ОТ АВТОРОВ

 

Представленная рабочая программа охватывает два специальных  курса: «История казачества»  и  «История  Астраханского казачьего войска».  Оба спецкурса предназначены для изучения в казачьих кадетских корпусах, в гимназиях и школах, где есть классы с углубленным изучением истории и культуры казачества, а также для классов и школ гуманитарного направления. 

              Данные курсы могут быть включены в качестве дисциплин по краеведению в региональный компонент государственной образовательной программы «История Отечества» для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

             Актуальность введения курса  в следующем:

  1. Сегодня возрождающееся казачество вновь становится  активным  творцом настоящего и будущего на пространствах Евразии, одним из надёжных гарантов государственных интересов. Этот процесс, безусловно, потребовал возрождения традиций казачьего образования, одним из составляющих которого является изучение своей истории.
  2. На протяжении десятков лет история казачества была предана забвению. Целенаправленно официальной пропагандой насаждался искаженный до неузнаваемости образ казаков, как свирепых «нагаечников» и        «царских сатрапов», а то и «насильников и завоевателей». Данная программа призвана развенчать эти  вымыслы.
  3. Проблемы культуры, бережного отношения к национальному наследию, восстановления и передачи исторической памяти о казачестве требуют к себе самого пристального внимания в Астраханской области.
  4. В Астраханской области не  существовало  целостной  программы,  позволяющей  развернуть    пред    учащимися    всю    панораму  истории    казачества.

           Основная цель курса – воспитание у учащихся любви к Родине, повышение их национального  самосознания, формирование объективного взгляда на историю казачества. Цель данной дисциплины состоит в том, чтобы дать представление об основных событиях казачьей истории, о месте казачества в российском обществе на протяжении веков, о роли казаков в образовании Российского государства, а также  положения астраханского казачества среди других казачьих войск и его значение в заселении и защите Нижнего Поволжья. Задачами дисциплины является необходимость  сформировать у учащихся умение и навыки работы с историческими источниками и научной литературой, выработать способы анализировать исторические процессы казачьей жизни.                                     

            Общий объем каждого из учебных курсов составляет 68 часов. Учебные курсы могут изучаться последовательно и систематично в течение двух лет. Курсы могут изучаться как одновременно, так и отдельно друг от друга. При этом следует учитывать, что только курс «История Астраханского казачьего войска» является  самостоятельным курсом. Курс «История казачества» не содержит тем, связанных с историей и культурой астраханских казаков, и не может считаться самостоятельным. Объем, способы, методы изучения материала казачьей истории определяются  самостоятельно преподавателем. В случае систематического изучения курса в течение двух учебных лет на каждую учебную неделю придется по два часа занятий.

В отличие от первого издания учебного пособия авторы выделил каждый курс, в отдельный раздел, снабдив своим набором приложений.

           Программа построена так, что каждый курс и каждая тема могут использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении их в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровнем их подготовки и конкретными задачами этапа обучения. Последовательность преподавания  тем может быть изменена. Каждая тема построена по единой схеме.

            Изучение «Истории казачества» и «Истории Астраханского казачьего войска» предполагает рассмотрение наработок русской, советской и современной историографии. Поэтому в учебном пособии дается список книг и журнальных статей,  большинство из которых опубликованы  за последние годы. Особое значение имеет работа с письменными источниками и учебными пособиями (картами).

             Занимаясь по этой программе, учитель должен правильно организовать самостоятельную работу учащихся. Поэтому программа предусматривает написание учащимися рефератов, сочинений по теме, сбор краеведческого материала. Формы контроля знаний учащихся, а также методы, способы и формы организации занятия выбираются в соответствии с уровнем подготовки учащихся и предпочтениями педагога.

              Широкое применение на уроках аудио и видео материалов, текстов различных научных и художественных произведений, фольклорного материала, произведений музыкального жанра позволяет интегрировать курсы истории, литературы и культуры казачества в единое целое.

            Как показывает пятилетний опыт работы по данным программам в школах Астраханской области, сложности в изучении данных учебных курсов заключаются в отсутствии учебных пособий и методических рекомендаций учителю. Поэтому авторы попытался компенсировать эти пробелы обширной библиографией, подробным изложением содержания тем,  систематизированным справочным материалом по каждому курсу. К достоинствам данной программы относятся приложения.

Несомненный интерес представляет изучение культурного наследия казачества. В учебном пособии даны исторические комментарии к песням казаков, написанных по  событиям, в которых участвовали казачьи войска; даны краткие биографические данные и приведены стихотворения казачьих поэтов-эмигрантов. Раскрытие многогранности казачьей жизни засвидетельствовано авторами в подборке редко публиковавшихся материалов по истории калмыцкой военной организации и быте некрасовских казаков на чужбине. 

