Газета «Пульс Аксарайска» № 26(1095). 27 июня
СВЯТЫНИ АСТРАХАНСКОГО НЕКРОПОЛЯ
Мало кто из горожан знает, что в Астрахани есть уникальный памятник истории и духовной культуры. Расположен он не в кремле, не в каком-нибудь парке или сквере, а на территории старого кладбища, что по улице Софьи Перовской. По сути всё оно представляет собой большой, площадью свыше сорока гектаров, некрополь, доныне мало исследованный историками, но представляющий большую культурную и духовную ценность. Мы затронем лишь небольшую, а именно духовную, часть наследия, которое сокрыто на территории астраханского некрополя.
СВЯТОЙ СТАРЕЦ
В одно из посещений кладбища я узнал, что здесь есть особо почитаемая верующими астраханцами могила. Однако найти её самостоятельно не представлялось возможным: настолько хаотично расположены захоронения. Кроме того, отсутствует путеводитель по кладбищу, о необходимости создания которого астраханские краеведы говорят уже много лет.
Найти могилу человека, почитаемого святым, мне помогла чистая случайность, хотя я склонен видеть в ней провидение: мой вопрос, обращенный к случайному прохожему, услышал молодой мужчина. «Если хотите, я покажу вам это место», - сказал он. В дальнейшем разговоре выяснилось, что зовут его Антон Субботин, по призванию он - краевед, историк и подвижник, поскольку не только исследует расположенные в некрополе захоронения священников, но и помогает их восстанавливать и содержать в чистоте и порядке.
Антон, по сути, стал моим Вергилием в царстве мёртвых. Подобно Данте из «Божественной комедии» Данте Алигьери, я шёл за ним среди могил, понимая, что самостоятельно дорогу не отыскал бы: слишком тернист путь. Ведь кладбище, увы, находится сегодня в запущенном состоянии. Очень много мусора, кустарников и заброшенных захоронений.
Наконец мы пришли. «Это могила старца Иоакима, - сообщил мне Антон. - Он был алтарником в храме Иоанна Златоуста, что возле Татар-базара. А прославился тем, что врачевал людей. По сути, был своего рода знахарем, только не в привычном значении этого слова. Иоаким излечивал людей духовно: молитвой, божьим словом. К нему многие люди обращались за помощью. В том числе старец умел находить и тех, кто без вести пропал во время Великой Отечественной войны. В этом была его прозорливость - дар Божий, позволяющий увидеть то, что недоступно другим людям».
По словам Антона, Иоаким жил неподалёку от храма в маленьком домике. Помимо службы в алтаре, он ещё исполнял псалмы. Скончался старец 26 ноября 1911 года и был похоронен на главном (в ту пору) астраханском кладбище. Так совпало, что этот день в Русской православной церкви отмечается как День памяти святителя Иоанна Златоуста. Многие верующие видят в этом знамение.
Многие годы могила старца Иоакима была совсем простенькой: обычный железный крест и такая же незамысловатая ограда. Сегодня захоронение выглядит иначе благодаря одной москвичке. Узнав об астраханском святом, она, страдающая тяжёлым онкологическим заболеванием, приехала в город и молилась на могиле старца, прося даровать ей исцеление. Чудо произошло, и в благодарность женщина сделала на свои деньги надгробие и установила новый крест.
Сегодня на могилу старца, как рассказал Антон, приходят многие верующие. Каждую субботу здесь проходят панихиды. Их проводят священники из расположенного на кладбище храма Иоанна Предтечи. Кстати, пока мы общались, такое богослужение как раз состоялось, а затем мы, приняв в нём участие, отправились дальше.
УГОДНИКИ БОЖЬИ
Антон повёл меня дальше, и мы оказались возле небольшой ухоженной могилки с четырьмя захоронениями. Здесь погребены четыре монашки: Евфимия, Екатерина, Зинаида и Нина. Все они были инокинями женского Благовещенского монастыря, существовавшего в Астрахани с первой четверти 17 столетия до 1919 года, когда в нём разместили военные части и лазарет.
«Конечно, я стараюсь содержать эту могилу опрятной и чистой, - говорит Антон. - К сожалению, таких захоронений на кладбище много, они требуют постоянного внимания, я один за всеми не успеваю. Вот здесь в прошлом году оградку покрасил - в храме дали краску. Кроме меня, к сожалению, больше за этими могилками ухаживать некому».
Неподалёку ещё одна могила. Здесь покоится прах двух монахинь Благовещенского монастыря - игуменьи Платоннды (Вытеевсй) девицы-послушницы Фёклы Меретиной. Их служение Богу пришлось на очень тяжкие для православной церкви времена. В ноябре 1921 года территорию бывшего Благовещенского монастыря преобразовали в детский городок. 23 ноября 1923 года в президиум губисполкома поступила докладная записка. В ней говорилось: «...остаётся вопрос покончить с монастырскими храмами в целях устранения детей от религиозных предрассудков, так как ежедневная служба в стенах детского городка и при присутствии монахинь и молящихся вредно влияет на психологию и воспитание детей». В результате оба монастырских храма перешли в ведение государства. После выселения из обители и закрытия её церквей часть насельниц во главе с игуменьей Платонидой перешли в Единоверческий Вознесенский храм, где им было выделено для жительства небольшое помещение. Эти монахини составили церковный хор, который пел в этом храме вплоть до его закрытия в 1930 году.
По словам Антона Субботина, на старом кладбище много захоронений монахинь из Благовещенского монастыря, а также других храмов Астрахани. Кроме вышеназванных, проводник показал мне могилы инокини Марии, диакона Андрея и матушки Валентины, а затем привёл к месту упокоения епископа Иоанникия Саратовского (1885-1942 годы) и его ученицы монахини Парфении (1872-1951 годы).
