Газета «Пульс Аксарайска» № 26(1095). 27 июня 2014 г.

 

СВЯТЫНИ АСТРАХАНСКОГО НЕКРОПОЛЯ

 

Мало кто из горожан знает, что в Астрахани есть уникальный памятник истории и духовной культуры. Расположен он не в кремле, не в каком-нибудь парке или сквере, а на территории старого кладбища, что по улице Софьи Перовской. По сути всё оно представляет собой большой, площадью свыше сорока гектаров, некрополь, доныне мало исследованный историками, но представляющий большую культурную и духовную ценность. Мы затронем лишь небольшую, а именно духовную, часть наследия, которое сокрыто на территории астраханского некрополя.

 

СВЯТОЙ СТАРЕЦ

В одно из посещений кладбища я узнал, что здесь есть особо почитаемая верую­щими астраханцами могила. Однако най­ти её самостоятельно не представлялось возможным: настолько хаотично располо­жены захоронения. Кроме того, отсутст­вует путеводитель по кладбищу, о необхо­димости создания которого астраханские краеведы говорят уже много лет.

Найти могилу человека, почитаемого святым, мне помогла чистая случайность, хотя я склонен видеть в ней провидение: мой вопрос, обращенный к случайному прохожему, услышал молодой мужчина. «Если хотите, я покажу вам это место», - сказал он. В дальнейшем разговоре выя­снилось, что зовут его Антон Субботин, по призванию он - краевед, историк и подвижник, поскольку не только исследу­ет расположенные в некрополе захороне­ния священников, но и помогает их восстанавливать и содержать в чистоте и порядке.

Антон, по сути, стал моим Вергили­ем в царстве мёртвых. Подобно Данте из «Божественной комедии» Данте Алигьери, я шёл за ним среди могил, понимая, что самостоятельно дорогу не отыскал бы: слишком тернист путь. Ведь кладби­ще, увы, находится сегодня в запущенном состоянии. Очень много мусора, кустарни­ков и заброшенных захоронений.

Наконец мы пришли. «Это могила стар­ца Иоакима, - сообщил мне Антон. - Он был алтарником в храме Иоанна Златоу­ста, что возле Татар-базара. А прославил­ся тем, что врачевал людей. По сути, был своего рода знахарем, только не в привыч­ном значении этого слова. Иоаким изле­чивал людей духовно: молитвой, божьим словом. К нему многие люди обращались за помощью. В том числе старец умел на­ходить и тех, кто без вести пропал во вре­мя Великой Отечественной войны. В этом была его прозорливость - дар Божий, по­зволяющий увидеть то, что недоступно другим людям».

По словам Антона, Иоаким жил непо­далёку от храма в маленьком домике. По­мимо службы в алтаре, он ещё исполнял псалмы. Скончался старец 26 ноября 1911 года и был похоронен на главном (в ту по­ру) астраханском кладбище. Так совпало, что этот день в Русской православной цер­кви отмечается как День памяти святите­ля Иоанна Златоуста. Многие верующие видят в этом знамение.

Многие годы могила старца Иоакима была совсем простенькой: обычный же­лезный крест и такая же незамыслова­тая ограда. Сегодня захоронение выгля­дит иначе благодаря одной москвичке. Уз­нав об астраханском святом, она, страда­ющая тяжёлым онкологическим заболе­ванием, приехала в город и молилась на могиле старца, прося даровать ей исцеле­ние. Чудо произошло, и в благодарность женщина сделала на свои деньги надгро­бие и установила новый крест.

Сегодня на могилу старца, как расска­зал Антон, приходят многие верующие. Каждую субботу здесь проходят панихи­ды. Их проводят священники из располо­женного на кладбище храма Иоанна Пред­течи. Кстати, пока мы общались, такое бо­гослужение как раз состоялось, а затем мы, приняв в нём участие, отправились дальше.

