ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КАЗАЧЬИХ ТРАДИЦИЙ   



Казакова Е.В., Тимошина Е.Ю.


          Среди астраханских  музыкантов, фольклористов  хорошо  известна фамилия  А.А. Догадина. Под  его  редакцией  были  изданы «Рассказы о  службе  астраханских  казаков»  и «Былины и песни астраханских казаков»,которые он собрал, переработал и  опубликовал как результат деятельности Комиссии по собиранию казачьих рассказов и песен. Благодаря этим изданиям, можно сказать, был сохранен целый пласт нашей культуры и истории, только сам автор остался в тени.

     Александр Адрианович  Догадин  родился  в  1870  г. В 1891 г. окончил полный курс Оренбургского военного юнкерского училища по  первому разряду. С 1892 г.  находился на службе в Астраханском казачьем войске и карьера  его  продвигалась  довольно успешно, но, испытывая к   делам   военным  не    столь  сильный интерес, Александр Адрианович подал прошение об  отставке. Высочайшим приказом от 19 марта 1907 г. он был уволен в отставку с мундиром и производством в чин войскового старшины (подполковника)
.
[1] Несмотря на  "разрыв" с казачеством, Александр Адрианович продолжал интересоваться делами Астраханского  войска, и  когда встал вопрос   о   создании  комиссии  по  собиранию  казачьих песен, рассказов, то он с готовностью  взялся за это дело. Забегая вперед, скажем, что не  только  фольклор  привлекал  его  внимание - волновало и общее состояние дел служилого  сословия. Именно поэтому в  1917  г.  А.А. Догадин  вошел  в  состав Комиссии по составлению проекта безземельной  казачьей  станицы, в  которую пытались привлечь и купцов,  мещан, интеллигенцию. Но об этом чуть ниже.

       Вернемся к событиям начала ХХ века, когда молодой человек принял решение обзавестись семьей и выбор       его пал на дочь астраханского купца Михаила  Николаевича  Макарова  (владельца оптового мануфактурного склада в Астрахани)    - Зинаиду Михайловну. 14 августа 1902 г. у них родился сын Александр.

        В 1908 г. Александр Адрианович решил попробовать свои силы на  общественном  поприще и по решению Городской Думы от 17 ноября 1908 г. он вошел в состав городского по квартирному налогу Присутствия. В декабре того же года избирательное собрание 2-го участка г.Астрахани (здесь располагался 2-х этажный  дом, в котором жил  Догадин  с семейством) выдвинуло его кандидатом в гласные Городской Думы. На будущий год, 10 марта, Александр Адрианович стал гласным Городской Думы.

     Как и  все его коллеги по городскому общественному управлению, он курировал множество вопросов. В  1903  г. Догадин  стал  кандидатом в члены правления Ремесленной школы имени Александра II, в 1909 г. -    кандидатом в члены комиссии по заведованию наследственным  имуществом бывшего городского головы и астраханского купца Алексея Николаевича Бекунова. 26 июня  того же года  Догадина  избрали  кандидатом  к  Председателю Астраханского Сиротского Суда и через  месяц  Александр  Адрианович заступил на   эту   должность, так   как   его   предшественник С.В. Носков подал в отставку. 12 марта 1910 г. Догадин стал членом Управы.

     Революционные события 1917 – 1918 гг. не могли пройти незаметными для Александра Андриановича и он снова появился на политической сцене.

       26 ноября 1917 г. состоялось собрание инициативной группы по вопросу создания казачьей станицы. Председательствовал на собрании А.А. Догадин. В состав  инициативной  группы  входили  И.А. Бирюков, совет войскового круга, Г.М. Астахов, А.А. Догадин, П.Г. Никифоров,  А.И. Свирилин, Г.Г. Голубев, В.Ф. Румянцев, Н.А. Пальцев, д-р В.И. Еллинский, М.Д. Скворцов, К.В. Лабунский, И.И. Авернов, бывший городской   голова    И.И.Плотников, Н.С. Татарников, А.А. Хлебников, П.И. Шлеин. Комиссии предстояло разработать проект положения казачьей станицы, куда бы вошли представители  купеческих  кругов, интеллигенции, рабочие  и  др. Комиссия должна была представить проект к предстоящему казачьему кругу.

