ИЗ ОПЫТА НАПИСАНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА. ИСТОРИЯ АСТРАХАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА»   



Сычев М.С.


  Возрождение казачества вообще и астраханского казачества в частности не может считаться сколько-нибудь достаточным без возрождения традиционного казачьего образа жизни и его составляющего – казачьего образования. Интерес к казачьему прошлому, проявляемый в настоящее время обществом, слабо отражен в педагогическом процессе.

             До революции основные представления об истории астраханского казачества преподавались учащимся двуклассных станичных училищ Астраханского войска в конце XIX – начале XX вв. в рамках учебной программы. Однако изложение данной дисциплины носило скорее инициативу войскового начальства и астраханской казачьей интеллигенции, чем систематический подход со стороны государства.

               В советское время казачество в курсе Отечественной истории появлялось эпизодами: освоение Сибири, народные движения XVII-XVIII вв., Гражданская война. История Астраханского казачьего войска на многие  десятилетия была предана забвению. Даже сейчас преподавание истории казачества в нашей области остается уделом энтузиастов, при полном безразличии к этому вопросу чиновников от образования. За последние 10 лет единственным знаковым событием здесь можно считать издание учебника «История казачества в Астраханском крае», написанного известным краеведом Н.П. Горбуновым в соавторстве с И.В. Кучерук и С.Н. Афанасьевым. Однако пособия для учителей школ так и не было создано. Первые наработки в вопросе написания учебного пособия были предприняты еще в 2001 году, на основе опыта преподавания в «казачьем» классе школы №19 г. Астрахани. При составлении пособия автор руководствовался искренним желанием помочь учителям и учащимся знать историю России, историю малой Родины, любить Отчизну.

            Предисловие и послесловие для книги были даны уважаемыми педагогами и исследователями: кандидатом исторических наук, доцентом Е.Ю. Полховской и заслуженным учителем РФ, учителем высшей квалификационной категории Н.Г. Писарик.

             Учебное пособие включает в себя две рабочие программы,  охватывающие два специальных  курса: «История казачества»  и  «История  Астраханского казачьего войска».  Оба спецкурса предназначены для изучения в казачьих кадетских корпусах, в гимназиях и школах, где есть классы с углубленным изучением истории и культуры казачества, а также для классов и школ гуманитарного направления.  

              Данные курсы могут быть включены в качестве дисциплин по краеведению в региональный компонент государственной образовательной программы «История Отечества» для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

             Актуальность введения курса  в следующем:

Сегодня возрождающееся казачество вновь становится  активным  творцом настоящего и будущего на пространствах Евразии, одним из надёжных гарантов государственных интересов. Этот процесс, безусловно, потребовал возрождения традиций казачьего образования, одним из составляющих которого является изучение своей истории.

На протяжении десятков лет история казачества была предана забвению. Целенаправленно официальной пропагандой насаждался искаженный  образ казаков как свирепых «нагаечников» и  «царских сатрапов», а то и «насильников и завоевателей». Данная программа призвана развенчать эти  вымыслы.

Проблемы культуры, бережного отношения к национальному наследию, восстановления и передачи исторической памяти о казачестве требуют к себе самого пристального внимания в Астраханской области.

В Астраханской области не  существовало  целостной  программы,  позволяющей  развернуть    перед    учащимися    всю    панораму  истории    казачества.

           Основная цель курса, по мнению автора - воспитание у учащихся любви к Родине, повышение их национального  самосознания, формирование объективного взгляда на историю казачества. Цель данной дисциплины состоит в том, чтобы дать представление об основных событиях казачьей истории, о месте казачества в российском обществе на протяжении веков, о роли казаков в образовании Российского государства, а также  положения астраханского казачества среди других казачьих войск и его значение в заселении и защите Нижнего Поволжья. Задачами дисциплины является необходимость  сформировать у учащихся умение и навыки работы с историческими источниками и научной литературой, выработать способы анализировать исторические процессы казачьей жизни.  

            Подобные устремления усиливает совсем небольшой по объему, но важнейший по содержанию раздел пособия «От автора». Здесь четко  определена собственная гражданская позиция составителя. Этим разделом он пытался задать предлагаемым в пособии спецкурсам тональность высокого патриотизма,  любви к своей малой родине, уважения к своим предкам и родителям.                                    

            Общий объем каждого из учебных курсов составляет 68 часов.              Учебные курсы могут изучаться последовательно и систематично в течение двух лет. Курсы могут изучаться как одновременно, так и отдельно друг от друга. При этом следует учитывать, что только курс «История Астраханского казачьего войска» является  самостоятельным курсом. Курс «История казачества» не содержит тем, связанных с историей и культурой астраханских казаков, и не может считаться самостоятельным. Объем, способы, методы изучения материала казачьей истории определяются  самостоятельно преподавателем. В случае систематического изучения курса в течение двух учебных лет на каждую учебную неделю придется по два часа занятий.

           Программа построена так, что каждый курс и каждая тема могут использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении их в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровнем их подготовки и конкретными задачами этапа обучения. Последовательность преподавания  тем может быть изменена. Каждая тема построена по единой схеме.