 

УГОДНИКИ БОЖЬИ

Антон повёл меня дальше, и мы оказались возле небольшой ухоженной могилки с четырьмя захоронениями. Здесь погребе­ны четыре монашки: Евфимия, Екатери­на, Зинаида и Нина. Все они были иноки­нями женского Благовещенского монасты­ря, существовавшего в Астрахани с первой четверти 17 столетия до 1919 года, когда в нём разместили военные части и лазарет.

«Конечно, я стараюсь содержать эту могилу опрятной и чистой, - говорит Ан­тон. - К сожалению, таких захоронений на кладбище много, они требуют постоянно­го внимания, я один за всеми не успеваю. Вот здесь в прошлом году оградку покра­сил - в храме дали краску. Кроме меня, к сожалению, больше за этими могилками ухаживать некому».

Неподалёку ещё одна могила. Здесь по­коится прах двух монахинь Благовещен­ского монастыря - игуменьи Платоннды (Вытеевсй) девицы-послушницы Фёклы Меретиной. Их служение Богу пришлось на очень тяжкие для православной церкви времена. В ноябре 1921 года территорию бывшего Благовещенского монастыря пре­образовали в детский городок. 23 ноября 1923 года в президиум губисполкома по­ступила докладная записка. В ней говори­лось: «...остаётся вопрос покончить с мо­настырскими храмами в целях устранения детей от религиозных предрассудков, так как ежедневная служба в стенах детского городка и при присутствии монахинь и мо­лящихся вредно влияет на психологию и воспитание детей». В результате оба мо­настырских храма перешли в ведение го­сударства. После выселения из обители и закрытия её церквей часть насельниц во главе с игуменьей Платонидой перешли в Единоверческий Вознесенский храм, где им было выделено для жительства неболь­шое помещение. Эти монахини составили церковный хор, который пел в этом храме вплоть до его закрытия в 1930 году.

      По словам Антона Субботина, на ста­ром кладбище много захоронений мо­нахинь из Благовещенского монастыря, а также других храмов Астрахани. Кро­ме вышеназванных, проводник показал мне могилы инокини Марии, диакона Ан­дрея и матушки Валентины, а затем при­вёл к месту упокоения епископа Иоанникия Саратовского (1885-1942 годы) и его ученицы монахини Парфении (1872-1951 годы).

          Мирское имя епископа - Иван Степано­вич Попов. Он родился в Тверской губер­нии. Здесь, в Нило-Столбенской пустыни, был пострижен в монашество и наречён в честь преподобного Иоанникия Великого. В 1922 году он стаи настоятелем обители и удостоился звания архимандрита.

В конце 1926 года архимандрит Иоан­никий и большая часть братии были аре­стованы и обвинены в сокрытии церков­ных ценностей, а также в контрреволю­ционной и антисоветской агитации. Сле­дователи, сменяя друг друга, несколько суток непрерывно допрашивали священ­ника. Затем состоялся суд, где присутст­вовали многие прихожане. Отец Иоанникий отрицал выдвинутые против него обвинения, но  был осужден.

Он вышел на свободу 1 октября 1931 года, в день праздника Покрова Богородицы, и вскоре был рукоположен в архиереи. Ему поручили стать епископом Вольским, ви­карием Саратовской епархии.

Как рассказал мне Антон, всего три го­да владыка прослужил в Саратове, но его успели полюбить и прихожане, и духовен­ство. Иоанникий вёл аскетический образ жизни, много молился и представлял из себя настоящего монаха-подвижника. Ве­сной 1934 года последовало распоряжение о его переводе на Читинскую кафедру, но служение там оказалось недолгим. Мест­ные власти издевались, как могли. Нависла угроза нового ареста. Пришлось тайно по­кинуть Читу и вернуться в Саратов. Здесь, благодаря помощи друзей, епископ Иоан­никий получил справки о том, что работал в светских организациях. Но и в Саратове оставаться было опасно - слишком многие его знали. Пришлось скитаться.