 В учебном пособии  впервые  опубликованы работы  по истории и культуре астраханского казачества, которые издавались только до революции. Особое место среди них занимает   «Историческая справка об Астраханском казачьем войске (Материалы для истории Астраханского казачьего войска и Астраханского края). Доклад есаула И.А. Бирюкова, читанный в Офицерском Собрании Астраханского казачьего войска 14 января 1893 года.» и «Рассказы о службе Астраханских казаков»  А.А. Догадина, призванные выстроить у учителя целостную картину истории астраханских казаков. Основываясь на исследовании И.А. Бирюкова и этнографическом материале А.А. Догадина, учитель без труда сумеет найти фактологический материал для занятий по темам связанным с историей, бытом и мировоззрением казаков Астраханского казачьего войска.

В приложении помещены исследования астраханских краеведов Н.П. Горбунова и М.С.Сычева, раскрывающие практически неизученную сторону жизни Нижнего Поволжья – положение астраханского казачества в 20-30 годы XX века. 

           Перечень законодательных и нормативных актов как общероссийских, так и Астраханской области,  помогут педагогу сориентироваться в обширной юридической  базе современного казачества и станут незаменимым подспорьем в изложении тем возрождения казачества на нынешнем этапе. Для более удобной работы с официальными документами, авторы скомпоновали их отдельно применительно для каждого курса.

              Курс «История казачества» предполагает последовательное изучение истории и культуры российского казачества. В процессе работы учащиеся должны познакомиться с общими сведениями о жизненном укладе, быте и службе казаков на протяжении XIV – XX веков.  Темы курса составлены таким образом, что последовательно изучаются события, явления и процессы возникновения казачества, форм его существования и организации, освоение территорий, военной службы, восстаний и социальных движений,  организации войсковых структур, изменений этно-религиозного состава, культуры, быта, трагедии   XX века и современного возрождения.

               Курс «Истории Астраханского казачьего войска» рассматривает события и явления, связанные с особенностями возникновения и развития астраханского казачества.

           В отличие от первого издания автором составлены хронологические таблицы, показывающие исторические пути становления как российского, так и астраханского казачества.

                Программа курса «История казачества» лишена идеологической окраски и призвана показать объективную историю казачества. Интересна данная программа и тем, что в ней рассматривается история окраин России,  которая всегда приносилась наукой в жертву центру. Особенно пристальное внимание в содержании курса посвящено объективному рассмотрению происхождения казачества, справедливой борьбе казачества за Веру и Волю в XVII-XVIII вв., роли казачества в расширении и защите пределов России. Также в программе изучаются биографии выдающихся казачьих вождей и героев. Большое внимание уделено исследованию трагической истории казачества в XX веке. «История Астраханского казачьего войска» является завершающим разделом программы, где рассматривается  героический путь астраханских казаков на протяжении трех столетий. Автором предполагается, что определенный интерес у учащихся вызовет и тема, рассказывающая об обмундировании казачьих войск.

                В ходе изучения курсов учащиеся должны знать и грамотно излагать основные события как обще казачьей, так и астраханской истории, уметь давать оценку этим событиям, знать основные исторические источники по изучаемым проблемам, уметь работать с картами по истории. Дисциплина призвана помочь ученикам научиться анализировать особенности военной, гражданской, социально-экономической и культурной жизни казачества, в том числе астраханского. Учебные курсы рассчитаны на формирование у учащихся представлений об этапах  исторического развития Астраханского края в XVI-XX вв. на базе истории коренных жителей Поволжья – астраханских казаков. В ходе учебного процесса учащиеся должны приобрести умение  вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою позицию, излагать несколько точек зрения на то или иное историческое явление, сопоставлять и анализировать их.  

          Логика программы ориентирует на всестороннее и систематическое изучение основных процессов и явлений казачьей истории. Специфика курса «Истории казачества» как учебной дисциплины расширит возможности формирования высокой гражданской культуры, ответственности, патриотизма, бережного отношения к историческому и культурному наследию казачества, а учебный курс «История Астраханского казачьего войска» разовьет любовь к малой родине, сформирует интерес к познанию истории родного края с его традициями национальной и веротерпимости.

              Последовательное рассмотрение тем дисциплины будет способствовать осознанию старшеклассниками их принадлежности к определенной этнокультурной группе, пониманию многообразия мира и важности мирного сосуществования людей различных национальностей и религий.