            Изучение «Истории казачества» и «Истории Астраханского казачьего войска» предполагает рассмотрение наработок русской, советской и современной историографии. Для облегчения работы учителя в учебном пособии приведен объемный список литературы, где содержатся работы, большинство из которых увидели свет за последние 6-8 лет. Особое значение имеет работа с письменными источниками и учебными пособиями (картами).

             Занимаясь по этой авторской программе, учитель должен правильно организовать самостоятельную работу учащихся. Поэтому программа предусматривает написание учащимися рефератов, сочинений по теме, сбор краеведческого материала. Формы контроля знаний учащихся, а также методы, способы и формы организации занятия выбираются в соответствии с уровнем подготовки учащихся и предпочтениями педагога.

              Широкое применение на уроках аудио- и видеоматериалов, текстов различных научных и художественных произведений, фольклорного материала, произведений музыкального жанра позволяет интегрировать курсы истории, литературы и культуры казачества в единое целое.

            Сложности в изучении данных учебных курсов заключаются в отсутствии учебных пособий и методических рекомендаций учителю. Поэтому автор попытался компенсировать эти пробелы обширной библиографией и подробным изложением содержания тем. К достоинствам данной программы относится приложение, где впервые после 1893  г. опубликована   «Историческая справка об Астраханском казачьем войске (Материалы для истории Астраханского казачьего войска и Астраханского края). Доклад есаула И.А. Бирюкова, читанный в Офицерском Собрании Астраханского казачьего войска 14 января 1893 года», призванная выстроить у учителя целостную картину истории астраханских казаков. Важность этого состоит и в том, что монографии  по истории и культуре астраханского казачества публикуются крайне редко, а работы, полностью освещающие путь астраханцев, издавались только до революции. Основываясь на исследовании И.А. Бирюкова, учитель без труда сумеет найти фактологический материал для занятий по темам, связанным с историей Астраханского казачьего войска. Перечень законодательных и нормативных актов как общероссийских, так и Астраханской области, приведенных в Приложении №1, помогут педагогу сориентироваться в обширной юридической  базе современного казачества как всероссийского, так и местного уровней, станут незаменимым подспорьем в изложении тем возрождения казачества на нынешнем этапе.

              Курс «История казачества» предполагает последовательное изучение истории и культуры российского казачества. В процессе работы учащиеся должны познакомиться с общими сведениями о жизненном укладе, быте и службе казаков на протяжении XIV – XX веков.  Темы курса составлены таким образом, что последовательно изучаются события, явления и процессы возникновения казачества, форм его существования и организации, освоение территорий, военной службы, восстаний и социальных движений,  организации войсковых структур, изменений этно-религиозного состава, культуры, быта, трагедии   XX века и современного возрождения.

               Курс «Истории Астраханского казачьего войска» рассматривает события и явления, связанные с особенностями возникновения и развития астраханского казачества.

                Программа курса «История казачества» лишена идеологической окраски и призвана показать объективную историю казачества. Интересна данная программа и тем, что в ней рассматривается история окраин России,  которая всегда приносилась наукой в жертву центру. Особенно пристальное внимание в содержании курса посвящено объективному рассмотрению происхождения казачества, справедливой борьбе казачества за Веру и Волю в XVII-XVIII вв., роли казачества в расширении и защите пределов России. Также в программе изучаются биографии выдающихся казачьих вождей и героев. Большое внимание уделено исследованию трагической истории казачества в XX веке. «История Астраханского казачьего войска» является завершающим разделом программы, где рассматривается  героический путь астраханских казаков на протяжении трех столетий. Автор предполагает, что определенный интерес у учащихся вызовет и тема, рассказывающая об обмундировании казачьих войск.

                В ходе изучения курсов учащиеся должны знать и грамотно излагать основные события как общеказачьей, так и астраханской истории, уметь давать оценку этим событиям, знать основные исторические источники по изучаемым проблемам, уметь работать с картами по истории. Дисциплина призвана помочь ученикам научиться анализировать особенности военной, гражданской, социально-экономической и культурной жизни казачества, в том числе астраханского. Учебные курсы рассчитаны на формирование у учащихся представлений об этапах  исторического развития Астраханского края в XVI-XX вв. на базе истории коренных жителей Поволжья – астраханских казаков. В ходе учебного процесса учащиеся должны приобрести умение  вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою позицию, излагать несколько точек зрения на то или иное историческое явление, сопоставлять и анализировать их.   

          Логика программы ориентирует на всестороннее и систематическое изучение основных процессов и явлений казачьей истории. Специфика курса «Истории казачества» как учебной дисциплины расширит возможности формирования высокой гражданской культуры, ответственности, патриотизма, бережного отношения к историческому и культурному наследию казачества, а учебный курс «История Астраханского казачьего войска» разовьет любовь к малой родине, сформирует интерес к познанию истории родного края с его традициями национальной и веротерпимости.

              Последовательное рассмотрение тем дисциплины будет способствовать осознанию старшеклассниками их принадлежности к определенной этно-культурной группе, пониманию многообразия мира и важности мирного сосуществования людей различных национальностей и религий.

              Таким образом, разработка учебного пособия по специальным курсам «История казачества» и «История Астраханского казачьего войска» представляется  актуальной. Подбор и логика изложения исторического материала позволяют говорить о научно-прикладном значении данного пособия, заслуживающего самого пристального внимания научно-педагогической общественности.