Сначала уехал в Моздок, потом в Аст­рахань. В нашем городе епископ и про­вёл последние годы жизни. Служить не было возможности: в городе действовал лишь один Покровский храм. Большин­ство священников - как астраханцев, так и сосланных из других мест - устраива­лись на мирскую работу. Так же пришлось поступить и владыке Иоанникию. Работал где придётся: и паромщиком на реке Болде, и на заводе чернорабочим, и ночным сторожем в булочной.

Никто не знал о его высоком духовном сане. «Чувствуя в нём высокую духовную мудрость, люди сами тянулись к нему, ища помощи в своих житейских невзгодах, му­дрого совета или просто утешения, - ска­зал Антон. - Приезжали к нему из Сара­това и его духовные чада. Он тайно их ис­поведовал, причащал, а они старались чем можно помочь своему владыке, хотя он ни­когда никого не просил о помощи, всё ста­рался делать сам. Жил один в маленькой комнатке, где тайно ночью служил Боже­ственную Литургию».

Из-за крайней его бедности не было возможности обрядить Иоанникия после смерти в архиерейское облачение. Лишь один из священников дал свой подрясник и старую камилавку, хотя по чину на вла­дыку положено было одеть митру. Так он и был похоронен. До кладбища гроб вез­ли на салазках, в мёрзлой земле выдол­били могилу. Монахиню Парфению по­зже положили рядом с её духовным отцом.

 

СВЯЩЕННАЯ ПАМЯТЬ

Самостоятельно, конечно, мне не уда­лось бы найти и малую толику тех захо­ронений православных церковнослужите­лей, которые есть в астраханском некро­поле. По словам Антона, когда он в нача­ле 2000-х годов только начинал эту рабо­ту, пришлось провести немало времени в церковных архивах, библиотеках, беседах со священнослужителями и прихожанами.

Работа по розыску могил и восстанов­лению информации о них продолжается и поныне. И хорошо, что областные влас­ти наконец обратили внимание на астра­ханский некрополь: некоторое время на­зад Астраханский государственный объе­динённый историко-архитектурный музей-заповедник начал проект «Очистим исто­рическую память от мусора!».

Как сообщила учёный секретарь Астра­ханского музея-заповедника Радмила Таркова, проект будет разбит на два этапа. За год предстоит привести в порядок терри­торию исторического некрополя Астра­хани, известного как старое кладбище. «Это необходимо для реализации второ­го этапа. Он предусматривает превраще­ние кладбища в полноценный объект для культурных и мемориальных маршрутов, в своеобразный музей под открытым не­бом, объект мемориального и культурно­го туризма, - подчеркнула историк-крае­вед. - Подобная практика существует во многих странах мира». Для этого предпо­лагается создать подробную карту-схему с указанием могил, имеющих особое исто­рико-культурное значение. Планируется также выпуск буклетов и путеводителей.

Но всё это, как говорится, в перспек­тиве. И едва ли в ней будет отведено до­стойное место священнослужителям, ведь акция-то - дело мирское. Потому сегодня единственный источник информации об угодниках Божьих, нашедший вечный по­кой в пределах астраханского некрополя, - карта, находящаяся в храме Иоанна Пред­течи. Автор карты - игумен Иосиф Марьян, а впервые она была опубликована в мае 2004 года в газете «Свет православия». Уникальный документ содержит ин­формацию о 35-ти подвижниках Русской православной церкви и местоположении трёх разрушенных кладбищенских хра­мов: Афанасия Афонского, Духосошественской церкви и Николы Черниговско­го. Так что большой источник духовного и культурного наследия Астрахани ещё только предстоит исследовать.

 

P.S. Уже в ближайшее время старейший астраханский некрополь планируется подвергнуть масштабной реставрации. Вторую жизнь должны обрести могилы всемирно известных деятелей культуры, врачей, учёных, купцов и революционеров, захороненных в разные годы в Астраха­ни. План реконструкции старого клад­бища 24 июня в ходе расширенного сове­щания у губернатора Астраханской об­ласти представили известные истори­ки-краеведы Астрахани.