даны
исторические комментарии к песням казаков, написанных по событиям, в которых участвовали казачьи войска;
даны краткие биографические данные и приведены стихотворения казачьих
поэтов-эмигрантов. Раскрытие многогранности казачьей жизни засвидетельствовано
авторами в подборке редко публиковавшихся материалов по истории калмыцкой
военной организации и быте некрасовских казаков на чужбине.
В учебном пособии впервые
опубликованы работы по истории и
культуре астраханского казачества, которые издавались только до революции.
Особое место среди них занимает
«Историческая справка об Астраханском казачьем войске (Материалы для
истории Астраханского казачьего войска и Астраханского края). Доклад есаула
И.А. Бирюкова, читанный в Офицерском Собрании Астраханского казачьего войска 14
января 1893 года.» и «Рассказы о службе Астраханских казаков» А.А. Догадина, призванные выстроить у учителя
целостную картину истории астраханских казаков. Основываясь на исследовании
И.А. Бирюкова и этнографическом материале А.А. Догадина, учитель без труда
сумеет найти фактологический материал для занятий по темам связанным с историей,
бытом и мировоззрением казаков Астраханского казачьего войска.
В приложении
помещены исследования астраханских краеведов Н.П. Горбунова и М.С.Сычева,
раскрывающие практически неизученную сторону жизни Нижнего Поволжья – положение
астраханского казачества в 20-30 годы XX века.
Перечень
законодательных и нормативных актов как общероссийских, так и Астраханской
области, помогут педагогу
сориентироваться в обширной юридической
базе современного казачества и станут незаменимым подспорьем в изложении
тем возрождения казачества на нынешнем этапе. Для более удобной работы с
официальными документами, авторы скомпоновали их отдельно применительно для
каждого курса.
Курс
«История казачества» предполагает последовательное изучение истории и культуры
российского казачества. В процессе работы учащиеся должны познакомиться с
общими сведениями о жизненном укладе, быте и службе казаков на протяжении XIV –
XX веков. Темы курса составлены таким
образом, что последовательно изучаются события, явления и процессы
возникновения казачества, форм его существования и организации, освоение
территорий, военной службы, восстаний и социальных движений, организации войсковых структур, изменений
этно-религиозного состава, культуры, быта, трагедии XX века и современного возрождения.
Курс
«Истории Астраханского казачьего войска» рассматривает события и явления,
связанные с особенностями возникновения и развития астраханского казачества.
В отличие от
первого издания автором составлены хронологические таблицы, показывающие
исторические пути становления как российского, так и астраханского казачества.
Программа курса «История казачества» лишена идеологической окраски и
призвана показать объективную историю казачества. Интересна данная программа и
тем, что в ней рассматривается история окраин России, которая всегда приносилась наукой в жертву
центру. Особенно пристальное внимание в содержании курса посвящено объективному
рассмотрению происхождения казачества, справедливой борьбе казачества за Веру и
Волю в XVII-XVIII вв., роли казачества в
расширении и защите пределов России. Также в программе изучаются биографии
выдающихся казачьих вождей и героев. Большое внимание уделено исследованию
трагической истории казачества в XX веке. «История
Астраханского казачьего войска» является завершающим разделом программы, где
рассматривается героический путь
астраханских казаков на протяжении трех столетий. Автором предполагается, что
определенный интерес у учащихся вызовет и тема, рассказывающая об
обмундировании казачьих войск.
В ходе изучения курсов учащиеся
должны знать и грамотно излагать основные события как обще казачьей, так и
астраханской истории, уметь давать оценку этим событиям, знать основные
исторические источники по изучаемым проблемам, уметь работать с картами по
истории. Дисциплина призвана помочь ученикам научиться анализировать
особенности военной, гражданской, социально-экономической и культурной жизни
казачества, в том числе астраханского. Учебные курсы рассчитаны на формирование
у учащихся представлений об этапах
исторического развития Астраханского края в XVI-XX вв. на базе истории
коренных жителей Поволжья – астраханских казаков. В ходе учебного процесса
учащиеся должны приобрести умение вести
дискуссию, аргументировано отстаивать свою позицию, излагать несколько точек
зрения на то или иное историческое явление, сопоставлять и анализировать
их.
Логика программы ориентирует на
всестороннее и систематическое изучение основных процессов и явлений казачьей
истории. Специфика курса «Истории казачества» как учебной дисциплины расширит
возможности формирования высокой гражданской культуры, ответственности,
патриотизма, бережного отношения к историческому и культурному наследию
казачества, а учебный курс «История Астраханского казачьего войска» разовьет
любовь к малой родине, сформирует интерес к познанию истории родного края с его
традициями национальной и веротерпимости.
Последовательное рассмотрение тем дисциплины будет способствовать
осознанию старшеклассниками их принадлежности к определенной этнокультурной
группе, пониманию многообразия мира и важности мирного сосуществования людей
различных национальностей и религий.
Для улучшения предлагаемых услуг на сайте используются cookies. Это информация только о Вашем посещении сайта. Личной и персональной информации не собирается и не храниться.
Если Вы используете этот сайт, то Вы даете согласие на использование cookies. Вы можете от этого отказаться. Для этого настройте соответствующим образом Ваш браузер.