     6 декабря  в  здании  реального  училища состоялось общее собрание граждан г. Астрахани, пожелавших  перейти  в  казачество. На  собрании  присутствовало  свыше 500 человек. На собрании было заслушано Положение об образовании казачьей станицы, которое и было принято к руководству, а так же было принято решение создать комиссию по рассмотрению заявлений о вступлении в  новообразованную  станицу. В  нее  вошли атаман АКВ, его товарищ и представители от всех присутствующих национальных, классовых  и служебных групп населения - всего 28 человек.

Станица учреждалась: «1) для  отбывания  воинской  повинности  по  казачьему уставу в звании казаков Астраханского, или самостоятельного, казачьего войска конными, если понадобится пешими и оружными; 2) для крепкой организованной защиты завоеванных свобод, гарантирующих нам порядок и законность; 3) для  образования  надежной реальной силы законными, признанными всем народом властями к поддержанию порядка и  спокойствия  в  городе; 4) для принятия  наиболее  верных  и  действительных мер к ослаблению надвигающейся продовольственной  нужды; 5) для  создания  прочно спаянного казачьей дисциплиной коллектива к занятиям ..сельским хозяйством и  в  особенности  земледелием, чтобы удовлетворить потребности пропитания себя в ближайшие годы»
[2].

      Средствами для достижения намеченных целей должны служить: мобилизация всех наиболее дееспособных казаков и денежные поступления на образование общественного капитала путем  самообложения, платы  с казаков, неспособных к службе, но способных к труду и  пожертвования.

     Казаками  могли  быть  граждане, имеющие постоянное   местожительство   в  г. Астрахани, всех  национальностей, вероисповеданий, социального и служебного положения. Лица иудейского и немецкого происхождения принимались условно, окончательная санкция для их зачисления в казачество  принадлежала казачьему  кругу.

      Требования  к  вступающим  в  ряды казачества должны были быть следующими:

все обязательства, сопряженные со званием  казака, выполнять исправно, честно и беспрекословно

обещать подчиняться всем установлением и распоряжениям  станичных властей  и органов управления войском

быть безусловно полезным для станицы и войска

признавать  политическую  платформу АКВ.


       Таким образом, станица создавалась для расширения социальной базы казачества в  условиях надвигающейся революции, а  посему вызвала резкий протест среди родовых казаков, которые предпочли «блюсти породу» и  не  уступать «политическим интригам» руководства. А.А. Догадин на войсковом круге, проходившем в декабре 1917 г., докладывал о ходе формирования новой станицы. Согласно его  сообщению в  адрес комиссии поступило 69 заявлений с просьбой о зачислении в станицу вольного казачества, из них  - врачей и  др. профессий - 10, учащихся - 5, цеховых и промышленников - 3, торговцев - 7, офицеров - 27, солдат - 5, рабочих - 5, бухгалтеров и счетоводов -7. Как видим, желающих вступать в ряды вольного казачества было немного.

     1917 г. стал переломным для истории нашей страны, революция хлынула из Петрограда лозунгами, требованиями, митингами, которые словно омут затягивали обывателя в эпицентр  революционных событий. Появлялись   и  исчезали  в  этом  водовороте люди, оставляя потомкам множество вопросов. Одним из  таких  людей был и  Александр  Адрианович Догадин, чья дальнейшая судьба для нас по-прежнему является загадкой, но  и  тот  материал, который опубликован сегодня  впервые, как нам кажется, даст импульс к новым научным открытиям.


[1] ГААО, ф.94, оп.1, д.26195

[2] АГОИАМЗ. «Положение об учреждении в  городе  Астрахани  казачьей станицы и о порядке и условиях приема в казаки».