КОЛОКОЛА

 

4 августа 2014 г. в астраханской общине Покровского храма Русской Православной Старообрядческой Церкви произошло знаменательное событие: на колокольню церкви были установлены колокола.

Это стало праздником и для той части астраханских казаков, которая продолжает исповедовать старую веру. В середине 17 века церковная реформа патриарха Никона расколола до этого единый русский народ на две части – принявших и не принявших нововведения Никона. Тех, кто остался держаться древлеотеческих правил, назвали старообрядцами. К началу XX века почти все казаки Уральского войска являлись старообрядцами. Особенно много последователей старой веры было в Донском, Терском и Кубанском казачьих войсках. Видное место казаки-староверы занимали в Забайкальском, Уссурийском и Сибирском войсках.

В Астраханском казачьем войске казаки-старообрядцы составляли около 3% войскового населения. Они проживали в Астраханской, Грачевской, Царицынской, Николаевской и Пичужинской станицах.

С конца XVII века Астрахань являлась одним из мощных центров старообрядчества на юге России. Активное заселение губернии в XVIIIXIX веках привело к тому, что появилось достаточно количество сел с большим старообрядческим элементом. Несмотря на жестокие преследования до 1905 года старообрядцы заняли видное положение среди деловых кругов города Астрахани. Во главе старообрядческих общин стояли либо купцы, либо богатые крестьяне, которые и  руководили  жизнью своего общества. Иногда старообрядцам удавалось избираться на должности сельских старост и волостных старшин. Староверы расселялись по всей губернии, но наибольшее их количество проживало в Астраханском уезде.

По характеру своего вероучения старообрядцы Астраханской губернии разделялись на поповцев Белокриницкой иерархии, беглопоповцев и беспоповцев (поморского, федосеевского, филипповского, страннического и спасова согласий). Старообрядцы Белокриницкой иерархии (в будущем – Русская Православная Старообрядческая Церковь) объединялись вокруг собора Покрова Пресвятыя Богородицы в городе Астрахани, называемым в народе Шульгинским. Настоятелем собора был протоиерей. При храме имелся полный штат духовенства и профессиональный хор. Община содержала начальное училище и богадельню. В конце XIX в. к собору пристроили высокую колокольню в псевдорусском стиле. В 1934 г. власти арестовали последнего священника соборной церкви о. Кириака Фомина, а храм закрыли. За закрытием последовал снос колокольни и уничтожение самого церковного здания.

В 1946 г. органы Советской власти передали старообрядческой общине Христорождественскую церковь. Данная церковь была построена в русском стиле на фундаменте храма XVII в. В первые годы после революции она перешла от патриаршей Церкви к обновленцам. В 30-е гг. храм закрыли и сломали колокольню.

Последние годы идут масштабные реставрационные работы в церкви. Менее чем за год была восстановлена в первозданном виде колокольня. В конце прошлого месяца был освящен и установлен крест на новую золоченую маковку. Старообрядческая община заказала восемь колоколов (полную звонницу) на предприятии Воронежа. К полудню 4 августа колокола были доставлены в Астрахань. С помощью крана колокола были поставлены на церковной паперти. Самый большой из колоколов – благовестник – оказался весом 1300 кг.

Настоятель храма иерей о. Василий отслужил водосвятный молебен и окропил святой водой всю звонницу. После закрепления языка, о. Василий сделал пробный удар. По округе пошел мелодичный раскатистый звон. Впервые за последние 80 лет прилегающие улицы услышали звук благовеста. С бережением и ювелирной точностью рабочие подняли колокола на колокольню.

Поздравляет всех причастных к данному событию с завершением великого и благого дела!

 

ФОТО