Мирское имя епископа - Иван Степанович Попов. Он родился в Тверской губернии. Здесь, в Нило-Столбенской пустыни, был пострижен в монашество и наречён в честь преподобного Иоанникия Великого. В 1922 году он стаи настоятелем обители и удостоился звания архимандрита.
В конце 1926 года архимандрит Иоанникий и большая часть братии были арестованы и обвинены в сокрытии церковных ценностей, а также в контрреволюционной и антисоветской агитации. Следователи, сменяя друг друга, несколько суток непрерывно допрашивали священника. Затем состоялся суд, где присутствовали многие прихожане. Отец Иоанникий отрицал выдвинутые против него обвинения, но был осужден.
Он вышел на свободу 1 октября 1931 года, в день праздника Покрова Богородицы, и вскоре был рукоположен в архиереи. Ему поручили стать епископом Вольским, викарием Саратовской епархии.
Как рассказал мне Антон, всего три года владыка прослужил в Саратове, но его успели полюбить и прихожане, и духовенство. Иоанникий вёл аскетический образ жизни, много молился и представлял из себя настоящего монаха-подвижника. Весной 1934 года последовало распоряжение о его переводе на Читинскую кафедру, но служение там оказалось недолгим. Местные власти издевались, как могли. Нависла угроза нового ареста. Пришлось тайно покинуть Читу и вернуться в Саратов. Здесь, благодаря помощи друзей, епископ Иоанникий получил справки о том, что работал в светских организациях. Но и в Саратове оставаться было опасно - слишком многие его знали. Пришлось скитаться.
Сначала уехал в Моздок, потом в Астрахань. В нашем городе епископ и провёл последние годы жизни. Служить не было возможности: в городе действовал лишь один Покровский храм. Большинство священников - как астраханцев, так и сосланных из других мест - устраивались на мирскую работу. Так же пришлось поступить и владыке Иоанникию. Работал где придётся: и паромщиком на реке Болде, и на заводе чернорабочим, и ночным сторожем в булочной.
Никто не знал о его высоком духовном сане. «Чувствуя в нём высокую духовную мудрость, люди сами тянулись к нему, ища помощи в своих житейских невзгодах, мудрого совета или просто утешения, - сказал Антон. - Приезжали к нему из Саратова и его духовные чада. Он тайно их исповедовал, причащал, а они старались чем можно помочь своему владыке, хотя он никогда никого не просил о помощи, всё старался делать сам. Жил один в маленькой комнатке, где тайно ночью служил Божественную Литургию».
Из-за крайней его бедности не было возможности обрядить Иоанникия после смерти в архиерейское облачение. Лишь один из священников дал свой подрясник и старую камилавку, хотя по чину на владыку положено было одеть митру. Так он и был похоронен. До кладбища гроб везли на салазках, в мёрзлой земле выдолбили могилу. Монахиню Парфению позже положили рядом с её духовным отцом.
СВЯЩЕННАЯ ПАМЯТЬ
Самостоятельно, конечно, мне не удалось бы найти и малую толику тех захоронений православных церковнослужителей, которые есть в астраханском некрополе. По словам Антона, когда он в начале 2000-х годов только начинал эту работу, пришлось провести немало времени в церковных архивах, библиотеках, беседах со священнослужителями и прихожанами.
Работа по розыску могил и восстановлению информации о них продолжается и поныне. И хорошо, что областные власти наконец обратили внимание на астраханский некрополь: некоторое время назад Астраханский государственный объединённый историко-архитектурный музей-заповедник начал проект «Очистим историческую память от мусора!».
Как сообщила учёный секретарь Астраханского музея-заповедника Радмила Таркова, проект будет разбит на два этапа. За год предстоит привести в порядок территорию исторического некрополя Астрахани, известного как старое кладбище. «Это необходимо для реализации второго этапа. Он предусматривает превращение кладбища в полноценный объект для культурных и мемориальных маршрутов, в своеобразный музей под открытым небом, объект мемориального и культурного туризма, - подчеркнула историк-краевед. - Подобная практика существует во многих странах мира». Для этого предполагается создать подробную карту-схему с указанием могил, имеющих особое историко-культурное значение. Планируется также выпуск буклетов и путеводителей.
Но всё это, как говорится, в перспективе. И едва ли в ней будет отведено достойное место священнослужителям, ведь акция-то - дело мирское. Потому сегодня единственный источник информации об угодниках Божьих, нашедший вечный покой в пределах астраханского некрополя, - карта, находящаяся в храме Иоанна Предтечи. Автор карты - игумен Иосиф Марьян, а впервые она была опубликована в мае 2004 года в газете «Свет православия». Уникальный документ содержит информацию о 35-ти подвижниках Русской православной церкви и местоположении трёх разрушенных кладбищенских храмов: Афанасия Афонского, Духосошественской церкви и Николы Черниговского. Так что большой источник духовного и культурного наследия Астрахани ещё только предстоит исследовать.
P.S. Уже в ближайшее время старейший астраханский некрополь планируется подвергнуть масштабной реставрации. Вторую жизнь должны обрести могилы всемирно известных деятелей культуры, врачей, учёных, купцов и революционеров, захороненных в разные годы в Астрахани. План реконструкции старого кладбища 24 июня в ходе расширенного совещания у губернатора Астраханской области представили известные историки-краеведы Астрахани.
Для улучшения предлагаемых услуг на сайте используются cookies. Это информация только о Вашем посещении сайта. Личной и персональной информации не собирается и не храниться.
Если Вы используете этот сайт, то Вы даете согласие на использование cookies. Вы можете от этого отказаться. Для этого настройте соответствующим образом Ваш браузер.